Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творчество, инновации и социальная синергия как факторы формирования реальности



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Творчество, инновации и социальная синергия как факторы формирования реальности 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование новой мировоззренческой парадигмы современности, отражающей реалии информационного общества сопровождается нарастающими изменениями пространства культуры, роли и места человека в во всех видах реальности. Реалии техногенной цивилизации демонстрируют рост инноваций, в первую очередь в информационно-технологической сфере, совокупность которых кардинально меняет способы и формы жизнедеятельности, социальные структуры и сам процесс творчества и научного дискурса.

Трансформация социального и индивидуального бытия в условиях информационного общества сопровождается изменением методологических стратегий исследования всех сторон жизни социума, влечет за собой пересмотр содержания и функций категориального аппарата философии. Широкомасштабное внедрение инноваций в таких сферах общественной жизни как информационные технологии, сельское хозяйство и продовольственные программы, технологии производства и строительства, видоизменяют как среду обитания человечества, так и его самого. Социальная реальность приобретает новые черты, формируются новые каналы воздействия инновационного процесса как на научное знание, так и на повседневную жизнь.

В исследовании социокультурных процессов в современном философском знании все большую роль начинают играть принципы и паттерны синергетики, с позиций которой культура предстает как сложная неравновесная открытая система, одним из факторов развития которой становятся процессы информатизации и телекоммуникаций. Все большее признание получают концепции информационного общества как современного этапа развития техногенной цивилизации. Информационные технологии и коммуникационные стратегии становятся объектом изучения со стороны различных научных дисциплин, но их способность к манипулированию социумом и воздействие на характер культуры и деятельности требуют комплексного анализа, совместных усилий представителей гуманитарного и естественнонаучного знания. Расширение пространственных границ и характера социальных изменений в условиях информационного общества видоизменяет практически все сферы социокультурной жизни, массовое и индивидуальное сознание, и, как следствие, трансформирует содержание и дискурс философских категорий и концепций.

Теория «информационного общества» предстает как логико-теоретический концепт, модель дискурса нового социального качества развития техногенной цивилизации. Значимыми факторами становления информационного общества являются: глобализация, продолжающаяся информационно-компьютерная революция, ускорение динамики социокультурных изменений, активное взаимодействие культур и народов, обмен информацией, рост межкультурных коммуникаций, возрастание числа инноваций. При этом сами инновации, «новое» становится фетишем современности особенно в сфере потребления.

Средства массовой информации активно пропагандируют новшества в качестве основной ценности общества потребления, не задавая вопроса о том, что является источником творческой и креативной деятельности, что порождает инновации и какова их роль в дальнейшем генезисе человечества. Если на этапе индустриального общества инновации порождались потребностями производства (при этом вопреки устоявшемуся мнению не всегда, а зачастую и вовсе не будучи связанными с развитием и изменением научного знания), то на нынешнем этапе развития техногенной цивилизации инновации рождают последующие креативные решения и новые усовершенствования во всех сферах жизни общества и человека. Налицо изменение модели как структуры, так и динамики социального развития. Исторически сложившаяся «пирамидальная» социально-экономическая модель все чаще сменяется в исследованиях ученых моделью сети или «грибницы». Поскольку информационное общество является предметом различного рода исследований - конкретно-социологических, социально-политических, экономических, технических, философских, постольку данная модель все чаще приобретает характер методологии гуманитарного знания. Аналогом данной модели становится развитие компьютерных сетей, в первую очередь, интернета и социальных сетей.

При этом в процессе распространения и использования информации, в первую очередь с помощью электронных средств, кардинальным образом изменяются не только все сферы социальной жизнедеятельности, но и возникает ряд принципиально новых проблем. В решении и анализе этих вопросов значимую методологическую роль играют принципы и паттерны синергетики. Само информационное общество может быть проинтерпретировано как самоорганизующаяся неравновесная система, хаосогенный и спонтанный аттракторы которой представлены в первую очередь креативными элементами как социокультурной реальности, так и в таком «человекоразмерном комплексе» (термин В.С. Стёпина), как виртуальная реальность. Как особый вид реальности виртуальность обладает определенными свойствами и параметрами существования, диктует особые формы поведения, общения, деятельности и, в конечном счете оказывает обратное воздействие на человека.

Информационное пространство как новый вид реальности обладает не только открытостью, неустойчивостью, тенденцией к самосовершенствованию и развитию, самоорганизацией, но и органически включает в себя познающего субъекта в качестве подсистемы. Человек, с присущими ему социальными ценностями, целями, мировоззренческими установками предстает не только как создатель и потребитель виртуальной среды, но и как имманентный элемент этой глобальной системы. Подобно тому, как анализ объективной реальности предполагает единство теоретического и эмпирического исследования, так и анализ виртуальной реальности требует не только использования инструментария постнеклассической науки, но и тщательного изучения двусторонней связи «человекоразмерных» систем, обратного воздействия компьютерной реальности на процессы социокультурной действительности и на внутренний духовный мир человека. Если традиционно философское знание предметом исследования избирало либо реальность объективную, либо реальность субъективную и процесс их взаимодействия, то сегодня предметом философского анализа становится «третий» вид реальности - виртуальность. Философия же находится в поиске методологии и мировоззренческого обоснования современных процессов единства трех видов реальности и находит решение во взаимодействии синергетики и постмодернизма.

В этой связи особый интерес как с праксиологической, так и теоретической точек зрения, представляют проблемы определения и изучения особенностей восприятия и использования таких проблем как «пространство» и «время», «реальность», «свобода», нравственные и эстетические идеалы и ценности.

В условиях глобализации коммуникационные стратегии создают новые возможности для воздействия на социум, формирования предполагаемых реакций и состояний массового сознания, изменения предпочтений и вариантов выбора со стороны социального субъекта. Одной их новых, порожденных виртуальной средой проблем становится вопрос о свободе и автономности личности, о критериях и детерминантах нравственного выбора. Интернет-сообщество сегодня является действенным рычагом формирования норм морали (как и следует из концепции «интеллектуальной деревни» О. Тоффлера), состояния общественного мнения, изменения самооценки. Тем самым мнение корреспондентов сети или участников форумов могут выступать в качестве стимулов деятельности, нового компонента системы ценностей, моральным регулятором, выражением общественного одобрения или порицания. Система ценностей современной молодежи включает в себя теперь не только мнение интернет-сообщества, но и инновационность, оригинальность и креативность. При этом сама виртуальная среда предоставляет возможности самореализации личности практически в любой сфере, так как наличие выбора и востребованности любого товара и всех видов услуг в информационном пространстве («длинный хвост» в терминологии К. Андерсона) предоставляет возможность воплотить в жизнь все свои умения, навыки, таланты и получить не только одобрение, но и материальное поощрение. Так возникают новые условия для инновационной деятельности в любой сфере - от программирования до вышивания. Любой «узел» сети выступает тем самым в качестве «узловой точки» отношений меры (по терминологии Гегеля), порождает условия творчества и нестандартных решений.

С позиций синергетического подхода, таким образом, культура информационного общества как хаосогенная, открытая, неравновесная система с нелинейными законами развития сама предстает средой и источником инноваций.



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Творчество, инновации и социальная синергия как факторы формирования реальности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творчество, инновации и социальная синергия как факторы формирования реальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)