Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История и представители экзистенциализма.



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
История и представители экзистенциализма. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

Ø Л. Шестов

Ø Н. А. Бердяев

 

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

Ø К. Ясперс

Ø М. Хайдеггер

Ø М. Бубер

 

Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:

Ø Ж.-П. Сартр

Ø Г. Марсель

Ø М. Мерло-Понти

Ø А. Камю

Ø С. де Бовуар

 

В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

Австрия:

Ø В. Франкл (логотерапия)

Италия:

Ø Э. Кастелли

Ø Н. Аббаньяно

Ø Э. Пачи

 

Испания:

Ø Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок)

 

В США идеи экзистенциализма популяризировали:

Ø У. Лоури

Ø У. Баррет

Ø Дж. Эди

Ø И. Ялом (экзистенциальная психология)

 

Великобритания:

Ø Айрис Мёрдок

 

Феноменология.

Феноменологическая философия возникла в Германии. Ее основателем является Эдмунд Гуссерль (Edmund Husserl, 1859 - 1938). В начале своей научной карьеры он изучал математику под руководством Карла Вейерштрасса (Weierstrass, 1815 - 1897), однако под влиянием лекций философа Франца Брентано (Brentano, 1838 - 1917), всерьез увлекся философией, которая и стала для него делом жизни. Математическому мышлению Гуссерля импонировало стремление Брентано превратить философию в строгую науку, кроме того, именно Брентано предоставил первичные идеи такой науки. В своем основном труде - "Психологии с эмпирической точки зрения" (1874) - Брентано вознамерился разработать строгую науку о душе и "на место психологий поставить психологию".

 

Феноменология (от греч. "феномен" и "логос" - учение о феноменах/явлениях) - это обозначение философского движения, появившегося в начале XX века, а также своеобразной практики осмысления, пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Феноменологическая практика находит свое применение не только в философии, но и в психологии, психиатрии, социологии, исторических науках, искусствоведении, других дисциплинах. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта, которые в обыденной жизни остаются незримыми, зачастую, будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно описательный (а не объяснительный, каузальный) характер исследования; наличие определенных методологических правил и принципов организации исследовательской работы.

 

Девиз феноменологической философии - "К самим вещам!" (нем. Zu den Sachen selbst!) - требует отбросить все концептуальные "очки" и идеализации на пути нашего взгляда на вещи, в определенном смысле забыть школьные уроки естественной и гуманитарной догматики, ориентироваться лишь на опыт непосредственного явления вещей. Понятно, что писать об этом много проще, чем осуществлять: ведь чаще всего мы даже не замечаем, что имеем дело не с самими вещами, а заменяющими их схемами, символами, симулякрами; мы с легкостью переносим свойства артефактов на сами предметы и обратно, очень часто смешивая их. Глядя на мир, мы видим его в свете господствующих естественнонаучных (или каких-либо иных) гипотез и способны заметить в нем лишь то, что укладывается в "прокрустово ложе" таких концепций. Чтобы научиться видеть сами вещи мало "читать" феноменологические тексты, нужно постоянно пытаться практиковать феноменологический метод. Первое, что надлежало бы научится видеть - это свое собственное видение и его детерминанты. Научиться схватывать свой взгляд возможно при помощи рефлективного обращения внимания. Критическое осмысление такого опыта будет способствовать освобождению от бессознательно используемых схем восприятия и мышления.

 

Предметом новой науки должны были стать "психические феномены".

 

Главное различие между ними в том, что психические феномены, познаваемые путем самоочевидного "внутреннего восприятия", интенционально содержат в себе какой-либо "объект" в качестве подразумеваемого содержания. Так, в процессе представления (психический феномен) нечто представляется (интенциональное содержание), в любви - любится, в суждении - утверждается или отрицается. Идея интенциональности, восходящая к средневековой философии, стала весьма плодотворной и для развития феноменологии Гуссерля.

Феноменология появилась на свет вместе с "Логическими исследованиями" Гуссерля (первый том - 1900, второй - 1901). Нужно сказать, что Гуссерль изначально преследовал цель создания отнюдь не феноменологии - учения, достаточно близкого психологии, - а "чистой логики", "чистота" которой обозначает именно чистоту от всего психологического. Однако в процессе работы над "чистой логикой" встала задача четко развести идеальную (то бишь, логическую) и реальную (психическую) стороны мышления, а также изучить каждую из сторон в ее своеобразии. Гуссерль, будучи приверженцем строгого хода мысли, был вынужден обратиться к феноменологической пропедевтике (т.е. подготовительной работе) к чистой логике. Постепенно феноменологическая составляющая в учении Гуссерля начинает доминировать и он почти забывает о своем изначальном проекте, полностью погружаясь в пучины открываемого опыта. По сути, почти все из опубликованных при жизни философа работ (после "Логических исследований") являются попытками с различных сторон подойти к феноменологии, и почти все они имеют подзаголовок "Введение в феноменологию". Тем не менее, Гуссерль - не только основатель феноменологии, но и, как справедливо отмечает историк Феноменологического движения Г. Шпигельберг, ее центральная фигура. Именно Гуссерль занимался разработкой "теоретической базы" феноменологии, тогда как многие его последователи зачастую просто использовали (в меру своего понимания) гуссерлевский "инструментарий" для различного рода прикладных исследований. (Более подробно об этапах творческой эволюции Гуссерля смотрите в словарной статье "Феноменология".)

 

Гуссерль был весьма плодовитым автором и лишь немногая часть его феноменологических разысканий была опубликована при жизни. Можете себе представить, каковы были последние годы жизни еврея Гуссерля в фашистской Германии: члену ряда иностранных академий на родине даже запретили преподавать. После смерти Гуссерля, серьезно опасаясь за судьбу его наследия, Мальвина Гуссерль (жена философа) передала 40 тыс. листов стенографических рукописей Гуссерля пастору Герману Лео ван Бреда, который тайком вывез их в Бельгию и основал знаменитый Архив Гуссерля в Лувене. В 1950 году на основе этого рукописного наследия началось издание собрания сочинений Гуссерля - Гуссерлианы (Husserliana). На сегодняшний день издано более 30 томов.

 

Далее я попытаюсь вкратце рассказать об основных представителях Феноменологического движения. Следует сразу оговориться, что отнесение тех или иных фигур к Феноменологическому движению само по себе достаточно условно, ибо это движение - живой исторический процесс, а не организация со строгой структурой и членскими билетами. Впрочем, и здесь имели место организационные формы единства, например, в виде "Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям", ставшего с 1913 г. трибуной феноменологической философии. В состав редколлегии "Ежегодника" входили тогда почти все известные феноменологи во главе с Гуссерлем.

 

В начале XX века существовал круг феноменологически мыслящих философов и психологов, которые одновременно с Гуссерлем приходили к феноменологическим идеям через "дескриптивную психологию" Брентано и разработки современных психологов. Один из старших учеников Брентано, бывший одно время наставником Гуссерля, Карл Штумпф (Stumpf, 1848 - 1936) ратовал за "экспериментальную феноменологию" и пытался ее осуществить, исследуя звуковые восприятия. В 1900 году появляется "Феноменология воления" Александра Пфендера (Pfдnder, 1870 - 1941), написанная под влиянием идей Брентано и аналитической психологии Теодора Липпса. Помимо Пфендера, из школы Липпса вышел Мориц Гайгер (Geiger, 1880 - 1937), учившийся также у Вундта и Гуссерля. Он известен своими исследованиями чувства эстетического удовольствия и эмпатии. Разносторонними интересами в феноменологии обладал Адольф Райнах (Reinach, 1883 - 1917), сочинения которого недавно стали доступны на русском языке. Пожалуй, наиболее влиятельным представителем ранней феноменологии является Макс Шелер (Scheler, 1874 - 1928). Помимо феноменологии, Шелер внес значительный вклад в становление философской антропологии и аксиологии. Особое внимание Шелер-феноменолог уделял эмоциональной жизни ввиду ее внутренней связи с миром ценностей, этим проблемам посвящена его книга "Сущность и формы симпатии".

 

Учившийся у Гуссерля польский философ Роман Ингарден (Ingarden, 1893 - 1970) многое сделал для популяризации идей феноменологии в восточной Европе. Его оригинальные феноменологические труды посвящены, главным образом, проблемам эстетики. Сохранилась и издана переписка Гуссерля и Ингардена.

 

 



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
История и представители экзистенциализма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История и представители экзистенциализма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)