Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы формирования экологического мировоззрения современного человека



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Основы формирования экологического мировоззрения современного человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Философская наука определяет акмеологию, психологию и педагогику как сферы развития человека, становление его способности к самодетерминации собственной активности, на основе совокупности, полученных знаний и методов и направлений их применения. Содержание акмеологического воздействия определяется спецификой труда педагога-ученого, так как объектом воздействия становится психика человека - активного участника психологообразовательного процесса, со своими мотивами учения, логикой поведения и, одновременно, находящегося в процессе формирования и становления системы мировоззренческих представлений и установок, определяющих целостный образ человеческого мира. История развития педагогической акмеологии начинается задолго до того, как в науку в 1924 году

Н.И. Рыбниковым был официально введен термин «акмеология». Н.И. Новиков впервые объявил педагогику наукой, охарактеризовав ее как науку, предполагающую в себе многие знания

и, требующую в исполнении много наблюдательного духа, внимания, просвещенного практического рассудка. Ежемесячный журнал «Утренний Свет» Н.И. Новиков стал издавать с сентября 1777 года, он считается первым в России философским журналом. Одной из важнейших задач

Н.И. Новиков считал борьбу против преклонения перед иностранщиной, за национальные основы культуры. Гуманистические традиции в педагогике своего времени одним из первых стал разрабатывать В.А. Сухомлинский. В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет, что каждый человек уже в годы детства и далее отрочества и юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества. Мировоззренческая позиция В.А. Сухомлинского основывалась на задаче воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, обществом, собственной совестью. Интересны и оригинальны работы Л.С. Выготского, обращение к ним дает возможность проследить развитие идей онтогенеза мышления. В теории Л.С. Выготского процесс развития психики человека рассматривается как процесс преобразования натурального уровня в культурный за счет опосредования знаком, это опосредование происходит на основе интериоризированного коммуникативного действия. Культура возникает там, где непосредственного опыта недостаточно и где приходится достраивать неудавшиеся приспособления. Межличностному взаимодействию Л.С. Выготский придавал большое значение, рассматривая его как основу развития психики и основу культуры в целом.

Создание в 40-50-х гг. ХХ века теории о поэтапном формировании умственных действий и понятий П.Я. Гальперин связывал с решением практической задачи по определению необходимых и достаточных условий, которые однозначно детерминируют ориентировку учащегося и обеспечивают получение намеченных результатов обучения. Основная роль в процессе создания программного обучения отводилась психологической, а в дальнейшем акмеолого- психологической концепции управляемого образовательного и воспитательного процессов.

Н.Ф. Талызина в работе «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969) обращает внимание на то, в рамках метода планомерно-поэтапного формирования конечная цель акмеолого-педагогического воздействия - освоенное действие, сформированное умение его выполнять. Приобретение знаний в этом случае лишь промежуточный этап, а ограничение на этом этапе, или остановка, могут расцениваться как признак недообученности. Заучиванию противопоставляется поэтапная интериоризация. В содержании учебных дисциплин

Н.Ф. Талызина считает необходимым различать действия связанные с усвоением содержания, обозначая их как вспомогательные действия, и действия, в которых содержание воплощается, обозначая их как основные действия - ядро в подготовке человека. Организация планомернопоэтапного усвоения действий предполагает разработку алгоритмических предписаний по практическому применению формируемых действий, обеспечение обратной связи, предварительную проработку возможных видов коррекции.

В последнее время распространение получили акмеолого-педагогические образовательные системы, изложенные в работах В.А. Якунина «Современные методы обучения в высшей школе» (1991) и «Психология учебной деятельности студента» (1994), написанные с опорой на идеи, предложенные в трудах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой, В.Д. Шадрикова.

Подход В.А. Якунина включает следующие положения:

- обучение через процесс управления психическим развитием человека, можно рассматривать как форму социального воздействия;

-      педагогическую технологию составляют процессы целеполагания, информирования, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля, коррекции;

- управление психическим развитием учащихся состоит в последовательном переводе их из одного психического состояния в другое;

- обучаемый и обучающийся выступают в качестве субъектов по отношению к себе и к другим;

-      позиция учащегося и, в конкретном случае, студента в качестве субъекта процесса обучения и самообразования становится фактором развития его личности;

- критериями эффективности обучения и воспитания рассматриваются содержание и уровень сформированности социального мировоззрения и профессиональной позиции личности как форм становления психического развития.

По мнению В.А. Якунина, общим принципом акмеологического воздействия в педагогике должен стать перевод студентов из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности. Различие типов обучения обусловлено, прежде всего, применяемыми методами в образовательном процессе. Например, целью проблемного обучения является процесс решения задач. В активных методах обучения преобладают организационно-коммуникативные элементы, тогда как в традиционном обучении наибольшее внимание уделяется содержанию передаваемой информации. В.А. Якунин считает, что процесс обучения должен включать все возможные к применению методы, тогда как название он получает по методу преобладающему в нем.

Цели и задачи в труде ученого-педагога разнообразны и варьируют от глобальных, заданных социальным заказом общества, до конкретных, определяемых возможностями контингента учащихся. Педагогические задачи всегда нестандартны и требуют творческого философско-акмеологического подхода и осмысления. Главным результатом труда, в этом случае, становится наличие позитивных качественных изменений в психическом развитии субъекта обучения. Способы деятельности ученого-педагога находятся в контексте высоконормативного социального поведения, определяемого системой этических норм. Личностное развитие субъекта обучения предполагает не только обретение знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе, но и в формировании качеств личности, необходимых для активной жизни и деятельности в обществе настоящего и будущего, формировании мировоззренческих смыслов понимания человека, мира, целей, необходимости дальнейшего развития глобализации жизни и, соответственно, социальных оснований политики.

Таким образом, сущность профессиональной деятельности ученого-педагога, исходя из понимания философско-акмеологических основ мировоззрения современного человека, состоит в определении направлений формирования фундаментальных представлений о мире, месте личности в нем, возможных способов взаимоотношений между миром и человеком, основных стратегиях жизни и деятельности, формировании профессионала с четко выраженной гуманистической акмеологической направленностью, дающей возможность, сохраняя национальное самосознание, руководствоваться мировоззренческими универсалиями больших социальных общностей.

 


 

Литература

 

1. Анисимов, О С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. - Минск, 2002.

. Деркач, А.А. Акмеология. - М., 2002.

. История педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999.

. Огнев, А.С. Субъектогенетический подход в обучении: учебное пособие. - Воронеж, 1998.

. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.

. Водопьянов, П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции / П.А. Водопьянов, А.И. Зеленков. - Минск, 1987.

. Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А. Водопьянов, В.С. Крисаченко. - Минск, 1993.

. Социальные аспекты экологии / К.П. Буслов, А.А. Домжа [и др.]; под ред. К.П. Буслова. - Минск, 1983.

. Карако, П.С. Экологическое образование в Республике Беларусь: состояние и направления совершенствования» // Экология. - 2009. - № 10.

. Онуприенко, С.П. Социально-культурные аспекты экологических проблем в Беларуси. - Минск, 1994.

. Червинский, А.С. Качество окружающей среды. - Минск, 1997.

. Жибуль, И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. - Минск, 1991.



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Основы формирования экологического мировоззрения современного человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы формирования экологического мировоззрения современного человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)