Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия науки как общесистемный синтез и система самоорганизации



2020-02-04 141 Обсуждений (0)
Философия науки как общесистемный синтез и система самоорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современной науке и философии в последние десятилетия идет процесс формирования нового, синергетического мировоззрения. В синергетике, как сегодня можно, очевидно, констатировать, откристаллизовалась основная линия поиска общенаучных и философских универсалий, базисных элементов эпистемологической культуры универсализма как такового, связанная с формированием фундаментальных представлений о закономерностях и механизмах самоорганизации в природе, обществе и мышлении. Она, эта линия, раскрывается со стороны внутренних условий, оснований и отношений изучаемых областей реальности - тех процессов и тех открытых структур, что способных эволюционировать к состоянию оптимальной организованности, гармонического совершенства. Самую синергетику при этом трактуют полиаспектно, видя в ней: теорию устойчивости неравновесных состояний различных объектов действительности как «проточных систем» (Л. Берталанфи); теорию диссипативных структур (И. Пригожин); теорию коллективных явлений, кооперативных процессов, иерархии динамик, конкуренции мод (Г. Хакен); общую теорию смыслообразующей деятельности масштабно и профильно структурированного субъекта (В. Налимов); «сверхнауку» о становлении нового, интегративного мировоззрения в хронально-когнитивном поле самоосуществления субъекта (Е. Князева); теорию создания новых качеств (В. Бранский, Э. Сороко); теорию устойчивых состояний как гармонических фаз самоорганизующихся, эволюционирующих систем, энтропийной верификации нормы и патологии последних (Э. Сороко); теорию самодостаточных целостностей - интайро- систем (Ю. Крылов); теорию внутрисистемного разнообразия (Ю. Чайковский); теорию самоорганизующейся критичности внутрисистемных функциональных «режимов с обострением» (С. Курдюмов, Г. Малинецкий); теорию образования, и распада структур в неравновесных нелинейных динамических системах (Ю. Данилов, Б. Кадомцев) и пр.

Статус синергетики, по свидетельству П.А. Флоренского, утвердился еще в древности. Этимологически термин «синергейя» в переводе с греческого означает со-работничество, содействие, со-следование. Ныне синергетика вобрала в себя основные идеи общенаучных учений и теорий - диалектики, тектологии, праксеологии, кибернетики, информатики, общей теории систем, эволюционики, диатропики, гармонистики, миксеологии и выдвинула новый аспект, занявшись им, - изучение структурного устройства систем и отвечающих им функциональных режимов, системных качеств, закономерностей самоорганизации, гармонизации, адекватности соответствия состава и свойств.

Синергетика изучает структуры, в которых особым образом соотносятся порядок, хаос и организация, составляющие триединство. В кибернетике на первом месте - управление, прямая и обратная связи. Внутренний же характер системы, ее строение, как «черного ящика», - вторичны. В синергетике, напротив, фактор структурности, устойчивость (неравновесная) либо неустойчивость системы, критические точки на пути развития, открытость, тип и форма организации выдвигаются на первый план, а управление «замещается» самоуправлением и самоорганизацией, так что с точки зрения классического знания, в том числе с позиций кибернетики, здесь налицо очевидная «неуправляемая ситуация».

Явления коммуникации, взаимодействия - это связующее звено между диалектикой, кибернетикой и синергетикой и потому все сопряженные с ними атрибуты подлежат исследованию как создающие преемственность процесса познания. В первую очередь, это относится к атрибутам пространства, в котором происходит взаимодействие участников того или иного процесса, вовлеченных в него субъединиц - к инвариантам, метрике, узловым точкам, «зонам меры», ведущим центрам, областям притяжения и выталкивания (аттракторам и странным аттракторам), иерархиям самоподобия (фракталам) и «иерархиям самоорганизующихся динамик» (Г. Хакен), весовым соотношениям рядов событий и характеристикам «ансамблевости» элементов, критериям гармоничности их соотношений и оптимальной пропорциональности, уровню достигаемого системой разнообразия и выражающих его интегральных показателей и т.п.

Происходящее ныне в теории познания обращение к концептуальным построениям синергетики и взгляд на мир сквозь призму соответствующих идей позволяет дать новое видение старых проблем, не заслоненное спецификой частнонаучных представлений, но фигурирующее дополнительно по отношению к ним. Базисом новой концептуальности здесь фигурируют два сущностных ядра. Во-первых, онтологически фактуализированная динамика целого - процесс его становления в эмпирически беспредпосылочных, т.е. в его собственных, так сказать автохтонных формах, в качественном и количественном смыслах обладающих семантически универсальным, безотносительным к специфике его субстрата каркасом. А следовательно, - уровни и фазы, которые проходит целое на пути обретения своей эволюционной зрелости; «зоны меры» и «зоны безмерия» в его внутренней организации, выстраиваемой на этом пути; компромисс между полнотой и целостностью как важнейшими атрибутами его бытия в статусе локального универсума. Во-вторых, адекватные тому средства репрезентации этих процессов и испытываемых целым трансформаций, самоорганизационного стремления его структур к структурам - аттракторам, к обретению наилучших во всех смыслах вариантов его самоустройства - функционально оптимальных и структурно гармоничных форм. Таковы, главным образом, обобщенные, интегральные показатели, меры, критерии, характеристики целого, способные выражать его состояния, служить основанием квалификации и инструментом диагностики этих состояний в терминах нормы и патологи (и глубокой, и острой).

Соотношение и динамика хаоса и порядка в социальных и «ментальных» системах могут быть поняты лишь при условии дополнения собственно социальных, «человекомерных» характеристик синергетическими. В настоящее время идет сращение синергетического и собственно социального видения сущности вещей и возникающий в итоге «гибрид» расширяет горизонты разрешимости гуманитарного знания. Синергетика привносит в процесс познания концепты, ставшие фундаментальными универсалиями и (в качестве таковых) востребуемые всюду, где идет речь об исследовании динамики и анализе качественных состояний реальных объектов. Среди этих универсалий - движение от хаоса к порядку; протекание процессов через бифуркации; наличие режимов с обострением; обмен со средой и нелинейность взаимодействия; гармония и дисгармония, фиксируемые на уровне параметров порядка; неравновесность состояния целостной системы и естественное тяготение последней к оптимальному структурному разнообразию, что находит четкое выражение посредством однозначно трактуемых количественных и качественных критериев. Тем самым названное семантическое ядро в постгёделевском мире - в пространстве методологических ценностей современной науки, философии, культуры превращается в фундамент целенаправленного поиска, определяет контуры формирования научного мировоззрения. Определяющим современное мировоззрение и доминирующим в нем становится ныне взгляд на мир не через отслеживание отдельной логической цепи событий, а через спектр гипотез о происходящем. Это становится самодовлеющим и в стремлении к пониманию множества как самосогласующегося ансамбля, и в создании тех или иных сложных формирований - производственного или общественного объединения, сообщества государств, геополитического союза, корпорации, кооперации, - и в объемно-весовом соотношении размещаемых на страницах газет и журналов текстов, и в распределения портфелей в парламентах, и в планировании «долей владения» для держателей акций по определенным видам собственности или природных ресурсов, и в установлении степеней участия различных социальных институтов в том или ином масштабном и стратегически важном действии, и в овладении законами организационного дизайна безотносительно к специфике гармонизуемого материала и т.п. Во всех случаях здесь красной нитью проходит знание основных синергетических идей в форме принципов, законов, инвариантов, критериев, всего ее универсалистского инструментальноорудийного оснащения. Тем самым на первый план выдвигаются те эпистемологические ценности и то русло развития познания и практики, где прежние, «классические» установки, стереотипы, ориентации (например, ориентация на полноту и всеохватность отображения объекта) уступают место новым (например, ориентации на создание сложного объекта как эффективно проявляющей себя целостности, на обеспечение его надежного и устойчивого функционирования). Понятно, что Общая Теория Гармонии Систем, само Учение о Гармонии сложных формирований материального и духовного мира, будучи неким отрогом Общей Теории Систем, востребованы здесь в качестве первейшей ценности, достояния и прерогативы Нового Интеллекта, как адекватные его характеру и содержанию. Они оплодотворяют его новым видением существа проблем, ускоренно приближая его к обобщенному видению мира, а значит - к ничем не восполнимой сокровищнице решений самоценной для многих, как традиционных, так и новых, рожденных временем, отраслей знания.


Литература

1. Моисеев, Н. Алгоритмы развития. - М., 2007.

2. Пригожин, И. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 2011. - № 6.

3. Князева, Е.Н. Принципы синергетики / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - СПб, 2012.



2020-02-04 141 Обсуждений (0)
Философия науки как общесистемный синтез и система самоорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия науки как общесистемный синтез и система самоорганизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)