Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ опубликованных экологических доктрин России



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Анализ опубликованных экологических доктрин России 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время предложено несколько подходов к обоснованию экологических приоритетов развития России в XXI веке:

А) В официальных среднесрочных программах до 2010 -2015г.г. по существу либо предполагается отложить решение экологических проблем, до достижения  экономического процветания (Минэкономики РФ) либо планируется осущёствление отдельных региональных программ (МПР России, Минсельхоз РФ и Госгидромет РФ)

С таким подходом нельзя согласиться, поскольку это противоречит концепции устойчивого развития, принятой в качестве официальной доктрины России с 1 апреля 1995г.

Б) Проект концепции экологической доктрины России выдвинут группой академиков РАН (Лаверов Н.П. Исаев А.С. Павлов Д.С. Осипов В.И. Израэль Ю.А.) от имени Научного Совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайной ситуации в июне 2001 [9]. Данная концепция будет обязательно подвергнута критике, поскольку в число основных факторов дестабилизации природной среды в предлагаемой концепции одновременно включены такие явления как: глобализация экономики и изменения характера собственности в России. Очевидно, что оба положения направлены против экономических реформ в России, которые осуществляются всеми ветвями власти.

Кроме того, в проекте концепции отсутствует упоминание об участие России в международных экологических проектах, в том числе в подготовке к саммиту "Рио+10" глав государств, посвященному устойчивому развитию мирового сообщества в XXI веке. В) основные положения экологической доктрины России представила в марте 2001г. общественная организация "Социально - экологический союз"[10].

Представленные материалы готовились пятью независимыми организациями, что нашло отражение в виде повторов и противоречий отдельных пунктов "Основных направлений государственной экологической политики":

А) В разделах 3.2. и 3.3. несколько раз повторяется тезис об использовании отходов в качестве вторичных ресурсов, поскольку искусственно отделены от развития промышленности такие её компоненты, как энергетика, транспорт и сырьевое обеспечение;

Б) По существу в разделах 3.1. -3.4. и 3.9 предложен ведомственный подход к достижению экологической безопасности только для населения (раздел 3.6.) с исключением из рассмотрения биоты;

В) Поскольку в "Основных положениях ..." совсем не рассматриваются глобальные проблемы в разделе 3.5. территориальная экологическая политика обсуждается только применительно к локальным и региональным проблемам;

Г) На наш взгляд в разделе 3.10. положения о "Привлечении международных сил и средств для сохранения и восстановления средообразующих функций нетронутых и малоосвоенных массивов российской природы, имеющих  глобальное значение, имеет двойное толкование и по существу может стать юридическим обоснованием для осуществления любой агрессии на территории России;

Д) Раздел "Пути и средства реализации государственной экологической политики" написан со знанием дела, поэтому многие положения могут быть использованы при написании общей экологической доктрины.

В течение 2001г. обобщенная Экологическая Доктрина России разрабатывалось и обсуждалось в рамках Общенационального Экологического Форума, который на своем 4 Совещании (25 декабря 2001г, г. Дубна) принял окончательный текст.

Последний был принят за основу Межведомственной государственной комиссией, созданной согласно Постановления Правительства РФ от 28.12.2001г. для редакции и утверждения упомянутых выше доктрины в качестве официального правительственного документа, который и был опубликован в газете "Ресурсные ведомости" март 2002г.

После утверждения доктрины Президентом России она может быть использоваться в качестве основы для разработки федеральных законов и региональных актов, обеспечивающих устойчивое развитие социо-природных систем.

Выбор экологических приоритетов развития экономики России в условиях глобализации

1. Современная ситуация по реализации концепции устойчивого развития

В 1992г в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде практически все её участники признали необходимость перестройки экономики своих стран для смягчения последствий глобального экологического кризиса.

В 1997г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН было отмечено, что цели остались прежними, но ощутимых результатов по улучшения качества окружающей среды добиться не удалось. Главной причиной неудачи было названо

нежелание индустриально развитых стран (главных виновников экологического кризиса): оказывать финансовую поддержку глобальным природоохранным мероприятиям и развивающимся странам в их борьбе с бедностью.

Курс США остался прежним, о чем свидетельствуют результаты саммита глав "восьмерки в Генуе, июль 2001г.

В рамках подготовки саммита "Рио+10" в г. Йоханнесбурге (осень 2002г.) проводятся многочисленные международные конференции по оценке масштабов глобальных изменений окружающей среды, на которых констатируется углубление глобального экологического кризиса как следствие ошибочного курса развития мировой экономики.

Прошедшие десятилетие после "Рио-92" показало, что человечество реагирует на глобальное изменение качества окружающей среды не как целостная система, а как совокупность разнородных по интересам государств, защищающих свои национальное интересы.

В частности индустриально - развитые страны деформируют начавшуюся глобализацию мира, стараясь придать этому процессу выгодный для себя вектор развития.

При этом предполагается, что в России экологические проблемы не могут быть приоритетными в условиях системного кризиса.

Однако, на наш взгляд парадокс ситуации заключается в том, что именно кризис позволяет нашей стране радикально изменить функционирующую социально-экономическую структуру.

Для России, в которой в результате перестройки разрушена старая экономическая структура, представляется уникальная возможность построения новой экономической системы на основе экологических приоритетов.

При формировании новой экономики в РФ основная ставка должна быть сделана на отечественные технологии, соответствующие мировым стандартам как по эффективности, так и по экологической безопасности.

Вместе с тем Россия вправе предъявить счет индустриально развитым странам, в первую очередь США и Западной Европе, за многолетнюю эксплуатацию ассимиляционного потенциала в частности для:

А) Потребления СО2 из атмосферы лесами РФ продуцируемого на тепловых электростанциях за рубежом;

Б) Обеспечения устойчивости глобальной биосферы за счет сохранения естественных экосистем в России;

В) Нейтрализации токсичных веществ, поступающих на территорию и в окраинные моря России, в результате трансграничного их переноса через атмосферу и гидросферу.

2. Обоснование выбора экологических приоритетов для стратегии экономического развития России.

Научное обоснование выбора экологических приоритетов должно осуществляется на основе:

А) Постулатов концепции устойчивого развития

Б) Экологической этики, запрещающей эксплуатировать природные ресурсы без соблюдения стандартов экологической безопасности;

В) Результатов междисциплинарных исследований по оценке эффективности и уровня экологической безопасности применяемых технологий.

Как уже отмечалось выше, в федеральных целевых программах либо декларируется приверженность постулатам устойчивого развития, либо предлагается перенести рассмотрение экологических проблем до лучших времен. Последнее означает отказ от выполнения государственной доктрины устойчивого развития.

Дополнительная неопределенность в государственном планировании экологической политики возникает в результате того, что США и их союзники своими информационными и технологическими ресурсами поддерживают те модели глобального развития, которые отвечают их геостратегическим интересам.

Отсюда следует вывод о необходимости проведения фундаментальных исследований по созданию эколого - экономических моделей, позволяющих проигрывать сценарии социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, в соответствии с требованиями концепции устойчивого развития.

Основная идея устойчивого развития состоит в учете экологического фактора при развитии человеческого общества, поэтому при составлении федеральных целевых программ приоритет должен быть отдан экологической политике. Под последней понимается целенаправленная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и сохранения качества окружающей среды.

Экологические приоритеты экономического развития России в условиях глобализации

1.При выборе стратегии экономического развития необходимо исходить из следующих положений:

А) Основой любой федеральной, или региональной экономической программы является концепция устойчивого развития России, в которой изначально экологические приоритеты занимают ведущее место;

Б) В условиях глобализации мирового сообщества, вхождение России во всемирные и региональные организации, которые предназначены для сотрудничества в экономической и экологической сферах, должно осуществляться только при условии соблюдения собственных национальных интересов.

Одним из них является получение Россией денежной компенсации от мирового сообщества за оказание экологических услуг в глобальных и региональных масштабах.

2. Россия не должна повторять экономические траектории индустриально развитых стран, поскольку:

А) Экономическая деятельность последних является главной причиной возникновения и углубления глобального экологического кризиса;

Б) При правильном выборе вектора развития у России имеются средства и ресурсы для оптимального решения всего комплекса экономических, экологических и социальных проблем, обусловивших системный кризис в стране.

З. Непременным условием экономического развития России является: использование отечественных технологий, способствующих росту глубины переработки природных ресурсов и снижению затрат последних (включая энергию) на единицу конечной продукции.

4. Экономический механизм организации устойчивого развития предусматривает введение в практику отношений между государством (владелец природных

ресурсов) и пользователем (частный сектор) трех видов платежей:

А) Плата за воспроизводство используемого ресурса (абсолютная рента);

Б) Ресурсная рента (дифференциальная рента, или сверхприбыль), которая обязана качеству и местоположению ресурса относительно рынков сбыта;

В) Компенсационные платежи (за экономический ущерб, нанесенный природной среде и ресурсам).

5. Финансовый механизм же предусматривает распределение этих видов платежей между бюджетами разных уровней. Полученную рентную плату за пользование природными ресурсами необходимо использовать для:

А) Развития и внедрения в экономику отечественных ресурсосберегающих и наукоемких технологий, которые позволяют реализовать концепцию устойчивого развития;

Б) Осуществление системы мероприятий по охране качества окружающей среды, включающих:

- организацию экологического мониторинга с использованием контактных и дистанционных методов;

- проведение превентивных природоохранных мероприятий, включая внедрение новых технологий, для снижения уровня антропогенного воздействия на качество окружающей среды;

- проведение экологической экспертизы и экологического аудита правительственными и общественными организациями;

- ликвидацию негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.

6. Стимулирование экологического предпринимательства для привлечения дополнительных неправительственных источников финансовых средств на осуществление природоохранной деятельности должно проводиться путем:

А) Осуществления процедуры экологического страхования на обязательной и добровольной основах;

Б) Утилизации отходов с получением и реализацией вторичного продукта (сырья);

В) Реализации эколого - инновационных проектов;

Г) Сертификации товаров и услуг с использованием международных стандартов экологической безопасности.

7. Россия должна участвовать в формировании "экологически справедливой" мировой ценовой политики на природные ресурсы и технологии, через:

А) Определение полной стоимости различных видов природных ресурсов, в том числе жизнеобеспечивающих, таких как воздух и вода;

Б) Увеличение доли "искусственного капитала" в функции устойчивого развития мирового сообщества путем:

- экспансии отечественных технологий на мировой рынок, в первую очередь в страны "третьего рынка";

- снижения на конкурентной основе мировых цен на технологии, поскольку их стоимость в России в 5 -10 раз ниже, чем за рубежом.

8. В нормативно - правовых актах федерального и регионального уровней по 'управлению природными ресурсами и стимулированию инвестиционной деятельности необходимо предусмотреть:

А) Обеспечение гарантированного социально - экономического эффекта для местного населения при эксплуатации природных ресурсов региона;

Б) Введение в систему бухгалтерского учета экономических показателей, которые могут быть обусловлены:

- сохранением качества окружающей среды, в том числе возобновляемых ресурсов;

- замещением природных ресурсов на менее ценные, либо искусственные материалы.

9. Осуществление пилотных проектов устойчивого развития отдельных регионов России позволит получить практический опыт по отработке экономических и финансовых механизмов для решения поставленных выше задач.

10. Выбор регионов будет определяться несколькими причинами в том числе:

А) Степенью зависимости региональной экономики от различных видов природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых;

Б) Готовностью местных органов власти к проведению экономической политики, основанной на концепции устойчивого развития;

В) Наличием крупных инвестиционных проектов по природопользованию в данном регионе

Условия достижения основных приоритетов

1. Главным условием достижения поставленной цели является реализация всеми ветвями власти концепции устойчивого развития России, согласно которой макроэкономические и экологические показатели должны играть одинаково важную роль при составлении программ развития на федеральном и региональном уровнях, а также при осуществлении международной политики.

2. Экологизация экономики России зависит от гармонизации Законодательства, регулирующего взаимодействие между рыночными и государственными механизмами управления качеством окружающей среды и природными ресурсами.

Это требует научного обоснования оптимального соотношения между директивными и экономическими (в том числе рыночными) методами регулирования

эколого - экономических взаимодействий.

3. Для прогнозирования устойчивого развития необходим переход от традиционных показателей экономической деятельности (ВНП, национальный доход, и т.д.) к созданию системы эколого - экономических показателей, таких как:

а) Показатели природоохранных затрат для всех видов производства;

б) Оценка размеров экологического ущерба от различных видов антропогенного воздействия.

4. В связи с изменением методологии экономического анализа потребуется перестройка экономической статистики: от экологизации структуры национальных счетов и финансовых балансов вплоть до бухгалтерских балансов предприятия.

Одним из главных условий перестройки экономики должно быть использование природной ренты для компенсации полного экологического ущерба: от добычи ресурсов до конечного потребителя.

5. При отборе инвестиционных проектов необходимо оценивать эколого-экономиче-скую эффективность проекта, с учетом возможного экологического ущерба. Оценку последнего целесообразно производить с использованием величины экологического риска, в качестве интегрального критерия качества окружающей среды.

6. Вхождение России в глобальные мирохозяйственные связи должно осуществляться с учетом экологических, экономических, социальных и политических интересов населения.

7. Развитие гражданского общества в России будет способствовать как приобщению населения к природоохранной деятельности, так и повышению эффективности государственных программ под давлением общественности.

Список литературы

[1] Аникиев В.В. Экологические приоритеты общества и возможные пути их достижения / Сб." Экологическая адаптация общества на постсоветском пространстве", М., 2000 "Интербук - бизнес", с.28 -31

[2] Аникиев В.В. Мансуров М.Н. Флейшман Б.С. Анализ экологического риска освоения морских нефтегазовых месторождений / ДАН, 1995 т.320 № 4 с. 540 - 542

[3] Рюмина Е.В. Анализ эколого - экономических взаимодействий / М. "Наука" 2000, 159 с.

[4] Рюмина Е.В. Экологическая версия предназначения природной ренты / Экономическая наука современной России, 2001, №2 с.11 - 22

[5] Лавров С.Б. Проблемы глобализации / Изв. Русского Географического Общества, 1999, т. 131, вып. 3 с. 1 - 8

[6] E.U. von Wiezsacker. Earth Politics, Berlin, Springer, 1994, 450p.

[7] Кондратьев К.Я. Экономика и геополитика: от глобальных до локальных масштабов / Изв. Русского Географического Общества, 1998 т. 130 вып. 5 с. 7 - 13

[8] Лопатин В.Н. Экологически ориентированный маркетинг и рынок природных ресурсов(природных объектов)/Газета "Спасение" №24(220), июль 2001г.с.З

[9] Лаверов Н.П. Исаев А.С, Павлов Д.С. Осипов В.И. Израэль Ю.А. Проект экологической доктрины России (концепция)/ Газета "Зеленый мир" №14-15, 2001, с.28

[10] Забелин С. Яблоков А. Честин И. Блоков И. Федеров Л. Зименко А. Каюмов А. Экологическая доктрина Россия (основные положения)/ www.sev.ru/documents/doctrine 30.03.2001

[11] Захаров В.М. (ред.) Приоритеты национальной экологической политики России / М. Наука, 1999, 97с

[12] Никанорова Е.В. Сивочалова О.В. (составители) Устойчивое развитие: актуальные проблемы и перспективы научных исследований / М. Из-во "Экономика и информатика", 2000, 308с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sdo.uni-dubna.ru/



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Анализ опубликованных экологических доктрин России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ опубликованных экологических доктрин России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)