Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пропаганда во Второй Мировой войне (до 1945 г.)



2020-02-04 155 Обсуждений (0)
Пропаганда во Второй Мировой войне (до 1945 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Когда стало очевидным, что новая большая война в Европе неизбежна, Министерство пропаганды начало подготовку к ней. Прежде всего, при генеральном штабе было создано специальное управление по пропаганде среди войск и населения страны противника. В армейских группах функционировали отделы пропаганды. Были созданы и специальные войска пропаганды. Их организация началась после того, как в 1938 году представитель вермахта генерал Кейтель и Геббельс заключили основополагающее соглашение о ведении пропаганды во время войны. В том же году в немецких вооруженных силах началось формирование специальных рот пропаганды. Первые пять рот пропаганды были приданы командованию армейских корпусов в Дрездене, Бреслау, Нюрнберге, Вене. Осенью 1938 года они участвовали в оккупации Судет. В июне 1941 года, к моменту нападения на СССР, в немецких войсках, предназначенных к войне на советско-германском фронте, было 17 рот пропаганды. В 1943 году роты пропаганды были выделены в особый род войск. Общая численность их в то время составляла 15 тысяч человек, а в штатный состав обычной роты пропаганды входило 115 человек. В зависимости от выполняемых задач ее состав мог увеличиваться или уменьшаться.

В состав рот пропаганды входили военные журналисты, фото-, кино- и радиорепортеры, персонал по обслуживанию пропагандистских радиоавтомобилей и киноустановок, специалисты по созданию и распространению антисоветской литературы, плакатов, листовок. Для формирования этих рот отбирались лица, которые были обязаны одинаково хорошо владеть как журналистскими навыками (литературными, радио-, фото- или кинорепортерскими), так и различными военными профессиями. Последнее обстоятельство имело в особенности важное значение при освещении боевых действий авиаторов, танкистов, моряков торпедных катеров и т. п., поскольку, например, экипаж боевого самолета не мог взять на борт ни одного лишнего человека, который был только наблюдателем происходящего. Журналист из роты пропаганды должен был уметь заменить кого-то из экипажа боевой машины.

Роты пропаганды были призваны обслуживать не только средства массового воздействия гитлеровского рейха. До начала военных действий подразделения пропаганды проводили работу среди своих войск и немецкого населения. С началом войны в их действиях преобладала пропаганда, нацеленная на войска и население противника. Подготовка и снаряжение рот различались в зависимости от театра военных действий, им придавались специалисты-страноведы, переводчики, владевшие местными языками, типографии с соответствующим комплектом шрифтов.

Именно роты пропаганды обеспечили успех любимого детища Геббельса – еженедельной кинохроники. Даже в начале 1945 года их кинооператоры присылали в Берлин по 20 тысяч метров отснятой еженедельно пленки, хотя на 45-минутный сеанс еженедельного хроникального выпуска требовалось всего 1200 метров. Производился отбор самых лучших сюжетов, что приносило успех кинохронике не только в Германии, но и в зарубежных странах. Для иностранного зрителя в начале войны еженедельно производилось 1000 копий выпусков таких кинохроник с дикторскими текстами на 15 языках.

Не была обделена вниманием и пресса. Несмотря на то, что все печать в Германии была подконтрольна нацистам, Геббельс уделял ей особое внимание – как, впрочем, и зарубежной печати. Основой взаимодействия Министерства пропаганды и журналистов были ежедневные пресс-конференции, а точнее, инструктажи. На эти мероприятия, проводившиеся дважды в день, были обязаны являться специально аккредитованные представители всех берлинских, а также крупнейших провинциальных газет.

Проводились они самыми высокопоставленными сотрудниками министерства и носили доверительный характер. Делавшиеся во время инструктажей записи, а также вручавшиеся журналистам заранее отпечатанные инструкции подлежали по использовании уничтожению или возвращению в министерство. Кроме того, редакции газет и в особенности журналов регулярно снабжались циркулярами по обычным каналам связи. Вся эта система, из которой нацисты в принципе не делали тайны, была до того отлажена, что один из ответственных сотрудников геббельсовского министерства позволил себе публичное заявление о том, что немецкая пресса даже во время войны смогла отказаться от той предварительной цензуры, которая в якобы столь "свободных" демократиях Запада привела к тому, что газеты должны выходить с большими белыми пятнами на полосах. Аккредитованные в Берлине иностранные журналисты могли являться на пресс-конференции три раза в день, причем одна из них проводилась Министерством иностранных дел Риббентропа.

Важнейшей задачей пропаганды во Второй мировой войне стало сокрытие собственных планов, и это удавалось ведомству Геббельса с блеском. Первое такое мероприятие, проведенное германским верховным командованием, было направлено против Польши. Оно преследовало цель скрыть стратегическое сосредоточение и развертывание немецких войск. Для этого в газетах и по радио сообщали, что германское командование намерено

построить на Востоке систему крупных оборонительных сооружений, подобную "Западному валу". Для такого строительства мог быть избран только район, расположенный вдоль границы с Польшей. С этой целью в приграничном районе были проведены сначала топографическая привязка и маскировка позиций на местности, а затем оборудование мест расквартирования войск и прокладка линий связи. После завершения подготовительных работ к границе было подтянуто много дивизий, которые сразу же приступили к строительству полевых укреплений. Затем через несколько недель на смену этим дивизиям, о чем также сообщалось в газетах и по радио, в приграничный район прибыло значительно большее число дивизий, а ранее находившиеся там войска снова были отправлены на территорию рейха. Поляки, с большим вниманием следившие за всеми передвижениями, после этой отправки войск вновь почувствовали себя в безопасности.

Последовавшая затем третья, особенно мощная, волна означала уже сосредоточение войск. Таким образом, несмотря на большие передвижения, его удалось скрыть от поляков.

Нередко мероприятия по дезинформации противника немецкое командование проводило без участия войск, а только с помощью СМИ. Так, долгое время в центре немецкой пропаганды находился "Западный вал". Пропаганда этого "вала" началась перед операцией по захвату Судетской области Чехословакии (в октябре 1938 года) и сводилась к тому, чтобы представить оснащение и оборудование "Западного вала" намного современнее, а его военную роль намного значительнее, чем на самом деле.

В итоге Союзники были убеждены в невозможности прорвать эту полосу укреплений (по крайней мере, не понеся при этом неприемлемые потери). Так, генерал Гамелен, тогдашний начальник французского генерального штаба, заявил, когда речь зашла об оказании Польше обещанной помощи, что для наступления на "Западный вал" потребуется весь запас боеприпасов, имеющихся у французской армии. Это дало лидерам Великобритании и Франции возможность воздержаться от выполнения своих обязательств – при том, что для обороны "Западного вала" германское командование имело лишь пять кадровых и двадцать пять резервных дивизий.

Подобного же рода пропаганда была развернута и в 1941 году, перед нападением на СССР. Сосредоточение войск по плану "Барбаросса" первоначально представлялось как создание прикрытия на случай вмешательства Советского Союза (что способствовало раздуванию антисоветской истерии), а затем – как блеф, призванный отвлечь внимание от подготовки вторжения в Англию. В этой дезинформационной акции участвовало и высшее политическое руководство фашистской Германии. Так, в июне 1941 года в газете "Völkischer Beobachter" появилась статья Геббельса, в которой со скрытой угрозой говорилось о вторжении в Англию. Чтобы представить такое намерение более правдоподобным, распространение номера газеты с этой статьей вскоре после ее выхода было незаметно, но так, чтобы он все же смог попасть в руки агентуры противника, прекращено. Перепечатка статьи другими газетами также была запрещена. Правдоподобность высказанных в статье замыслов подкреплялась шагами, предпринятыми против газеты. Проведенное мероприятие полностью достигло своей цели – руководство и СССР, и Великобритании приняли этот материал за истину.

Дезинформация широко использовалась не только для сокрытия своих намерений, но и для запугивания противника. Так, через несколько дней после нападения на Францию Геббельс велел передать через "черную" радиостанцию сообщение на Францию, что в Париже раскрыт план нападения на Бурбонский дворец. Это и другие сообщения немцев о действиях "пятой колонны", запускавшихся по различным каналам, подхватывала и подавала в сенсационном оформлении французская пресса. Позднее, 8 августа 1940 года, Геббельс распорядился подготовить сообщение для "черной" радиостанции на Англию о том, что под Дюнкерком в руки немцев попало 100 тысяч комплектов английской военной формы. Замысел министра состоял в том, чтобы запугать англичан перспективой немецких парашютных десантов, одетых в английскую форму. 14 августа немецкие "черные" радиостанции сообщили, что в одном из районов Англии выброшены немецкие парашютисты частью в английской форме, частью в штатском и что они укрылись у агентов "пятой колонны". Английские газеты на следующий день сообщили, что парашюты на местности действительно обнаружены, но не видно, чтобы на них спускались. 20 августа Геббельс велел официально опровергнуть "английские сообщения" о наличии немецких парашютистов в Англии, а "черные" радиостанции продолжали сообщать о новых десантах.

Близким к дезинформации методом было использование "опережающих сообщений", т. е. сообщений о каком-либо еще не произошедшем, но ожидаемом и весьма вероятном событии. Впрочем, им ведомство Геббельса пользовалось нечасто, поскольку неоднократно попадало впросак. Например, немцы были так уверены в падении Москвы, что 10 октября 1941 года сообщали о падении советской столицы. Также произошло и раньше, в сентябре 1939 года, когда немцы дважды сообщали о потоплении английского авианосца "Арк Ройал", первый раз - посредством торпеды, другой - посредством авиабомб. Когда от англичан после этого пришло официальное уведомление, что "Арк Ройал" прибыл в Кейптаун, Геббельс обратился на своем очередном инструктаже к представителю немецких ВМС с вопросом, как реагировать на это сообщение. Представитель ВМС ответил: "Мне, к сожалению, нечего сказать по этому поводу, господин имперский министр, ведь "Арк Ройал" потопило министерство пропаганды, а не мы". С потерей стратегической инициативы немецкая пропаганда стала использовать этот метод с целью смягчить шоковое воздействие неприятных событий. Так, в связи с отступлением фашистских войск распространялась информация о намерении командования вермахта "выровнять" или "сократить" фронт, а затем появлялись сообщения об отходе германских частей на новые позиции.

С той же целью (смягчить неприятный эффект) подобные сообщения, как правило, помещались там, где привлекали меньше всего внимания – на последних полосах газет, в середине радиопередачи и т.п.

По-прежнему широко Министерство пропаганды использовало слухи – теперь они были обращены почти исключительно на собственное население. Дневник Геббельса свидетельствует, что он специально делал ставку на распространение в народе "подлинных легенд" о его налетах в разбомбленные английской авиацией кварталы Берлина. Министр пропаганды расчетливо полагал, что незачем сообщать об этом в газетах: "Так лучше, здесь срабатывает устная пропаганда". И он же на инструктаже 24 октября 1942 года отдал распоряжение распространить в народе слух о применении немцами "неслыханно эффективного оружия" в Сталинграде. Через месяц пошли разговоры, что в Сталинграде объявились немецкие танковые огнеметы, способные повергать в море огня дома в шесть этажей и выше, и что там же солдатами вермахта впервые применен автомат со скорострельностью 3000 выстрелов в минуту. При всех этих "точных" деталях речь шла о чистейших измышлениях. Эффективность этого приема была такова, что до сих пор можно столкнуться с людьми, верящими в подобные измышления. Особенным успехом пользуется сверхскорострельный автомат, причем попытки убедить в технической невозможности его создания не дают никакого эффекта.

На оккупированных территориях немецкая пропаганда прежде всего имела целью обеспечение лояльности населения.

Вермахт вел пропаганду на советские войска, население прифронтовых и фронтовых регионов и особенно на жителей захваченной местности. Помимо армии пропаганду в занятых областях осуществляло Министерство по делам оккупированных восточных территорий, в которых для этого были созданы специальные структуры. Координировались же пропагандистские акции через рейхскомиссаров и подчиненных им генеральных областных и окружных комиссаров. В распоряжении рейхскомиссаров имелись специальные отделы пропаганды.

В систему пропаганды были включены низовые звенья оккупационной администрации - старосты, бургомистры и другие чины. Гитлеровские пропагандистские материалы рассылались по всем учреждениям, районам и волостным управам, сельским старостам, а старосты обязаны были зачитывать немецкие листовки и газеты населению. В таком же обязательном порядке зачитывались сводки немецкого главного командования. Кроме того, на видных местах в городах и селах вывешивались на специальных досках газеты, плакаты и листовки. Оккупационные власти также пытались подготовить пропагандистов из местного населения.

Заблаговременно, еще до начала боевых действий против СССР, нацисты заготовили большое количество плакатов, листовок, обращений, приказов, распоряжений и другой печатной продукции. В целом они носили общий характер, поэтому военное командование и оккупационные власти с первых дней войны приступили к созданию полиграфической базы непосредственно на оккупированной территории.

Так как советские полиграфические предприятия были в основном эвакуированы или уничтожены Красной Армией при отступлении, то в большинстве случаев типографское оборудование было завезено из Германии или оккупированных стран Европы. В довольно быстрые сроки немцы восстановили во всех крупных городах и во многих районных центрах типографии. Среди населения немцы распространяли различные издания на русском языке: книги, брошюры, календари, иллюстрированные журналы, плакаты, портреты Гитлера и т. п. Но основную массу из них составляли газеты и листовки.

Наибольшее количество листовок выпускалось в первые дни оккупации. Затем они издавались только для партизан и населения, проживающего в зонах их активных действий. В дальнейшем место листовок занимали всякого рода воззвания, приказы, объявления, плакаты и главным образом газеты. Чтобы привлечь внимание читателей, привыкших с уважением относиться к местным изданиям, зачастую логотип и название газет оставляли те же, что и в советское время, нередко немцы шли и на прямую подделку, маскируя свои издания под центральные советские газеты. Точное количество немецких оккупационных изданий не установлено, однако по архивным данным известно около 300 названий.

Тактика германской пропаганды во Второй мировой войне изменялась в соответствии с ходом боевых действий и разделялась на три основных этапа:

- пропаганда военных успехов;

- пропаганда путем критического анализа своих ошибок;

- пропаганда путем внушения страха поражения.

По времени первый этап охватывает начальный период Второй мировой войны до поражения германской армии под Москвой (с сентября 1939-го по декабрь 1941 года). На этом этапе немецкая пропаганда питалась победами на фронтах и видела свою задачу разъяснить немецкому народу необходимость и справедливость этой войны и доказать ее превентивный характер. Оценки немецкой пропаганды в этот период достаточно противоречивы, так как высокий боевой дух в период постоянных побед не является доказательством эффективности психологических операций, а сама пропаганда была достаточно прямолинейна и зачастую груба. На оккупированной территории она сводилась, в основном, к запугиванию могуществом Германии с целью сломить у населения оккупированных областей волю к победе.

Второй период, начавшийся с января 1942 года и продолжавшийся до лета 1944-го, считается наиболее интересным с точки зрения тактики. К этому периоду относятся "споры" радиокомментатора Г. Фриче с пропагандой противника, а также еженедельная публикация передовиц Геббельса. По мнению Р. Зульцмана и американских исследователей, эти статьи представляли нечто новое в пропаганде.

Публикации Геббельса создавали впечатление, будто правительство совершенно открыто и непринужденно беседует с каждым немецким гражданином о самых щекотливых вопросах политической и военной обстановки и разрешает ему иметь в этом вопросе собственное мнение. В своих выступлениях министр пропаганды использовал и известные ему сообщения пропаганды противника, успевшие проникнуть в народ. Он анализировал всяческие распространяемые в народе слухи и в определенных случаях позволял себе намеренно сгущать краски. Вышел на экраны фильм "Фридерикус". Он должен был показать, как Фридрих Великий, несмотря на все неблагоприятно для него сложившиеся обстоятельства, упорством и настойчивостью добился победы, которая долгое время казалась невозможной. Кадры, на которых король был изображен в дырявых ботинках, долго не сходили со страниц прессы. Стоит отметить, что подобного рода обращение к историческим аналогиям вообще характерно для стороны, не имеющей стратегической инициативы и проигрывающей войну.

С этого времени фронтовые репортажи становятся еще более реалистичными, а еженедельное обозрение впервые помещает фотографии убитых немецких солдат.

Пропаганда путем критического анализа своих действий была рассчитана ее руководителями на то, чтобы убедить народ в необходимости войны, заставить его внутренне ожесточиться и сделать его невосприимчивым к неудачам на фронте.

Третий этап снова ставил своей целью запугивание, но уже не противника, а собственных граждан. Он начинается с вторжения союзников в Европу летом 1944 года и продолжается до конца войны - весны 1945 года. На этом этапе немецкая пропаганда пыталась мобилизовать для сопротивления противнику последние силы народа, внушая ему страх и ужас поражения.

Материал для этого имелся богатейший – и массированные бомбардировки, и опубликованные (а иногда и не опубликованные официально) планы после военного устройства мира, и даже само требование безоговорочной капитуляции. В этой атмосфере появилась и получила большое распространение поговорка: "Радуйтесь войне, ибо мир будет страшным". Исследователи предполагают, что ее придумал сам Геббельс. Также отмечается, что именно в этот момент многие немцы открыто или тайно поверили в существование у Германии какого-то чудодейственного оружия. Эту веру поддерживал реальный ввод в эксплуатацию новой техники – реактивных самолетов и управляемого ракетного оружия, но пропаганда умалчивала, что Германия не в состоянии наладить действительно массовое производство этой техники.

Обычно старавшаяся избегать прямой лжи, нацистская пропаганда в конечной фазе войны не только неправильно сообщала о положении на фронтах, но и делала это с большим промедлением. На пресс-конференции в те дни Геббельс говорил, что пропаганда должна приложить максимум усилий, чтобы пережить всего лишь несколько ближайших трудных недель, пока новое оружие существенно не изменит обстановку. Постоянно утверждалось, что антигитлеровская коалиция намерена уничтожить не только Германию, как государство, но и немецкий народ. Пропаганда апеллировала главным образом к чувствам, задевающим сердце и душу народа, т. е. к немецкому национализму, к готовности народа к самопожертвованию, к его вере в своих руководителей и преданности своим властям, равно как и к его солдатским добродетелям.

Нацистская пропаганда с началом боевых действий первоначально не претерпела существенных изменений, но значительно расширила свой охват.

Пропагандистские акции стали использоваться для обеспечения скрытной подготовки к военным операциям. На оккупированных территориях задачей пропаганды являлось подавление сопротивления и обеспечения лояльности населения.

С потерей стратегической инициативы приоритетным направлением вновь стала пропаганда внутри страны. Ее основными тезисами в этот период стали вначале утверждения о временном характере переживаемых Германией поражений, а позднее – необходимость сражаться до конца, каким бы он ни был. Характерно, что даже в этот период большинство немцев было уверено, что Гитлеру удастся найти какие-то средства для того, чтобы смягчить поражение и условия капитуляции и мирного договора.

 


Материалы

пропаганда германский антисемитский нацистский

Волковский Н.Л. История информационных войн, т. 2

Первушин А.П. Оккультные войны НКВД и СС

Парнов Е.И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма

Панарин И.Н. Информационная война и геополитика

Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт).

Норман Кон. Благословение на геноцид

"Пропаганда в Третьем рейхе" , общественно-политический журнал "Историк" (http://www.historicus.ru/)

Полевой устав Сухопутных войск США FM 33-1, выдержки ("Военная история и футурология", http://milresource.ru/ )

"Исторические аспекты теории и практики информационно-психологического воздействия" (http://www.vrazvedka.ru/)

 

 



2020-02-04 155 Обсуждений (0)
Пропаганда во Второй Мировой войне (до 1945 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пропаганда во Второй Мировой войне (до 1945 г.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)