Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента



2020-02-04 145 Обсуждений (0)
Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента.

Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы:

·   «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

·   «Куликовская битва»

·   «Говорящие» вещи и рукописи»

В 3 «А» - в традиционной системе, в 3 «Б» - в деятельностной системе.

. В разработанных уроках поставить перед собой следующие цели:

·     развивать умение учащихся полно отвечать на вопросы

·   развивать умение учащихся четко и грамотно излагать свои мысли

·   сформировать у учащихся представление о таких понятиях, как:

Куликовская битва, летопись, киноварь, рукопись, Кремль, первопечатники, пергамен и др.

Формирующий этап эксперимента заключался в следующем:

Работа проводилась по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс.

Внимание решению речевых задач уделялось на всех этапах урока.

В 3 «Б» классе проводилась работа с использованием деятельностной технологии.

Было проведено 3 урока на те же темы, что и в 3 «А» классе.

Учащиеся было одновременно интересно и трудно, так как с таким видом урока сталкиваются не часто.

На всех трех уроках ребята сами определяли тему урока и ставили перед собой задачи, с которыми необходимо будет справиться к концу урока, то есть учителем создавалась ситуация затруднения.

Рассмотрим наиболее подробно урок по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси», проведенный в 3 «Б» классе в технологии деятельностного метода:

На этапе урока самоопределение к деятельности мы заинтересовали детей дальнейшим проведением урока. Ребята не знали, кто изобрел азбуку, и им стало интересно узнать об этих людях. У детей появилась мотивация в обучении, они узнали над чем они будут работать в течение урока. Это в свою очередь активировало их речевую активность.

На следующем этапе урока актуализация знаний и мотивация, ребята вспомнили, что они проходили на прошлом уроке. С целью развития речевых умений, а в частности для развития полноты ответа и умения обосновать свою точку зрения последним был задан вопрос: «В чем важность открытия берестяных грамот?». Ребятами были даны множество интересных и грамотных ответов, например: «благодаря таким грамотам, современные люди могут многое узнать о жизни наших предков». Также ребята связали этот вопрос с темой данного урока и сказали, что появление берестяных грамот подтолкнуло к появлению азбуки.

На этапе постановка учебной задачи и выявление места затруднения ребята выяснили, что они не знают, кто изобрел азбуку, как это происходило и когда. Опираясь на это дети сформулировали задачи урока:

· Узнать как и когда появилась первая азбука

·   Узнать о создателях первой азбуки

·   Узнать о ситуации на Руси того периода

С помощью наводящих вопросов учителя и использовании учебника ребята сформулировали тему урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

На следующем этапе урока «открытие» детьми нового знания с целью развития речевых умений, таких как умение полно ответить на вопросы, обосновать свою точку зрения, умение работать с понятиями и др. учителем было использовано множество различных приемов, например:

1)          работа с учебником - при котором дети по цепочке читали в слух, а другие дети слушали и проговаривали про себя, что развивает речевые умения

2) рассказ учителя - при котором дети внимательно слушали, задавали вопросы и делились собственным мнением, что развивает полноту ответа, а также ребенок выполняет такие психические действия как анализ, синтез, обобщение.

)   самостоятельная работа с учебником - при котором дети работают самостоятельно, в своем темпе, так как он привык. Затем учителем задаются вопросы на проверку осознанности чтения.

)   работа с раздаточным материалом - учитель раздают детям дополнительный материал, по которому дети работают в парах. Этот прием хорошо развивает не только речевые умения, но и коммуникативность и дружелюбность детей, умение работать в коллективе.

На этапе урока первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ребятам было предложено повернуться лицом к своему соседу по парте и рассказать, что нового и интересного он узнал сегодня на уроке, а также задать свои вопросы товарищу и в свою очередь ответить на вопросы своего соседа. Если у детей возникнет затруднение, они могут обратиться за помощью к учителю. Этот прием, безусловно, оказывает огромное влияние на развитие связности, плавности, осознанности речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону происходила в игровой форме. Ребятам надо было отгадать кроссворд и затем проверить его по эталону с последующей самооценкой. Это задание было направлено на усвоение понятийного аппарата учащимися.

На следующем этапе урока включение в систему знаний и повторение с целью развития речевых умений, учителем было предложено поделиться ребятам друг с другом, что их удивило на уроке, что больше всего им запомнилось, высказать свою точку зрения. Все ребята участвовали в беседе, это вызвало у них большой интерес и никто не остался равнодушным к размышлению на тему урока.

Рефлексия, проведенная на уроке с целью подведения итогов урока и самооценки учащихся показала, что все задачи, поставленные в начале урока были выполнены и большинство учащихся оценили свою работу на уроке на «5».

Разберем подробнее урок на тему: «Куликовская битва», проведенный в 3 «Б» классе в технологии деятельностного метода:

На этапе урока самоопределение к деятельности мы заинтересовали детей дальнейшим проведением урока. Ребята очень заинтересовались подробностями Куликовской битвы, предводителем армии и его биографии. У детей появилась мотивация в обучении. У ребят появилась активность в речи, они начали беседовать на тему битвы.

На следующем этапе урока актуализация знаний и мотивация, ребята вспомнили, что они проходили на прошлом уроке. С целью развития речевых умений, а в частности для развития полноты ответа и умения обосновать свою точку зрения ребятам была задано множество вопросов на пройденную тему. Также ребята связали этот вопрос с темой данного урока.

На этапе постановка учебной задачи и выявление места затруднения ребята выяснили, что они не знают, из-за чего была необходимость в битве, кто был нашим предводителем и с кем воевали русские. Опираясь на это дети сформулировали задачи урока:

· Узнать причину необходимости битвы

·   Узнать про силы противников и свои силы

·   Узнать про предводителей двух сторон

·   Узнать, как происходила сама битва, ее особенности

Затем ребята сформулировали тему урока: «Куликовская битва».

На следующем этапе урока «открытие» детьми нового знания с целью развития речевых умений, таких как умение полно ответить на вопросы, обосновать свою точку зрения, умение работать с понятиями и др. учителем было использовано множество различных приемов, например:

1)          работа с учебником - дети читают вслух, а остальные внимательно слушают. Вопросами учителя проверяется осознанность прочитанного.

2) рассказ учителя - учитель рассказывает дополнительную информацию. Приданном приеме особенно поощряется, если дети задают вопросы учителю или добавляют его рассказ историями из собственного опыта.

)   работа с таблицей - этот прием особенно привлекает внимание детей, дети с особым удовольствием работают с таблицей и проявляют речевую активность.

На этапе урока первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ребятам было предложено повернуться лицом к своему соседу по парте и задать свои вопросы товарищу и в свою очередь ответить на вопросы своего соседа. Если у детей возникнет затруднение, они могут обратиться за помощью к учителю. Этот прием, безусловно, оказывает огромное влияние на развитие связности, плавности, осознанности речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону совершалась при помощи теста. Ребятам было предложено ответить на вопросы теста, а затем проверить свой тест по эталону.

На следующем этапе урока включение в систему знаний и повторение с целью развития речевых умений, учителем было предложено поделиться ребятам друг с другом, что их удивило на уроке, что больше всего им запомнилось, высказать свою точку зрения. Все ребята участвовали в беседе, это вызвало у них большой интерес, и никто не остался равнодушным к размышлению на тему урока.

Рефлексия, проведенная на уроке с целью подведения итогов урока и самооценки учащихся, показала, что все задачи, поставленные в начале урока были выполнены.

На уроках по другим темам принцип работы оставался прежним, менялась форма работы и методы, использовался игровой, наглядный материал. Проводились письменные опросы.

В течение всей работы мы наблюдали за изменением речевых умений учащихся. Мы увидели, что при большей самостоятельности учащихся, при их внедрении в получении знаний, речевые умения изменяются. Наши действия на формирующем этапе эксперимента помогли поставить перед собой задачи контрольного эксперимента. Мы решили все задачи, которые стояли перед нами. Мы постарались построить уроки так, чтобы дети учились отвечать на вопросы, работать с текстом как самостоятельно, так и в группах.

 


Заключение

Тема, взятая нами для исследования, действительно актуальна, так как владение речью приводит человека к успеху, ведь, «хорошее слово - половина счастья».

Цель исследовательской работы была достигнута, так как мы подробно рассмотрели особенности традиционной системы и деятельностной технологии и описали пути формирования речевых умений учащихся на уроках истории в начальной школе.

Мы поняли, что классификация обще учебных умений в методике преподавания истории обусловлена лишь мнением ученых - дидактов, которых эту классификацию составляет, а способы формирования умений у младших школьников довольно разнообразны и могут быть доступны каждому преподавателю начальной школы.

Следует отметить, что речевые умения и пути их формирования на уроках истории в начальных классах полностью зависят друг от друга

Создание у учащихся мотивационной базы для овладения речевыми умениями, постановка ученика в такую ситуацию, когда он сам осознанно захочет освоить конкретный способ учебной деятельности, получение от преподавателя сведений о способах учебной деятельности: правил, памяток, алгоритмов, описывающих процедуру работы над формированием речевого умения (например, памятка для характеристики и оценки исторического деятеля), показ самим учителем образцы выполнения задания, в ходе которого формируется речевой навык - все это способствует более эффективному формирования речевых умений. На практику мы убедились, что интеграция теории деятельностного метода на уроках истории в начальной школе преобразует процесс формирования речевых умений у учащихся в боде продуктивный.

Таким образом, гипотеза - если систематически и методически верно использовать приемы работы с использованием деятельностной технологии, то процесс формирования речевых умений у учащихся будет более продуктивным, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, что обусловлена тем, что мы на практике получили доказательства данного предположения.

После проделанной работы перед нами открылись новые перспективы дальнейшего исследования указанной проблемы в нашей профессиональной деятельности в области преподавания истории.

 


Список литературы

урок история речевой учащийся

1) Берельковский, И.В. Павлов, Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе[Текст]. - М.: Проматур, 2001 с 201-269.

2) Вагин, А.А. Методика обучения истории [Текст]. - М.: Просвещение, 1972 с. 89-119

)   Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе [Текст]. - М.: Просвещение, 1971 с 26-11

)   Гора, П.В. Повышение эффективности обучения в средней школе[Текст]. - М.: Просвещение, 1988 с 41-55

)   Петерсон, Л.Г. Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода [Текст]. - М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005 - 24 с.

)   Ежова, В.А. Методика преподавания истории в школе [Текст]:Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец №2108 «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. - М.: Просвещение, 1986, с 63-89

)   Карцов, В.Г. Методика преподавания истории в начальной школе[Текст]. - М.: 1959, с. 70-88

)   Короткова, М.В. Студеникин М.Т., Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях[Текст]: Практическое пособие для учителей. - М.: Владос, 1999 с. 67-94.

)   Лейбенгруб, П.С. Дидактические требования к уроку истории в средней школе[Текст]. - М.; Просвещение, 1957. -302 с.

)   Методика обучения истории в средней школе[Текст]: Пособие для учителей в 2-х частях. Ч. 1 / Отв. Ред. Ф.П. Коровкин., - М.: Просвещение, 1978, с. 76-84

)   Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе[Текст]: Ученик для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2002 с 47-81. Илл.

)   Стражев, А.И. Методика преподавания истории[Текст]. - М.: Просвещение, 1964. с. 59-143

)   Якушева, О.С. Как учить разумно [Текст]. - М.: Просвещение, 1982, -359 с.



2020-02-04 145 Обсуждений (0)
Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)