Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Любовь как основа понимания человека в философии Л. Фейербаха



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Любовь как основа понимания человека в философии Л. Фейербаха 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если Фейербах отвергал религию, как ошибочный тип мировоззрения, то он должен был что-то противопоставить ей. Этой новой основой стала концепция любви. В понимании Фейербаха, если ранее человек выражал свою любовь к человеку через религию, проецировал любовь на образ Бога, то теперь, поняв своё заблуждение, он должен всецело отдать любовь другому человеке в процессе общения «Я» и «Ты». В любой религии любовь раскрыта недостаточно, ибо всякая религия смотрит на человека не как на единую сущность, а на враждующие части (дух, душа, тело), а общество рассматривает как ряд «своих» и «чужих» людей. Если от этого отойти, вместо веры в Бога у человека возникает вера в собственные силы. В своей концепции любви Фейербах выступал как совершенный атеист, поэтому его работы повлияли на сторонников материализма и атеизма, в частности на К. Маркса.

Начиная с самых ранних лекций, и позже почти во всех трудах Фейербах не устаёт твердить о любви. Для него любовь - основа социальных взаимоотношений: взрослея ребёнок учиться любить, создавая семью человек, любит, мужчина и женщина любят друг друга, продолжая человеческий род. При этом любовь к женщине была особым предметом для философа, он считал ее выше всякой другой, отводя женщине исключительное место в обществе.

В произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) Фейербах пишет, что любовь может быть самой разной и ее ценность определяется не только предметом любви, но и глубиной его содержания, а практическим выражением любви становится самоотдача - работа на благо объекта любви. Человек может работать как сугубо ради денег (любовь к деньгам), так и совмещая работу с альтруистическими порывами (любовь к человеку). Но любовь сама по себе не имеет никакой особой цели - она является естественным порождением разума и воли, как природных явлений. Здесь тоже прослеживается антропологизм. В «Сущности христианства» философ написал: «Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? - Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными… Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого».

При этом Фейербах доходит до такого восторга в поклонении к любви «человека к человеку», что призывает к созданию новой религии, построенной не на вере в Бога, а на его антропоцентрическом принципе любви, на обожествлении человека. Поэтому современные приверженцы светского гуманизма нередко ссылаются именно на мнение Л. Фейербаха.

Развивая идею любви, Фейербах органически объединял все составляющей своей философии. Любовь выступала основной общественной морали, самой совершенной формой общения «Ты» и «Я», превращения отдельных людей в общество. И вместе с тем любовь - это объяснение сущности религии: любовь заставляла людей придумывать новые религии и культы. Противоположностью любви является ненависть, она имеет те же корни, что и любовь - в биологическом начале человека, но является неправильным вариантом развития человеческой личности, ведь ненависть деструктивна. Именно религиозная вера способна перерасти во вражду и ненависть, полагал мыслитель. Однако, подобное наивное объяснение тоже было лишено социального компонента, Фейербах не объяснил социальной сущности любви и ненависти в полной мере.

По мнению философа помимо любви и ненависти, важными чувствами человека являются страх и радость. Так, страх и любовь в сочетании рождают религиозную веру, а радость и любовь - веру человека в самого себя. И если Гегель отождествлял мышление и бытие, то Фейербах отождествляет саму любовь с бытием. Эта любовь - бытие заключается в чувственности человека, его переживаниях, стремлении к лучшему, к счастью. Но личное счастье нельзя построить за счет счастья других людей, поэтому идеал Фейербаха - это эгоизм с альтруистическим оттенком - любовь человека к самому себе в сочетании с любовь и уважением, из неё происходящим, к другим людям. От природы сам человек может отличать что есть добро, а что зло для его ближнего. Категории добра и зла - не абстрактны, это вполне конкретные поступки по отношению к другим индивидам: злые, если они мешают счастью другого человека и добрые, если помогают ему стать счастливыми. На примере половой любви между мужчиной и женщиной Фейербах доказывает своё мнение, утверждая что нельзя стать счастливо самому, не осчастливив возлюбленную или возлюбленного. Но при этом мыслитель не углубляется в проблематику, ведь и сама любовь чревата многими последствия - ревностью, изменой, даже преступлениями, которые никак нельзя отнести к разряду «добрых». В этом проявляется теоретический, умозрительный характер учения Фейербаха о любви.

В конце концов, философ приходит к выводу, что любовь также связанна с понятиями «долга», «счастья» и «свободы». Долг - это стремление удовлетворить потребности окружающих (любовь к «Ты»), счастье - стремление удовлетворить собственные физические и духовные потребности (любовь к «Я»), свобода - это свобода воли при гармоничном сочетании выполненного долга и личного счастья (любовь к «Я» и «Ты»). Следовательно, в философии Фейербаха, что является ее сильной стороной, в значительной мере проявляется не только гуманистический, но и этический компонент, делая ее актуальной для изучения многими поколениями потомков.


Заключение

 

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) является выдающимся философом-материалистом XIX в., чьи работы и научное наследие значительно повлияли на философию XX и XXI вв. Начав с изучения богословия, мыслитель переключился на доктрину философии, став, в конце концов, материалистом - атеистом рационалистического толка. Эта парадоксальность его жизненного пути во многом определила парадоксальность его философии.

Антропологический материализм Фейербаха базируется на трех компонентах: учении о человеке и обществе, учении о сущности религии и концепции любви, служащей связующим компонентом. Бытие по Фейербаху - это бытие материи, которая первична по отношению к сознанию, не создана и не может быть уничтожена. Материя породила природу и человека, как часть этой природы. Человек же целостен и совершенно неотделим от природы, поэтому и индивид, и общество живут по биологическим законам. Формирование общества происходит в процессе общения, коммуникации индивидов (общение между «Я» и «Ты»). При этом в сознании человека движущими элементами являются воля, разум и любовь. Человек может и должен любить как самого себя («Я»), так и других людей («Ты»), только так можно построить благополучное общество, где люди достигают личного и общего счастья, исполняя свой долг и получая свободу. Все религии основаны на любви, но они подменяют любовь человека к человеку любовь человека к Богу и потому ведут к ненависти и вражде. Поэтому религии должны быть упразднены и заменены новой религии обожествления человека.

Фейербах оказал заметное влияние на философию своего времени и будущего, наиболее полно это проявилось в младогегельянстве и марксизме. В его учении есть как сильные, так и слабые стороны, например игнорирование социальных причин многих явлений. В числе сильных сторон можно назвать глубокий этический характер и большой клад в изучение психологии религии. Невзирая на критику, Фейербах остается выдающимся мыслителем мира.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. - М.: Книга по требованию. 2012. - 84 с.

.   Демина И.В. Отношения «Я-Ты» в философии Л. Фейербаха и проблемы общения в экзистенциализме ХХ века // Научная мысль Кавказа. 2009. №2. С. 61-66.

.   Любутин К.Н., Чупров А.С. Истоки философской антропологии. Кант. Шопенгауэр. Фейербах. - Челябинск, 2005.

.   Моисеева Н.А, Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2014.

.   Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.

.   Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2010.

.   Фейербах Л. Мысли о смерти и бессмертии // Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Памятники философской мысли, 1995. - 502 с.

.   Фатенков А.Н. Субъект в онтологическом столкновении с Богом // Человек. 2011. №1. С. 107-123.

.   Философия: Курс лекций / Л.З. Немировская. - Всерос. с.-х. мн-т заоч. обуч-я. - М., 1995.

.   Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М. 2005.

.   Фейербах Л. Сущность христианства // Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Памятники философской мысли, 1995. - 502 с.



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Любовь как основа понимания человека в философии Л. Фейербаха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Любовь как основа понимания человека в философии Л. Фейербаха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)