Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пропаганда германский антисемитский нацистский



2020-02-04 155 Обсуждений (0)
Пропаганда германский антисемитский нацистский 0.00 из 5.00 0 оценок




План

Пропаганда до прихода национал-социалистов к власти (1919-1933 гг.)

Предвоенный период (1933-1938 гг.)

Пропаганда во Второй Мировой войне (до 1945 г.)


Пропаганда до прихода национал-социалистов к власти (1919-1933 гг.)

пропаганда германский антисемитский нацистский

Своими политическими и военными успехами национал-социалистическая партия в значительной степени была обязана пропаганде – как тщательно разработанной и последовательно претворявшейся в жизнь системе, так и несомненному таланту Гитлера и, в особенности, Геббельса. При этом, однако, следует учитывать и тот факт, что в раннем периоде деятельность НСДАП протекала в весьма своеобразных общественно политических и экономических условиях, что обусловило многие особенности нацистской пропаганды – такие, как, широкое использование оккультных доктрин и мистических учений самого разнообразного толка.

20-е годы прошлого столетия стали для Германии едва ли не худшим периодом истории. Военное поражение, унизительные условия Версальского мирного договора и экономический кризис сделали германское общество весьма восприимчивым к пропаганде самых радикальных идей, в особенности реваншистских. В этой атмосфере расцветали и оккультные общества, активно взаимодействуя с политическими партиями. Одной из таких организаций была Германская Рабочая Партия (DAP), подконтрольная "Обществу Туле" - оккультная организация, придерживавшаяся идей пангерманизма и расизма. Пропагандистская деятельность DAP в этот период не была сколь-нибудь систематизирована, ограничиваясь в основном газетой "Auf gut Deutsch" ("На просторах Германии"), принадлежавшей Дитриху Эккарту, и его выступлениями в мюнхенских пивных. В этих речах он напрямую призывал к диктатуре: "Во главе нам нужен парень, способный переносить звуки рвущихся снарядов. Никто из офицеров не подойдет, ибо люди потеряли к ним уважение. Лучше всего - рабочий, умеющий хорошо болтать. Ему не понадобится много мозгов. Он должен быть холостяком, чтобы привлечь в наши ряды женщин". Эккарт же был автором книги "Большевизм от Моисея дл Гитлера", опубликованной уже после его смерти, которая широко использовалась нацистской пропагандой.

В целом, DAP не имела ни системы пропаганды, ни четкой доктрины, ни яркого лидера, способного эту доктрину реализовать. Однако с приходом Гитлера ситуация изменилась кардинальным образом.

Гитлер был прекрасным оратором, чувствовавшим настроения толпы, что позволяло ему быстро набирать популярность, превратившись в своего рода движущую силу пропагандистской кампании, вытащившую маленькую партию из пивных на многолюдные митинги. Впервые он выступил на публичном митинге 19 октября 1919 года.

Немецкий историк Иоахим Фест пишет по этому поводу:

"В горьком, непрерывном потоке слов вырывались чувства ненависти и бессилия одинокого человека; произошел как бы взрыв после долголетней апатии; горячечные образы и обвинения обрушивались на слушателя; совершенно забыв о сдержанности, он говорил до полного истощения".

Причины, по которым идеи нацистской партии столь быстро нашли отклик в сердцах миллионов немцев, хорошо известны. Разочарование в революции, депрессия от поражения в войне, ненависть к тем, кто, по мнению большинства немцев, был виноват во всех их бедах, требовали выхода. Гитлер лишь сумел направить эти чувства масс в нужную ему сторону, показав всем, кого и за что нужно ненавидеть.

Как это случалось и раньше с другими народами, оказавшимися в тяжелых условиях, немцы мечтали о чудесном избавлении, ждали Спасителя.

"Откуда он придет, никто не может сказать, - писал в это самое время Курт Гессе, - из королевского дворца или из рабочей хибары. Но все знают: он - вождь, который однажды объявит о себе, и он - тот, кого мы страстно ждем. Тысячи и сотни тысяч рисуют его образ в своем воображении, миллионы голосов зовут его, единая германская душа ищет его".

С помощью магии разговорного слова Гитлер сумел выразить не только чувство ненависти, переполнявшее его соотечественников, - он сумел отразить их желания и надежды. Фюрер отлично знал, кому и что нужно обещать. Националистам он обещал вернуть германское величие. Социалистам - отмену власти финансового капитализма. Бывшим солдатам - возвращение к духу окопного товарищества и новому сражению с врагами отечества. Рабочим - устойчивость заработков и защиту от махинаций работодателей. Оккультистам - надежду на то, что их планы по переустройству мира в эзотерическом духе будут наконец реализованы. Показав немцам, кто виновен в их бедах, нацистская пропаганда одновременно и определила проблему, и продемонстрировала пути ее решения (другой вопрос, что и то, и другое было ложным), а также дала понять, что единственная сила, которая может все это сделать – Гитлер и его партия.

Таким был тон нацистской устной пропаганды, практически не изменившийся с покупкой в 1920 году газеты "Völkischer Beobachter", главным редактором которой стал Эккарт, а с 1921 года – Розенберг.

Официальная газета партии, "Боевой орган национал-социалистического движения Великой Германии" возник из пригородной газеты "Мюнхенский обозреватель", которая в 1918 году перешла в собственность Общества Туле после того, как 22 июня 1918 года прежний издатель Франц Эер умер. Рудольф фон Зеботтендорф приобрёл за 5 тысяч имперских марок лицензию на издание газеты у вдовы издателя.

В августе 1918 года газета была переименована в "Völkischer Beobachter" ("Народный обозреватель") и стала выходить два раза в неделю, публикуя в основном светскую хронику антисемитского содержания. С 1919 года редактором газеты был Герман Эссер. В 1921 году Гитлер за 100 тысяч марок наличными выкупил газету у магистра своего Ордена Зеботтендорфа.

Сначала тираж газеты составлял примерно 8 тысяч экземпляров, но до осени 1923 года он возрос до 25 тысяч экземпляров. Причиной этому, видимо, была оккупация Рура. C запретом NSDAP (вследствие Пивного путча) 9 ноября 1923 года издание газеты было приостановлено.

В этот период наиболее активными деятелями пропаганды в партии были сам Гитлер, Дитрих Эккарт и Альфред Розенберг.

Дитрих Эккарт (23 марта 1868, Ноймаркт - 26 декабря 1923, Берхтесгаден) – один из основателей DAP, член "Общества Туле", поэт. Был журналистом, активно выступал против революции 1918 года, которую считал инспирированной евреями. Автор поэмы "Jeurjo" (1919), строка из которой "Deutschland, erwache!" ("Германия, проснись!") стала позднее боевым кличем нацистского движения. Сблизившись с националистически настроенными кругами, Эккарт познакомился с Гитлером и Эрихом Людендорфом.

Принимал участие в Капповском путче. На собранные Эккартом средства в декабре 1920-го была приобретена газета "Voelkischer Beobachter", соредактором которой (с Альфредом Розенбергом) он пробыл в течение двух лет. Оккультный и политический наставник Гитлера.

9 ноября 1923 года Эккарт участвовал в неудачном Пивном путче. 13 ноября он был арестован и помещен в Ландсбергскую тюрьму вместе с Гитлером и другими руководителями партии, но из-за болезни был освобождён вскоре после этого (20 декабря). Он умер от сердечного приступа в Берхтесгадене 26 декабря 1923 года.

Помимо многочисленных националистических и антисемитских статей, перу Эккарта принадлежала книга "Большевизм от Моисея до Ленина", где он вел диалог с воображаемым анонимным собеседником, в котором легко узнавался Гитлер. Эккарт приписывал своему собеседнику "открытие", состоявшее в том, что тайной силой, послужившей "причиной нарушения мирового исторического порядка", являются евреи. Согласно Эккарту, Гитлер перенял фатальный пессимизм Артура де Гобино и превратил его в агрессивный оптимизм. Гитлер, по мнению Эккарта, оказался первым человеком, осознавшим, что исход евреев из Египта произошел "с целью совершить кровавый революционный штурм устоявшегося порядка, а Моисей был не кто иной, как лидер большевизма". Изложенные в книге антисемитские идеи Гитлер постоянно использовал в своих выступлениях. Эти идеи во многом повторяли концепцию Геббельса "ложь должна быть грандиозной" и представляли собой характерное для нацистской пропаганды вообще сочетание фантастического апломба со столь же фантастической нелепостью – как, например, этот абзац: "Подобным же образом, влияние евреев при императоре Августе было настолько большим, что они так запугали Понтия Пилата, посланника Римского императора, и который олицетворял его власть, что Понтий Пилат сказал: " Ради всего святого, давайте закончим с этим тухлым еврейским делом!" Это было тогда, когда он подошёл к тазу, чтобы омыть руки и приговорить к смерти Христа, которого сам он, заметьте – считал полностью невиновным!"

Столь же последовательно проводил в пропаганде NSDAP антисемитскую политику и второй редактор "Voelkischer Beobachter" - Розенберг.

Альфред Розенберг (12 января 1893, Ревель, ныне Таллин - 16 октября 1946 года, Нюрнберг) - немецкий государственный и политический деятель, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Считается автором таких ключевых понятий нацистской идеологии, как "расовая теория", "окончательное решение еврейского вопроса", отказ от Версальского договора и борьба против "вырождения искусства".

Первым крупным успехом Розенберга в пропаганде стали "Протоколы сионских мудрецов", вывезенные им в 1919 году из Ревеля (Таллин). Описывая, как "Протоколы" попали к нему в руки, Розенберг рассказывал довольно нелепую историю: "Человек, которого я ранее никогда не видел, вошел ко мне без стука, положил книгу на стол и вышел, не произнеся ни слова".

По всей видимости, "Протоколы сионских мудрецов" имеют следующее происхождение.

Охранное отделение департамента полиции Российской империи, внимательно следившее за развитием европейской общественной мысли, в 1895 году подготовило документ под названием "Тайна еврейства", представляющий собой суммарный очерк по истории европейских и заокеанских движений, начиная с крестовых походов и кончая революциями XIX века. Безвестные интеллектуалы охранного отделения предложили версию всемирной истории, объясняющую абсолютно все "еврейскими дрожжами", на которых поднимались все мало-мальски значительные и, само собой, отрицательные явления цивилизации. Документ предназначался для служебного пользования, а потому общественного резонанса не имел.

Спустя десять лет после составления очерков в Кишиневе публикуются "Протоколы" уже практически в том виде, в каком их знают современные исследователи. Поскольку имелись некоторые текстуальные совпадения с очерками, некоторые историки считают, что кто-то "творчески переработал" отчет охранного отделения с целью разжигания страстей на фоне революции 1905 года – без сколь-нибудь заметного успеха

Вторую попытку – На сей раз успешную - "осчастливить" человечество "Протоколами" предпринял Сергей Нилус, ученик философа Владимира Соловьева. Он использовал их в качестве приложения к своей книге "Великое в малом и Антихрист как близкая политическая возможность".

Со второй публикацией "Протоколов", естественно, возник вопрос об их достоверности, но вместо того чтобы внятно объяснить происхождение цитируемых "документов", Нилус последовательно выдвигал три разные (но одинаково нелепые) версии их происхождения. Согласно изданию 1905 года, "Протоколы" были похищены женщиной у "одного из наиболее влиятельных и наиболее посвященных лидеров масонства". Этой даме прожженные мудрецы, очевидно, доверились по пословице "на всякого мудреца довольно простоты". По другой версии, приведенной в послесловии к английскому изданию "Протоколов", Нилус писал: "Мой друг обнаружил их в сейфе в штаб-квартире Общества Сиона, находящейся сейчас во Франции".

По третьей версии, 1917 года, "Протоколы" были изъяты из полной подшивки протоколов Сионистского конгресса, состоявшегося в Базеле в 1897 году. По этой же версии они были подписаны сионистскими представителями 33-й степени посвящения.

В "Протоколах" анонимные сионские мудрецы бесстрастным тоном провозглашают цель - коронацию Царя Иудейского на планетарном троне и методы достижения этой цели. Воцарение Владыки из семени Давидова произойдет в результате однодневного государственного переворота, подготовленного повсеместно во всех странах. В то же время этот переворот случится путем всеобщего голосования всех измученных неурядицами гоевских (нееврейских) народов. Для того чтобы довести народы до требуемого состояния, когда они сами по доброй воле пригласят управлять ими сионских мудрецов, необходимо посеять смуту и войны, разложить правительства и армии, возбудить всеобщее неверие и хаос, расстроить финансы, торговлю и промышленность, вызвать животную вражду между классами, слоями и народами, убить всякую инициативу и авторитеты, развратить и споить население всех стран…

Для самого Розенберга было очевидно, что "Протоколы" - не более, чем подделка, но они оказались тем самым материалом, которого так не хватало немецким нацистам, чтобы показать всему миру, сколь злокозненные замыслы лелеют их "расовые враги". Разумеется, Гитлер и Эккарт не могли пройти мимо подобного случая, и одном из собраний члены "Общества Туле", рассмотрев вопрос о распространении "Протоколов сионских мудрецов", постановили, что рукопись должна быть опубликована на немецком языке независимым издательством, никак не связанным с организацией, что и было сделано. Сама нелепость как текста, так и версий его появления в данном случае играла только на руку пропаганде – уверенность обывателя в том, что "власти скрывают" и вера во всемирные заговоры в то время были ничуть не меньшими, чем сейчас.

В 1930 году Розенберг выпустил в свет одну из наиболее значительных книг национал-социализма – "Миф ХХ века", окончательно оформившую и закрепившую в нацистской пропаганде расистские концепции.

В этом пространном труде, начинающемся словами: "Сегодня мировая история должна быть написана заново", Розенберг интерпретирует историю как расовый конфликт, черпая вдохновение и цитаты у Хьюстона Чемберлена, Гобино и Ницше. При этом Розенберг стремился создать не просто еще одну политическую программу, а новую религию: "Сегодня рождается новая вера: миф крови. Соединив веру и кровь, мы отстаиваем божественную природу человека, его целостность. …нордическая кровь и есть та материя, которая должна заменить и преодолеть все старые таинства".

Книга Розенберга стала одной из основ нацистской пропаганды и считалась (наравне с "Моей борьбой") теоретическим обоснованием национал-социализма, но официально таковым не признавалась – возможно, из-за запутанности и невнятности текста. Большинство его соратников по партии утверждали, что более путаной и непонятной книги им не доводилось видеть и большинство её даже не смогло прочитать. Гитлер про эту книгу заявлял, что это "малопонятный бред, написанный самоуверенным прибалтом, который крайне путано мыслит". Впрочем, отсутствие официального признания ничуть не мешало использовать эту книгу в пропаганде.

В 1922 году в NSDAP, первоначально примкнув к ее левому крылу, вступает Геббельс.

Пауль Йозеф Геббельс (Paul Joseph Goebbels, 29 октября 1897 г - 1 мая 1945 г., Берлин) - государственный и политический деятель нацистской Германии, рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии (1933-1945), имперский руководитель пропаганды НСДАП (с 1929 г.), рейхсляйтер (1933), предпоследний канцлер Третьего рейха (апрель-май 1945 г.), комиссар обороны Берлина (1942-1945).

Практически сразу он проявил себя на ниве пропаганды, предложив так называемые "10 заповедей национал-социализма":

"1.Твоё отечество зовётся Германией. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.

2.Враги Германии - твои враги. Ненавидь их всем сердцем!

3.Каждый соотечественник, даже самый бедный - это частица Германии. Люби его как себя самого!

4.Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретёт справедливость!

5.Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.

6.Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!

7.Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!

8.Не будь скандальным антисемитом, но будь начеку с "Берлинер Тагеблатт"!

9.Верши, что нужно, без стыда, когда речь идёт о новой Германии!

10.Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!"

Как легко заметить, в этих "заповедях" отчетливо проявляются характерные для нацистской пропаганды прямолинейность, агрессивность и демагогия, которые впоследствии станут ее основными чертами.

Первоначально относившийся к Гитлеру весьма неприязненно, Геббельс в 1926 году резко меняет свое мнение и становится одним из наиболее преданных его сторонников. Геббельс многократно высказывался о Гитлере в превосходных тонах, в результате чего в 1926 году Гитлер назначил Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге.

В столице в полной мере раскрылись ораторские способности Геббельса. Его выступления собирают десятки тысяч человек в парке Люстгартен.

Гитлер назначил Геббельса рейхсляйтером НСДАП по вопросам пропаганды. В 1926 году он начал издавать газету "Der Angriff". Газета имела большой успех и в конечном счете стала наряду с "Voelkischer Beobachter" одним из главных рупоров НСДАП.

Первоначально газета была еженедельной (выходила по понедельникам), затем стала печататься 2 раза в неделю, а с ноября 1940 года стала ежедневной. В газете печатались нацистские призывы против Веймарской республики, антисемитская и антикоммунистическая пропаганда. Подзаголовком газеты было "Долой угнетателей!". В отличие от официальной партийной газеты "Voelkischer Beobachter", "Der Angriff" была личным рупором Геббельса и служила, главным образом, для выражения его взглядов. Свои полемические и скандальные статьи он всегда писал на первой полосе, подписывая их "Dr. G".

Используя эти две газеты, а также регулярные выступления на митингах, Геббельс (с 1929 года ведавший пропагандой) вел избирательную кампанию Гитлера, обеспечив ему пост канцлера. Переняв у американцев современные пропагандистские приемы и слегка изменив их под германскую действительность, Геббельс продемонстрировал поразительные способности психологического воздействия на аудиторию. В то же время на основе "заповедей национал-социалиста была окончательно сформирована идеологическая программа партии.

Таким образом, уже на самых ранних этапах своего существования NSDAP уделяла пропаганде большое внимание. Первоначальна пропаганда велась хотя и весьма активно, но достаточно бессистемно, что, однако, не помешало ей быть весьма успешной. Причинами этого успеха были удачно выбранная генеральная линия, верный тон, оперативность и гибкость. Впоследствии (в особенности после назначения Геббельса на руководящий пост) пропаганда становится более систематической и продуманной, иррациональные элементы отходят на второй план, все материалы тщательным образом подготавливаются на самом высоком уровне. Формируется культ Гитлера как "германского мессии", вождя и спасителя нации. Начинается формирование пропагандистских структур и объединение их в единую систему, подконтрольную лично Геббельсу.

 



2020-02-04 155 Обсуждений (0)
Пропаганда германский антисемитский нацистский 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пропаганда германский антисемитский нацистский

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)