Глобализация мировой экономики и национальные интересы России
С глобализацией мировой экономики, (которая формируется в результате либерализации мировой торговли, трансграничной инвестиционной деятельности и движения капитала) часто связывают надежды на оздоровление окружающей среды в глобальных масштабах. Так на Глобальном форуме окружающей среды на уровне министров и 6 специальных сессий совета управляющих ЮНЕП (Мальме, 29 - 31 мая 2000г.) были приняты следующие рекомендации: "экологические соображения должны стать одним из элементов процесса принятия решений в области экономики, а при осуществлении природоохранных конвенций необходимо учитывать как социально - экономические аспекты, так и связь между торговлей и окружающей средой. В настоящее время определены следующие характерные признаки глобализации мировой экономики [5]: 1. Возникновение глобальной информационной сети; 2. Интеграция экономики на уровне рынков и предприятий, когда транснациональные компании абсолютно автономно решают все вопросы размещения производства, инвестиций и рабочих мест. В России это можно видеть на примере освоения нефтегазовых ресурсов шельфа Сахалина консорциумами транснациональных компаний (Эксон, Мобил, Шелл, Мак Дермут и др.) в рамках соглашений о разделе продукции. 3. Сокращение возможностей национальных государств и их институтов для решения своих экономических, экологических и социальных проблем. В частности, те же нефтяные компании на шельфе Сахалина не выполняют требования Водного Кодекса РФ о запрете сброса бурового шлама в шельфовые воды. Сторонники глобализации утверждают, что люди получают возможность качественно улучшить свой образ жизни, если они имеют доступ к рынкам труда и/или капитала. Однако, при таком подходе закрепляется существующий мировой порядок, когда каждый из жителей индустриально развитых стран потребляет природных ресурсов в 10 - 20 раз и более, чем люди из развивающихся стран. К последним отнесена и Россия. Как известно, обострение глобального экологического кризиса обусловлено международным разделением труда, при котором [6]: - индустриально развитые страны поставляют по высоким ценам наукоемкую продукцию; - остальные страны являются источниками и производителями сырья по низким ценам. Согласно существующей мировой ценовой политики соотношение удельной стоимости природных ресурсов и технологий равно 1:20 и более. Таким образом, развивающиеся страны (поставщики природных ресурсов) всегда будут должниками индустриально развитых. А поскольку в последних темпы потребления природных ресурсов непрерывно растут, то одним из условий современной глобализации является эксплуатация зарубежных территорий транснациональными компаниями по эгидой США. Основными инструментами для получения доступа к управлению зарубежными природными ресурсами являются инвестиции и технологии. В период с 1990г. до 1996г. объем иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран возрос почти в 5 раз, с 44 млрд. $ до 243 млрд. $ [7]. Очевидно, что в той же мере возросла интенсивность эксплуатации природных ресурсов и масштабы антропогенного воздействия на качество окружающей среды. Вместе с тем износ основных фондов оборудования на пост - советском пространстве составляет 60 - 70%, а для технического перевооружения необходимы инвестиции в размере 100 - 150 млрд. $ в год (по оценкам СНГ - лизинг) Выход из сложившийся ситуации только один, реализации проектов по освоению природных ресурсов России с участием иностранных инвесторов, должна осуществляется с применением отечественных технологий, прошедших процедуру сертификации в соответствии с мировыми стандартами. Для поддержки наукоемких отечественных технологий необходимо развивать систему лизинга. Таким образом, одним из главных условий сохранения национальных интересов России в процессе ее интеграции в мировую экономику является увеличение вклада отечественного интеллектуального капитала для обеспечения устойчивого развития общества. Еще одним непременным условием интеграции России с мировым сообществом должно быть развитие гражданского общества, которое является инструментом достижения целей устойчивого развития. Гражданское общество дополняет деятельность правительства, поскольку формирует и развивает новые ценности, нормы и индексы, способствующие устойчивому развитию мирового сообщества. Системный подход к управлению природными ресурсами и качеством окружающей природной среды В настоящее время в РФ основным инструментом государственного управления природными ресурсами и экологической безопасностью являются федеральные_целевые программы, которые представляются в правительство министерством природных ресурсов РФ, совместно с другими заинтересованными ведомствами. Однако, в большей части программ запланировано использование внебюджетных средств, что подразумевает участие частного сектора экономики. Очевидно, что привлечение последнего требует четкого разграничения полномочий между участниками программ и установления гарантий возврата инвестиций. По существу речь идет о формировании рынка природных ресурсов и экологических услуг [8] По этой причине следует рассмотреть тенденцию изменения спроса на экологические ценности, а так же его влияние на рынок природных ресурсов. При выборе приоритетов управления природными ресурсами необходимо определить граничные условия для эксплуатации различных видов ресурсов. Для возобновимых ресурсов в качестве нижней границы потребления может быть принята величина затрат на воспроизводство потребляемой части ресурса. Для невозобновляемых ресурсов подобной границей может быть величина планируемых издержек на разработку способов их замещения продуктами с аналогичной потребительской стоимостью. Для формирования упомянутого выше рынка требуется научное обоснование по решению проблем собственности на природные ресурсы. В качестве первого шага можно ввести ограничения на осуществление права собственности, которые следует из основных положений концепции устойчивого развития [8] А) Любой возобновляемый природный ресурс должен быть воспроизведен как количественно, так и качественно; Б) Часть доходов от эксплуатации невозобновляемых ресурсов должна тратится на научные исследования по замещению их менее ценными аналогами. В настоящее время необходимо разработать принципы распределения прав собственности на природные ресурсы между федеральными и региональными властями, а так же частными сектором экономики. Одним из них являются свойства самих природных ресурсов, которые определяют: А) Формирование макроэкономических показателей страны; Б) Соотношение между распространенностью природных ресурсов и масштабами их потребления на внутреннем и мировом рынках. В) Связь между национальной безопасностью и обеспеченностью страны природными ресурсами. Г) Степень исчерпаемости природных ресурсов и возможность их замены искусственными (вторичными) ресурсами. Предполагается, что распределение прав собственности на природные ресурсы может осуществляться по следующим этапам [8]: 1.Экономическая оценка и идентификация природных ресурсов, как объектов собственности 2. Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в рамках совместного осуществления владения, использования и распоряжения природными ресурсами. 3. Сосредоточение полномочий в отношении конкретных природных объектов только на одном их уровней (федеральном или региональном) 4.Передача прав собственности от субъекта федерации в муниципальную и частную собственность, либо передача в пожизненное, наследуемое владение. Одним из видов природных ресурсов является ассимиляционная емкость природных систем, под которой понимается способность окружающей среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих качественных характеристик в течении длительного времени. По этой причине необходимо разработать методы экономической оценки возможностей ассимиляционной емкости окружающей среды путем учета разницы между общественно - необходимыми затратами на достижение приемлемого уровня экологической безопасности в целом и для конкретного региона с известным ассимиляционным потенциалом. Это позволит установить размеры платежей за использование последних, для достижения нормативного уровня при поступлении в окружающую среду различных видов загрязнений. Особый интерес представляет проблема распределения собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды в национальных и международных масштабах в связи с трансграничным переносом загрязняющих веществ. Распределение собственности можно производить на основе данных о мощности антропогенного воздействия на окружающую среду: А) В муниципальную и частную собственность целесообразно передавать ассимиляционный потенциал, способный нейтрализовать загрязняющие вещества на расстоянии нескольких километров от источника; Б) В федеральной собственности должен находиться ассимиляционный потенциал, который способен поглощать: - загрязняющие вещества, распространяющиеся на сотни и более километров от источника, т.е. оказывающие трансграничное и глобальное воздействие на качество окружающей среды; - особо опасные загрязняющие вещества (СОЗ, радиоизотопы и т.д.), а так же включенные в международные обязательства России (парниковые газы, озон и т.д.) В последнем случае необходимо решить какие эколого - политические механизмы должны быть задействованы для получения компенсации Россией от мирового сообщества за оказываемые экологические услуги: рентная оплата, рынок квот на загрязнение и другие. Эколого - социальные приоритеты экономической деятельности Население РФ имеет конституционное право на экологическую безопасность, которая должна обеспечиваться государством через соблюдение системы предельно -допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и предельно-допустимых уровней воздействий (ПДВ) физических полей. В настоящее время данная система неэффективна по нескольким причинам: 1. На территории большей части регионов России, обладающих значительным промышленных и сельскохозяйственным потенциалами, наблюдается систематическое превышение ПДК для воздуха и питьевой воды; 2. Система нормирования качества окружающей среды на основе ПДК и ПДВ несовершенна, поскольку не позволяет прогнозировать размеры экологического риска и экологического ущерба, обусловленных различными видами антропогенной деятельности; 3. В адмистративно - командной системе охраны окружающей среды, которая в основном сохранилась до сих пор, отсутствует мотивация и условия для предпринимательской деятельности Таким образом, имеется противоречие между либерализующейся экономикой страны и механизмами природоохранной деятельности. Рыночные механизмы по достижению приемлемых эколого - социальных стандартов жизни населения могут быть введены в практику через следующие процедуры: 1. Проведение добровольной и обязательной сертификации качества товаров и услуг; 2. Учет интересов местного населения при планировании крупномасштабных проектов по эксплуатации природных ресурсов; 3. Организация экологического страхования населения в зонах проживания с повышенной опасностью, за счет загрязняющих предприятий. Реализация упомянутых выше положений часто возможны только под давлением общественных экологических организаций, если они способны вести конструктивный диалог с властными структурами различного уровня.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |