Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интуитивизм и концепция творчества в экзистенциализме



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Интуитивизм и концепция творчества в экзистенциализме 0.00 из 5.00 0 оценок




экзистенциализм философия абсурд сартр

Теория экзистенциализма получила свое развитие в тот период времени, когда идеологи осознали неизбежную потребность в теориях, оправдывающих враждебность общества человеку. Это произошло в какой-то степени из-за нарастания классово-антагонистических противоречий, к тому же вновь и вновь поднималась вечная тема смысла человеческого бытия. Появилась необходимость переосмыслить проблему человека и творчества. Концепции философии интуитивизма, освещавшие эти проблемы под сходным, хотя и своеобразным углом, повлияли на становление учения экзистенциализма.

Экзистенциализм и интуитивизм связаны друг с другом в первую очередь в отношении критики рационализма. Как в интуитивизме, так и в экзистенциализме интуиция провозглашалась единственным средством достоверного познания. Через этот тезис происходит осмысление творческой деятельности человека. Интуиция - это бесконечное мистическое созерцание, слияние субъекта с объектом, жизненный порыв, единственная возможность вместить в себя изменяющуюся действительность. Интуиция, как бескорыстное созерцание и творчество, противостоит интеллекту, обслуживающему утилитарные и социальные потребности человека.

Только иррациональная интуиция может ухватить нечто уникальное, непредсказуемое, неповторимое. Художник, который обладает интуицией, не зависит от социальной среды, культурной традиции, стереотипов мышления. Он способен создать что-то оригинальное и абсолютно новое, именно это и является критерием эстетической ценности. Лейтмотивом в учении экзистенциализма было признание иррационального бытия человека уникальным и неповторимым. Так же, как и интуитивизм, экзистенциализм говорит о том, что идеальная свобода человека - это свобода личности от общества. Тема творчества в теории экзистенциализма, можно сказать, была вторичной. Все, что было сказано выше, присуще больше интуитивизму. Однако в некоторых произведениях экзистенциалистов все же дается ответ на вопрос о значимости творчества в жизни человека.

Здесь можно обратиться к развязке знаменитого романа Жана Поля Сартра «Тошнота». Главный герой романа, мучившийся тягостностью существования, скитавшийся по жизни без цели, находящийся по ту сторону отчаяния, говорит сначала: «Подумать только, есть глупцы, которые ищут утешения в искусстве…концертные залы ломятся от униженных и оскорбленных, которые, закрыв глаза, тщатся превратить свои бледные лица в звукоулавливающие антенны. Они воображают, будто пойманные звуки струятся в них, сладкие и питательные, и страдания преобразуются в музыку, вроде страданий молодого Вертера; они думают, что красота им соболезнует. Кретины».

Однако когда он сам перед отъездом в другой город сидел в кафе и слушал джаз, который сочинила его любимая певица негритянка, ему в голову приходят следующие мысли: «Она поет. И вот уже двое спасены - еврей и негритянка. Спасены. Быть может, они сами считали себя безнадежно погибшими, погрязшими в существовании…Они немного напоминают мне умерших, немного - персонажей романа, они отмыты от греха существования. Не совсем, конечно, но настолько, насколько это дано человеку». Именно на этой относительно мажорной ноте заканчивается роман.

В экзистенциализме нет прямого ответа на вопрос о том, как человеку смириться с бременем своего существования. Наверное, этого ответа не может быть в принципе, поскольку человеку не дано постичь смысл его жизни. Однако очевидно, что творчество может служить своего рода избавлением от бесцельности, бессмысленности и отчаяния, которые господствуют в этом мире. Творчество - это источник самых сильных переживаний, на которые вообще способен человек. К тому же, это еще и источник подлинной свободы.

Если подытожить влияние интуитивизма (который, как было сказано выше, нес в себе некоторые характерные особенности экзистенциализма) на художественную культуру 20 в., то мы получим следующую картину. Интуитивистскими идеями питалась литература «потока сознания» и «новый роман». Концепцией проекции на полотно интуиции «реальной души» вдохновлялись кубисты, абстракционисты, абстрактные импрессионисты.18 Интуитивистская идея ассоциативной эмоциональной памяти оказалась особенно созвучна постмодернистскому видению искусства, эстетики и культуры как глобального «флэш бека».

Однако, несмотря на то, что экзистенциализм и интуитивизм роднила антирационалистическая направленность, в произведениях, созданных только на базе интуитивизма, полностью отсутствовало отражение действительности. Полотна становились все более абстрактными. Это не было характерно для произведений, непосредственно вдохновленных концепциями экзистенциалистов. Идеи мира абсурда, щедро привнесенные в мировую культуру экзистенциалистами, нашли свое отражение в творчестве сюрреалистов, о чем речь пойдет в дальнейшем.

 



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Интуитивизм и концепция творчества в экзистенциализме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интуитивизм и концепция творчества в экзистенциализме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)