Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастная (детская) психология в дореволюционной России.



2020-02-04 251 Обсуждений (0)
Возрастная (детская) психология в дореволюционной России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1. Возрастная (детская) психология в дореволюционной России………...........................................................................................................3

2. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Значение игры для психического развития и формирования личности ребёнка……………………………………………………………………………..5

3. Особенности эмоциональной жизни в юношеском возрасте. Любовь в юношеском возрасте……………………………………………………………13

4. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов…………………………………………………………………………21

5. Старость как социальная проблема………………………………………….26

Список использованной литературы………………………….........31

Возрастная (детская) психология в дореволюционной России.

            В период XIX - конца XIX в. были заложены основы исследований, сделавшие психологию ведущей отраслью русской психологической науки.

            Важнейшую область исследований составило изучение детства. Начали проводиться исследования, ставящие целью выявление закономерностей детского развития как основы воспитательных воздействий. Исследователи стремились дать целостное представление о ребенке, проследить его развитие в единстве духовной и физической жизни. В исследование включились не только (даже не столько) психологи, но и врачи, физиологи, гигиенисты. Были переведены наиболее значительные труды зарубежных ученых в этой области (Ч. Дарвина, Б. Сигизмунда, Дж. Сёлли, Б Пере, В. Прейра).

            Среди русских исследований дошкольного детства наиболее значительными были труды И.А. Сикорского. В 1884 г. он опубликовал монографию «Воспитание в возрасте первого детства», где обобщил результаты наблюдений за собственными детьми, за детьми Петербургского воспитательного дома и новорожденными в Надеждинском родовспомогательном заведении. На их основе он показал значение раннего детства как фундамента всего дальнейшего хода психического развития и подчеркнул, что только работы, носящие характер естественнонаучных исследований, могут создать возможность «выйти из груды педагогического эмпиризма и начать разработку принципов воспитания».

            В изучении детей школьного возраста особенно важна была деятельность П.Ф.Лесгафта. Он внес огромный вклад в изучение психофизического развития детей и разработку теории и системы физического воспитания, основанной на целостном представлении о ребенке и на неразрывной связи физического воспитания с умственным и нравственным. Важно подчеркнуть, что созданная им система и тщательно разработанная характеристика школьных типов настойчиво ориентировала на познание личности ребенка.

            Наряду с работами обобщающего характера появились работы, направленные на выявление особенностей развития отдельных сторон психической жизни ребенка - интеллектуальной, эмоциональной, нравственно-волевой. Важную роль в этом плане, как исследовательскую, так и организационную, сыграл П.Ф. Каптерев. Он вел интенсивную научную деятельность, активное участие принял в организации Родительского кружка при Педагогическом музее военно-учебных заведений, на заседаниях которого читались доклады по различным проблемам детского развития. На основе этих докладов было начато под его редакцией издание «Энциклопедии семейного воспитания».

            Изучение детского развития поставило вопрос об изучении факторов, обусловливающих это развитие. Стал обсуждаться вопрос о роли природных предпосылок развития и о значении условий жизни и воспитания. Значительное внимание в этой связи привлек вопрос о детской игре - о ее психологической сущности, и роли в детском развитии. Проблемой игры интересовался в эти годы и Г.В. Плеханов.

            Своеобразной ветвью изучения детского развития стал психологический анализ художественных произведений, дающих яркие образы детей (дети в произведениях А.П. Чехова, Г. Ибсена и др.). Наиболее многочисленными и значительными в этой области были работы Ю.Н. Веселовского.

            Важное направление исследования составляло изучение особенностей умственной работы, условий ее правильной организации. Появился значительный круг работ по изучению работоспособности и умственного утомления учащихся, о возможностях предотвращения утомления и его последствий. Первая экспериментальная работа в этой области (как и вообще в педагогической психологии) была выполнена в 1879 г. И.А.Сикорским. Анализируя характер письменных работ учащихся, выполненных до и после наступления утомления, он пришел к выводу, что в результате любой умственной работы происходит, прежде всего «утомление нервно-психического механизма», что позволило поставить вопрос о построении учебного процесса в соответствии с закономерностями нервно-психической деятельности детей. Работа И.А. Сикорского была в том же году опубликована во Франции и Бельгии, затем в Англии. На основе его метода аналогичные исследования провели А. Бургерштейн, Э. Крепелин и др. В дальнейшем И.А. Сикорский предложил свою систему обучения и воспитания «сообразно естественному ходу умственного развития». Серьезные данные по исследованию психогигиенических условий умственной работы школьников содержались в трудах А.С.Вирениуса, Л.Г. Оршанского и др.

            Изучение умственной работы учащихся находилось в тесной связи с исследованием познавательных процессов в общей психологии, которая в этот период стала переходить на экспериментальные рельсы. Результаты изучения познавательных процессов педагогическая психология стремилась применить для обоснования психологических требований к процессу обучения. Были также сделаны первые попытки изучения психологии овладения навыками чтения, письма.

            К концу XIX в. был накоплен достаточно большой материал по различным проблемам психологии. Все настойчивее стал ставиться вопрос о его практическом применении. В связи с этим ощущалась настойчивая потребность в широком обсуждении путей дальнейшего развития психологической науки, в теоретическом осмыслении полученных данных.



2020-02-04 251 Обсуждений (0)
Возрастная (детская) психология в дореволюционной России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастная (детская) психология в дореволюционной России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)