Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок





(как я ВЫШЕЛ ИЗ ИСККОН оставшись благодарным СОЗНАНИЮ КРИШНЫ)

 

В 2002-2003г я познакомился с вайшнавами, и все началось с подлинных чудес. Я быстро «присоединился» - из-за этих невероятных чудес, и стал всему следовать. Я иду путем волшебства, путем загадок и тайн. К 2003 году я был наполнен различным мистическим (то есть индивидуальным) опытом и при этом открыт всему новому и честному.

 

В 2004 я уже съездил с прекрасными вайшнавами в паломничество в Дхаму, потом жил 1,5 года в ашраме в Тюмени, много лет принимал участие в организации проповеднических программ, фестивалей, концертов, клубов, харинам, Ратха-ятр и тп. Женился и побывал с женой на 6 или 7 черноморских фестивалях. Повидал большое количество святых людей; получил инициацию (посвящение) в самое благоприятное время в самом лучшем месте; побывал в 2013 и 2014 еще дважды в Дхаме (по святым местам Индии). Был момент, когда у нас в 1комн квартире даже находились наши тюменские Божества и по утрам к нам приезжали преданные чтоб проводить службу. Невероятно.

 

Получил в Сознании Кришны так много – но, будучи всего лишь «любопытным» - постепенно откололся от организации. Я не был никогда ни «страждущим», ни «жаждущим богатства», ни особенным «искателем Истины». Насладившись внешней красотой жизни в СК и даже получив свою долю славы, я в 2010-2015 стал откатываться к простой жизни, а также к своим излюбленным практикам, которые впитал молодым человеком (книги, музыка, искусство, йога, молодежные движения и тп). Я почувствовал, что на самом деле человеку нужно от Бога очень мало – небольшое соприкосновение с Богом. Его может быть очень много. И для этого волшебного контакта вовсе не нужно штудировать песенники, покупать все тома Чайтанья Чаритамриты, вести перспективные бакти-врикши, быть ответственным лидером и т.п. Всё это не гарантирует маленького волшебного контакта с Кришной.

 

Постепенно от СК в моей жизни осталось: редкое но теплое общение с преданными в Храме ( - не имею никакого служения - ) и редкое повторение джапы у простейшего домашнего алтаря. Вообще, я доволен жизнью и своими отношениями с Всевышним. Это моя ситуация. Дальше это эссе - не о себе.

 

Я хочу написать эссе о том, как больно бывает человеку, когда ему НУЖНО разорвать связь с религиозной догматикой и организацией. О том, как хотелось бы, чтоб в ИСККОН не было таких психо-травмирующих факторов. Я пишу это эссе не публично, но именно для тех людей, кому пришлю этот текст персонально (не для передачи далее).

 

Я хочу сказать о психологических аспектах обучения, которое проходит в ИСККОН. О том, как сложные философско-религиозные концепции способны перемолоть жизнь простого человека, заставить его бороться с собой, мучительно и в упорстве, – и позже страдать.

 

 

Итак.

1. Концепция « ИСККОН – это семья». Человек пропитывается идеей, что СК – это семья. Вчера ты не знал этих людей – сегодня они - преданные = родные! Божества Радха-Кришна – живые, и все они - СЕМЬЯ, и каждый день.

 

Ты берешь на веру эту концепцию и проникаешься этим до мозга костей, а тебе помогают, поддерживают. Но губительная ошибка! Реальная жизнь расставляет все по местам. Появятся преданные, которые даже с натягом не будут тебе «семьей». И вот – три варианта: или я полностью, каждый день с ними, «с дорогими родными» Или … кто я? Если я не хочу каждый день посещать все программы, а хочу немножко пожить в своем мире. Похоже, я падший предатель, бессильный собраться и начать «вечно служить этой своей вечной семье»

 

Мучительный выбор. Нет, я выберу третье: - выйти вон и навсегда забыть обо всем! Слабак!

Кажется, это называеся Гхана-тарала, крайности. Какие страшные перспективы, сколько в этом напряжения, пафоса, разочарования. Семья – или не семья.

 

К примеру, традиция хатха-йоги рекомендует также пратьяхару и дхьяну – сфокусировать внимание и чувства и направить их к объекту медитации. Не получается что-то? - не беда, практикуем принятие, осознание, невозмутимость.

 

Но Сознание Кришны — очень строгое учение: медитируй на Высший Объект, он Бхагаван, твой лучший друг! Чайтанья! Джаганнатха! Нрисимхадев! Сейчас или никогда! Огонь санкиртаны!

 

((( Разговор со своим сознанием: - Что, не получается быть в сознании Кришны? Как ты смеешь, это же твой вечный друг, возлюбленный!! Как минимум, ты грешный негодяй, ты в прошлом совершил АПАРАДХУ! Наверное, совсем лишен благочестия . . . И так далее - виновен, виновен!)))

 

2. Концепция для вчерашнего неверующего: ВСЕГДА помни и никогда не забывай о Кришне! Императивно и с восклицательным знаком.

 

Ну как так, ВСЕГДА? - вместо человеческого «попытайся каждый день хоть вспоминать о Кришне»

 

Ведь чтоб о ком-то помнить ВСЕГДА, нужно как минимум его хорошо узнать. А иначе повелительный императив приводит к попытке сфокусироваться на некоем слабо мерцающем образе. Иногда об этом образе старшие преданные говорят такое, что у тебя в жизни все наоборот: божества «живые» и играют (а у меня, например, ну ничего такого), святое имя дает все вкусы (у меня все вкусы жизни начинались с окончанием джапы :), что книги ШП дают полную картину мира (а для меня это был однообразный повтор, повтор, повтор). Что игры Кришны сладки (ох, ну простите - это про убийства сказочных демонов?)

 

 «Помнить и никогда не забывать» - на уровне ума это бесполезно повторять себе. Забудешь. Образ слабо мерцает. В окружающем нас мире (в самом широком смысле) Шри Кришна отсутствует тотально. Нрисимхадев отсутствует тотально. Чайтанья Махапрабху отсутствует тотально. А Бог — Он присутствует повсеместно. Но инструкция такая мудреная: помни о КРИШНЕ (ГУРУ) постоянно. Получалось из этого - насилие. Насильное ношение очков с Кришной (или Гуру). Вместо стекол, днем и ночью.

 

Сужение фокуса, каждый день фокус, удерживание внимания - но не просто пратьяхара (удержание чувств в узде), а удерживание чувств и внимания к Персоне, что означает «если я забыл = я бросил Кришну, предал». Усугубляется это молитвенным шаранагати, эмоциональными проповедями, вот пример: «Все, отныне у меня нет свободной воли. Отныне я буду делать не то, что я хочу, а то, что Ты хочешь!” Это атма-никшепа. Доинйа, атма-никшепа и потом дальше гоптритве варана значит верить в то, что Кришна единственный, кто дал мне все то, что у меня есть, потому что мы зависимы от того, что у нас есть и принять прибежище у Кришны значит понять, что все то, что у нас есть дал мне кто? Он. Что принимать прибежище нужно у Него, а не в этих вещах. Что если Он захочет, Он отберет это в любой момент. Что, в конце концов, именно Кришна дает мне все то, что Он мне дал. Ни от кого другого я не получаю это. Гоптритве варана значит не думать, что я получу что-то из какого-то другого источника. С помощью своего ума, с помощью астрологии...»

 

И если ты прочитал это 125 раз, а настоящего интереса и внимания к Персоне не возникает — то подсознание говорит тебе: плохой! Глупый! Концепции проникают в подсознание, становятся фундаментом. Но если индивид и позже НЕ становится йогом - то ему суждено пережить сильнейший диссонанс этих концепций и реальной жизни. Ему суждено пережить боль, покуда он не поймет, что он обычный человек. Нормальный. А не какой-то «вечно падший слуга слуги слуги» и пр.

 

3. Идея предельной фокусировки. Пройди все испытания! Ты станешь чистым преданным! Тут как в спорте – прилежание, боль, победа! Будь с преданными! Всегда оставайся в ИСККОН Удержись в правде! Не стань падшим! Выбирай авторитетные мантры, лекции не-маявади, лекции не-косвенных проповедников, а нашенских, стопроцентных. Выбирай нашенское кино — старые индийские про героев пуран. Сужение восприятия. Перегибы … затем надломы и боль.

Человек окружает себя атрибутикой а иногда и бытовыми суевериями – любит число 108, мешает ложечкой по часовой стрелке, щелкает пальцами когда зевает, пьет трифалу по аюрведе, переливает грязную воду из ведра в другое ведро, считая одни тряпки оскверненными, а другие нет, и пр. Кричит «Хариииибол» на праздниках, даже не понимая о чем идет речь, автоматически.

Встраивает свою жизнь в узконаправленную систему (думает, что это «садхана» и вот уже считает себя йогом, садхаком). Особенно это страшно, если он живет в миру, а не в ашраме. Он делит, делит мир на однозначно наше/чужое, правильно/неправильно, благостно/тамас, белое/черное – всё это давлеет над душой черным камнем.

Идея усилий, постоянных усилий и усердия. Идея спешки: «жизнь коротка! Не успеешь — родишься где-нибудь грязным животным!» Постоянно слушай из авторитетного источника. Выбирай разум. Выбирай уровень вигьяна-майя. Следуй варнашраме, пойми свою природу. Серьезность. Искренность. Не пробуй понять игры Вринавана! Не ищи вкус радости, но просто служи всем! Слушай Св.Имя без вкуса, очищайся! Усердие! Запретительные предписания. Выбирай саттву, соблюдай принципы! Соблюдай 4й принцип. Стать дхирой. Свами. Йогом. Слушай шастры. Не читай лишних книг, «в книгах Прабхупады есть всё». Читай, конспектируй. Запоминай санскрит. Жить по шастрам. Рассуждения о прошлых и будущих реинкарнациях. О югах. О пришествии гуру-аватара (кстати, во всех мировых и немировых традициях утверждается свой гуру-аватар, и именно он «спасает мир»! И именно он «пришел на грязный Запад с миссией!» И именно он дает западному миру авторитетный и современный путь! Это очень часто встречается. В 20 веке только лишь в США было разом несколько индийских миссионеров из разных сампрадай, но все они в мемуарах учеников — уникальные и особенные.)

 

Итак, благоприятное или нет? Выбирай! Предписания, запреты, наставления. Образование. Курсы. «А ТЫ ПРОШЕЛ бхакти-шастры?» Запоминание, усвоение, пересказ. Идея «Распространяем милость!» Проповедь, которой надо непременно посвятить свою жизнь! (а чего еще делать в человеческой форме !!?). Всё это идеи из разряда «надо, надо, надо! – иначе ты ... как бы и не преданный».

 

Концепции проникают в подсознание, становятся фундаментом. И позже если индивид НЕ становится йогом (не находит Бога? не находит себя в реальном обществе преданных? не находит удовлетворения в отречении? В правильном положении в ашраме?) - то ему суждено пережить сильнейший диссонанс этих концепций и реальной жизни. Он будет считать себя и грихамедхой, он и карми, он бывает в тамасе (не пошел на программу — сам себе выносишь приговор: я в тамасе), ану майщик, съел непредложенное (фуууу! съел отравленную грехом бхогу!), не дочитал круги (должник!!), служит чувствам, го-даса. Подсознание читает: плохой! слабак! дурной!

 

Несколько лет боли.

Несколько лет боли. Почему?

Потому что я не в правильном процессе?

Может, не следую всему как надо?

Еще не очистился, нахожусь на анартха-нивритти?

Оскорбительно воспеваю?

Не получаю наставничества?

Не женат (не вышла замуж?) Не в правильном ашраме?

 

Всё это просто смех … и слезы.

Горы слов. А если иметь смелость выйти из этой тьмы наставлений? Вспомнить себя до этих слов, санскрита, догматов? Что же произойдет?

 

НЕВЕРОЯТНАЯ СВОБОДА! ПРОСТО Я НЕ РОЖДЕН БЫТЬ САДХУ! Я не кришнаит! Я могу, имею право быть им или не быть им! Есть другие жизненные пути. Вообще вне религии. Атеизм существует тоже! Гуманизм. Философия хиппи. Дзен-буддизм. Отсутствие философии. Никакого греха, жизнь без насилия.

Можно жить просто.

 

жить своей жизнью, спокойно,

с обычными людьми,

 

примеряя и применяя что-то естественное к себе,

 

выбросив весь санскрит и все эти «воспевание», «оскорбительное», «пахтаем отношения в садху-санге», всю эту вербалистику и сленг.

 

Как важно вовремя это понять.

 

Ведь Кришна не пострадает от этого выбора.

 

Свобода!

В 2013-2014 я понял. Я не реализовал «контроль чувств». Утратил Бхакти. Устал слушать безумные крики Харибол по поводу и без повода. Устал от скучных нама-хатт «по методичкам». Устал «пахтать отношения» в бесконечном говорении. Захотел остаться один, без всяких авторитетов и увидеть себя настоящего, без вмешательства, без тысяч смыслов и идей. Захотел не «скучать о Боге в разлуке» и ждать возвращения на Вайкунтху, а просто побыть в Нем сейчас, без мыслей и желаний. Назовите это имперсонализм – мне уже было все равно.

 

И я освободился.

 

4.

 

БЕСПОЛЕЗНО И ГУБИТЕЛЬНО ОСТАВАТЬСЯ В ИСККОН, ЕСЛИ:

l Если ты давно насладился внешним блеском религиозной организации – но не смог найти внутренней духовной свободы и равновесия.

l Если ты съел горы вкусного прасада, замечательно играешь на барабане в киртане и получаешь похвалы, если ты примерил все красивые одежды, побывал на всех фестивалях - лучше оставить весь этот блеск, если ты держишься за это, но не смог найти в медитации внутренней духовной свободы и успокоения.

 

l Если не нашел друзей, и тебя больше тянет к старым товарищам юности.

l Если ты пропускаешь наставления мимо ушей, большей частью плавая на поверхности.

l Бессмысленно. Засыпать на лекциях, засыпать на джапе, много лет подряд.

 

Оставаться в ИСККОН = добровольно посвятить свою жизнь интересному служению. Другого смысла оставаться (то есть привержено держаться) в ИСККОН нет.

l Якобы оставаться в ИСККОН и при этом в действительности радоваться простой земной жизни – бессмысленно.

 

Я заметил, что в ИСККОН приходят люди упорные, энергичные, люди из контркультур, страстно желающие поменять жизнь и часто — поменять внешне, в разрез общественным стереотипам. Чем невероятнее и жестче перемены — тем интереснее. Бог — это Человеко-Лев? Прекрасно, делаем татуировку. Сухой пост говорите? А давайте его сюда! Носить гамчу и каупину? А давайте-ка попробуем! Таких немало людей. Но все это внешнее, как говорится. Преходящее, и «дело молодое».

Упорство в поведении приведет к мучениям, к сильному беспокойству в уме: кто же я? Такой или другой? Правильный? Дурной? Слабый?

 

Наставления о чистой преданности станут пыткой и мукой. Если на этой стадии человек продолжит БОРОТЬСЯ С СОБОЙ – он заболеет, физически пострадает от неприятия себя как личности. Он будет рвать себя на две половины. Каждый Божий день. Все те же две крайности: тут он видит примеры чистоты и служения (которые его лично не удовлетворяют). Там, в земных радостях – он станет винить себя, укорять за «греховность чувственных наслаждений».

 

Так будет продолжаться, человек не примет себя реальным. Реальным в простоте. Например – вот Сибирь, зима, город, и — настоящие, свои, несовершенные но интересные люди. Живые, честные частички Бога.

 

Вместо попыток думать о Кали Юге или Враджа-дхаме.

 

Возможно, членам ИСККОН будет легче и лучше в их движении и развитии, если почаще получать от «непреданных» друзей или родных приятие и поддержку себя – простого, честного, неприкрытого (шикхой, гамчей, сари и дхоти). Люди приходят, следуют с упорством, сдерживая напряжение, терпя психологическую боль, не умея поделиться этим с близкими. Сначала спорят с близкими. Потом вовсе перестают общаться. НЕ УМЕЯ ОТКРЫТЬСЯ!

 

Возможно, членам ИСККОН будет легче и лучше в их движении и развитии, если лучше понять СВОЙ уровень, то есть настоящую силу своего вдохновения, личную силу, пусть она – мизерный атом. Понять где она, в чем. Без накруток, без иллюзий и чужой ауры, без ауры фестивалей, без крика Харибол, героических харинам «при полном параде», без горделивых шествий «под знаменами» на городском параде: «ВОТ МЫ, ВАЙШНАВЫ!»

 

А может, лучше просто признать, что ты не родился особенным, проповедником, йогом. Ведь и без этого всё может быть хорошо. Мир спасется. Или не спасется. Христос уже спас их всех. Магомет тоже старается. Да и ладно.

 

Сияет солнце.

 

 

***

 

Простите меня за эту выраженную в словах боль. Этот текст я формулировал понемногу, наверное года 4 в процессе внутренней работы.

 

Я не знаю, что и как нужно менять в образовании в ИСККОН.

 

Нет точного рецепта.

 

Да и существует ли в широких кругах проблема, описанная мной? Как тенденция?

 

Для себя я давно решил, что моя жизнь будет проще.

 

Рекомендую и вам … (кстати, вайшнав – он же «простой»!)

 

буду еще проще.

 

2017-2019

 

Михаил Чащин

 

 

Ярослав Климанов: “Я отказался от имени, полученного в этой организации, как и от всех обозначений, которые с этим связаны. Называйте меня обычным именем. Я по-прежнему считаю, что духовная практика важна в жизни каждого человека, однако каждый сам волен выбирать традицию, степень интенсивности своей практики а также проводников к Истине. Догматизм, централизация, бюрократизация и тому подобные явления в религии указывают на её вырождение, превращение её в мирской институт и инструмент манипуляций сознанием.”



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)