Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема экологии в дискурсе социальной философии Беларуси



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
Проблема экологии в дискурсе социальной философии Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




В конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ в. возникает выраженный экологический дискурс философских исследований. Философия общества, которая приняла ветвь «актуальности» от философии природы, доминировавшей в XVII-XIX вв., усвоила, в свою очередь, результаты рефлексии общественного сознания над экологическими проблемами, пришла к философии общества в его природном окружении и социоприродном взаимодействии. Этому способствовало возросшее внимание мировой научной элиты и международных организаций к экологическим последствиям антропогенной активности, выход в свет докладов Римского клуба, модельных прогнозов под руководством Дж. Форрестера, Д. Медоуза, Э. Ласло, М. Месаровича, Я. Тинбергена и др. - крупнейших ученых и научных групп коллективов в области прогнозирования социобиосферной динамики. Вышли в свет книги и советских ученых - М.М. Камшилова, Н.Н. Моисеева. Э.В. Гирусова, И.Д. Лаптева, Н. Федорова, Э. Маркаряна и др.

Первым серьезными публикациями в области философско-экологической проблематики в нашей стране стали книги П.А. Водопьянова. В работах «Устойчивость в развитии живой природы» (1974), «Динамическое равновесие природы и человека», «Человек, природа, производство: современный этап взаимодействия» (Минск, 1977) он одним из первых в республике выходит за пределы сугубо биологических вопросов в сферу широкой экологической проблематики, связанную с глобальными проблемами современного мира и судьбами в нем всего живого.

Активно включились в данную тематику и представители социальной философии. Так, под руководством академика К.П. Буслова в течение трех лет проводились фундаментальные научные исследования в области социальной экологии и вышла в свет коллективная монография «Социальные аспекты экологии» [3]. Авторский коллектив поставил проблемы актуальности гуманизации взаимоотношений общества и природы, проанализировал субстанциальные особенности природопользования в различных общественных системах, проблемы взаимоотношения трудовой и экологической сфер общества, перспективы социального развития и деятельности производительных сил в условиях экологического кризиса, исследовал диалектику экологической и социальной среды. Впервые были поставлены вопросы зависимости здоровья человека от технизации среды и возможностей экологической культуры.

Тем самым было положено начало развитию отечественной социальной философии в области осмысления и решения экологических проблем, изучения вопросов экологизации сознания и культуры белорусского общества. Эти исследования оказались очень востребованы после аварии на Чернобыльской АЭС, когда понадобились разработки механизмов социокультурной адаптации к экстремальным экологическим условиям. Здесь большую роль сыграла книга Е.М. Бабосова «Чернобыльская трагедия в ее социальных измерениях» (1990.). Одним из первых он проанализировал социальные последствиям аварии на ЧАЭС и предложил целую систему мер социальной, культурной и психологической реабилитации.

П.А. Водопьянов, А.И. Зеленков, В.С. Крисаченко проанализировали характер детерминирующего влияния социокультурных традиций, характерных для различных общественных систем, на процессы функционирования и динамики биосферной организации. Была предложена новая стратегия социоприродного развития [1 ] [2].

Проблемам экологии были посвящены исследования Э.В. Клесовой («Природа и человек. Философский очерк», 1979) и Ю.М. Манина («НТР и экологизация производства», 1979), П.С. Карако («Революция в современной биологии и ее социальные аспекты», 1982). В работах П.С. Карако в настоящее время находит свое отражение тема поиска путей экологизации научного знания и образования в Беларуси, использования лучших образцов национальной художественной культуры в преподавании гуманитарно-экологических дисциплин [4].

В Белорусском государственном университете под руководством профессора

А.И. Зеленкова было изучено богатейшее духовное наследие, аккумулированное в философских трудах и литературных сочинениях, произведениях искусства и моральном опыте многих стран и народов мира: «Антология экологической мысли. Восточные славяне». - Минск, 2003; «Антология экологической мысли. Западноевропейская цивилизация». - Минск, 2003; «Антология экологической мысли. Цивилизации Востока». - Минск, 2006.

В русле фундаментальных исследований Института философии С.П. Онуприенко исследовал проблемы формирования социально-экологических ценностей и ориентаций у населения Беларуси [5]. Работы А.С. Червинского рассматривали закономерности развития биосферных компонентов в условиях целенаправленного антропогенного воздействия. Были разработаны методологические основания оценки состояния и условий возрастания качества окружающей среды как социоприродного феномена [6].

Исследования аспектов гуманизации социоприродных отношений И.Я. Жибуля отчетливо показали, что диалектика процессов сохранения надлежащего качества окружающей среды неотделима от особенностей жизненного уклада, его этнонационального содержания, условий жизни и образа жизни в целом. И.Я. Жибуль первым обратил внимание на важность целенаправленного формирования и совершенствования системы экологических потребностей белорусов, учитывая возрастные и социальные характеристики их бытия [7].

В конце 90-х гг. прошлого века оформились и основные направления социоэкологиче- ских исследований в институте философии. Ими стали научно-методологические принципы философского осмысления взаимодействия в системе «человек-природа-общество»; проблемы формирования экологического сознания; разработка теоретико-методологических основ социо- природного моделирования в условиях глобализации; этические проблемы биотехнологического прогресса; разработка социокультурных механизмов адаптации человека к экстремальным экологическим условиям (С.П. Онуприенко, Н.Е. Захарова, Н.А. Лазаревич, Н.И. Снытко, В.И. Галь).

Вопросы образования, воспитания, возвышения экологических интересов и ценностей человека неизменно находятся в центре внимания отечественной философии, расширяя ее возможности и проблемное поле. В целом это содействует формированию адекватной современным глобальным вызовам и рискам национальной модели перехода к постиндустриальному развитию, которое невозможно без ценностно-экологических приоритетов, позволяющих преодолеть стереотипы потребительского отношения человека к жизни. Ценностный подход к миру и месту, предназначению человека в нем, постепенно склоняет к признанию, что не все открытое, сотворенное и производимое - ценность для человека. Что творчество может быть преступным, дьявольским, и что не все новации надо превращать в инновации, т.е. воплощать в действительность.

В какой-то мере именно экологическая культура, ее социальная продуктивность и эври- стичность становятся в XXI в. общим критерием гуманизации общественных отношений и истинного бытия человека. И если цель науки - это говорить с природой на ее языке, то цель философии - говорить с человеком на языке истины. Поэтому новый философский взгляд на мир в какой-то мере сводится к возрождению старого философского тезиса, что человек есть мера всех вещей, цель прогресса.

Для истинности бытия человека, таких средств как наука и образование, даже если они находятся на должном системно-целостном уровне, недостаточно. Если каннибала научить пользоваться ножом и вилкой, от этого он не станет более духовным. Поэтому и нужны поиски новых оснований для выработки коллективных экологически безопасных действий и творческого духовного развития личности. В этом смысле можно поставить в заслугу белорусской философии, что она сохранила, противостоя модернистским атакам, диалектические традиции поиска истины и добра. Теперь же ей предстоят поиски новых оснований для выработки коллективных навыков гуманистического мышления.

 



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
Проблема экологии в дискурсе социальной философии Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема экологии в дискурсе социальной философии Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)