Безработица (unemployment) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.
Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь. В категорию экономически активного населения включают людей в возрасте от 10 до 72 лет, которые являются: занятыми (наемные работники, предприниматели); безработными. Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power). Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования: не имел работы; но искал ее; и был готов к ней приступить. Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность. Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы. где: u – уровень безработицы; U – численность безработных; L – численность экономически активного населения. Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).
1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека). 2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях. 3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается. 4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице. 5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе. Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы
1. 29 вопрос. Естественный уровень безработицы. Государственное регулирование занятости. Естественный уровень безработицы ( u*) – это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование. Это означает, что все люди, которые хотят работать, работу находят. Естественный уровень безработицы поэтому называют уровнем безработицы при полной занятости, а реальный объем выпуска, соответствующий естественному уровню безработицы, называют естественным объемом выпуска . Так как полная занятость рабочей силы означает, что в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы: Уровень безр. естест. (u*) = Ур.безр. фрикц. (uфрикц) + Ур.безр. структ. (uструкт) Или Ур.безр. ест. (u*) = Современное название этого показателя - не ускоряющий инфляцию уровень безработицы– Вспомним график экономического роста и экономического цикла. Каждая точка на тренде, изображающем экономический рост, соответствует величине потенциального ВВП или состоянию полной занятости ресурсов (точки В и С). А каждая точка на синусоиде, отображающей экономический цикл, соответствует величине фактического ВВП (точки А и D). Если фактический объем выпуска превышает потенциальный (точка А), т.е. фактический уровень безработицы ниже естественного уровня, то это означает, что совокупный спрос превышает совокупный выпуск. Это ситуация сверхзанятости. Е сли экономика находится на уровне потенциального выпуска ( на тренде), что соответствует естественному уровню безработицы, инфляция не ускоряется. . Величина естественного уровня безработицы меняется с течением времени. Так, в начале 60-х годов она составляла 4% рабочей силы, а в настоящее время 6% 7%. Причиной роста величины естественного уровня безработицыявляется увеличение продолжительности времени поиска работы, когда люди находятся в безработном состоянии, что обусловлено: увеличением размеров выплат пособий по безработице; увеличением продолжительности времени выплаты пособий по безработице; ростом доли женщин в составе рабочей силы; увеличением доли молодежи на рынке труда. Первые два фактора обеспечивают возможность поиска работы в течение более длительного периода времени. Последние два фактора, означающие изменение половозрастной структуры рабочей силы, увеличивают количество людей, впервые появившихся на рынке труда и ищущих работу, а, следовательно, увеличивают численность безработных, усиливают конкуренцию на рынке труда и удлиняют срок поиска работы. Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при нормальном устойчивом состоянии экономики, вокруг которого колеблется фактический уровень безработицы. Фактический уровень безработицы меньше своего естественного уровня в период бума (точка А на рис.1) и превышает свой естественный уровень в период спада (точка D на рис.2).
При государственном регулировании занятости применяются экономические, организационные, административно-правовые методы. Основные направления государственного регулирования занятости:
Политика занятости в условиях реформирования экономики сводится к объективной оценке и согласованию общественных и личных интересов участников производственных отношений и обоснованию путей наиболее эффективного использования физических и творческих способностей трудоспособного населения. Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования: - Ориентирующая, состоящая в научно обоснованном выборе приоритетных целей, определении основных направлений развития занятости населения; - Социальная, которая заключается в определении общественных и личных потребностей граждан в различных видах общественно полезной деятельности и возможностей их удовлетворения; - Упреждающая, назначение которой состоит в предвидении и описании возможных негативных последствий в сфере занятости и принятии тех или иных управленческих решений. Государственное регулирование занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание. Система государственного регулирования представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных форм и методов воздействия государства на процессы занятости населения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |