Ситуационная задача № 5
Ситуационная задача № 1 Преподаватель А. - высококвалифицированный специалист с большими потенциальными возможностями. Заведующий кафедрой возлагал на него большие надежды по разработке и постановке одного из новых учебных курсов. Однако А. никакой активности не проявляет. К учебному процессу относится достаточно прохладно, без явного интереса. О причинах своего отношения ничего не говорит. Определите, какие психологические явления имели место. Ответ: Имело место отсутствие смыслообразующего мотива, связанного с профессиональной деятельностью, а также отсутствие сформированности саморегуляции.
Ситуационная задача № 2 Обучающийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся, как следует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как Вы считаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться хорошо и не отставать от однокурсников в группе?» — Что должен на это ответить педагог? 1. «Если честно сказать — сомневаюсь». 2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться». 3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды». 4. «Почему ты сомневаешься в себе?» 5. «Давай поговорим и выясним проблемы». 6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать». Ответ: Варианты 4-6. Педагогу необходимо поговорить с обучающимся, выявить причины неудач. Затем выработать, совместно со студентом, стратегию поведения по исправлению ситуации, возможно, предложить дополнительные занятия, назначить кого-либо хорошо успевающего из однокурсников своеобразным куратором данного студента; приободрить обучающегося, использовать метод положительного примера.
Ситуационная задача № 3 В сложившийся педагогический коллектив пришла новая преподаватель, личность которой характеризуется рядом особенностей: завышенная самооценка, стремление доминировать во что бы то ни стало, упрямство, излишняя прямолинейность. 1. Осуществите психологический анализ направленности личности нового специалиста и спрогнозируйте её поведение в незнакомом для неё коллективе. 2. Укажите закономерности и показатели профессиональной адаптации нового сотрудника. 3. Укажите показатели социальной адаптации нового сотрудника. 4. Что такое психологический климат коллектива? 5. Перечислите характеристики благоприятного психологического климата.
Ответ: 1. Указанные особенности личности рассматриваются в социальной психологии как создающие склонность к конфликтным отношениям с другими людьми. 2. Показателем профессиональной адаптации является выполнение работником своих обязанностей на запланированном для этой должности уровне и в запланированном объеме. Адаптация будет более эффективной, если использовать процедуру введения в должность, осуществляемую руководителем, содержанием которой является предоставление новому сотруднику информации об организации, о нормах поведения, графике работы, знакомство с сотрудниками. 3. Показателем социальной адаптации является отсутствие конфликтов и чувство удовлетворенности работой у нового сотрудника. 4. Психологический климат группы - понятие, использующееся для обозначения качественной стороны межличностных отношений, которые способствуют или препятствуют продуктивной совместной деятельности. 5. Характеристики благоприятного психологического климата: доверие, высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательные отношения, не исключающие деловой критики, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов в группе, отсутствие давления со стороны руководителя, удовлетворенность принадлежностью к группе, эмоциональная вовлеченность, взаимопомощь.
Ситуационная задача № 4 Во время перерыва преподаватель оставил ведомость на столе. После перерыва обнаружил, что у двух студентов неудовлетворительные оценки исправлены на удовлетворительные. Как должен поступить преподаватель?
Ответ: Преподаватель может провести с данными студентами беседу о недопустимости такого поведения, напомнить, что деловое сотрудничество преподавателей и студентов не предполагает совершения таких поступков. Испорченную ведомость сдать в деканат и заполнить новую, естественно, оставив неудовлетворительные оценки провинившихся студентов. Также в этой ситуации к студентам должны быть применены административные меры взыскания.
Ситуационная задача № 5 Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя. 1. Определите, к какому типу конфликтов соответствует данный инцидент. 2. Проанализируйте и оцените действия участников инцидента при условии: а) если это объективный инцидент; б) если это субъективный инцидент. 3. Какие пути управления конфликтом Вы предлагаете? Ответ: 1. Конфликт объективный. Участниками конфликта являются преподаватель и группа студентов; включен в конфликт зав. кафедрой. 2. Преподаватель пытается свою некомпетентность лектора компенсировать немедленно авторитарным методом. Студенты свое накопившееся недовольство от посещения лекций в аффективном состоянии высказывают преподавателю и ищут защиту у зав. кафедрой. 3. Вариант А - зав. кафедрой разговаривает с группой студентов без преподавателя, находит компромисс со студентами, обещая присутствовать на следующей лекции и назначает время для повторного опроса материала данной лекции. Вариант В - в разговоре с преподавателем зав. кафедрой анализирует текст лекции и материал учебника по теме и указывает на необходимость перехода на проблемные лекции.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |