Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельность , осуществляемая по лицензиям.



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Деятельность , осуществляемая по лицензиям. 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии со ст. 49 Гражданского Кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа (ст. 14.1 КоАП):

16 сентября 1998 года принят Государственной Думой и 25 сентября 1998 года подписан Президентом Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее - Федеральный закон О лицензировании), которым в частности определено, что:

- к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;

- порядок лицензирования и ведения реестра лицензий определяется Президентом и Правительством Российской Федерации.

К исключительной компетенции Президента и Правительства Российской Федерации также отнесены: утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности; разграничение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности между федеральными органами государственной власти (лицензирующими органами);

- лицензирование на территории Российской Федерации осуществляется лицензирующими органами (Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

- лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации, На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона о лицензировании;

- за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом;

- срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

- заявление о выдаче лицензии с указанием:

- фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина;

- лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

- свидетельство о постановке предпринимателя на учет в налоговом органе;

- документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Требование от предпринимателя представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом о лицензировании, иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Размер платы за рассмотрение заявления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан уведомить предпринимателя о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче ему лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) предпринимателю в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае, если предприниматель в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

- наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие предпринимателя лицензионным требованиям и условиям.

Индивидуальный предприниматель имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии в административном порядке предприниматель имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления.

За выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия (далее - перечень), установлен статьей 17 Федерального закона о лицензировании

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный указанным законом перечень. Виды деятельности, не включенные в перечень, осуществляются без лицензий, за исключением случаев, когда их лицензирование установлено иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона о лицензировании.

Лицензирование таких видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральными законами, непосредственно установившими необходимость их лицензирования.

Следует иметь в виду, что указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, принятые до введения в действие Федерального закона о лицензировании, применяются в части, ему не противоречащей.

До введения в действие Федерального закона о лицензировании, порядок лицензирования отдельных видов деятельности и перечень лицензируемых видов деятельности определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 'года № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, которое соответственно действует и сегодня в части не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.

В нем, в частности, определен перечень федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации (приложение № 2).

В соответствии с указанным документом были разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации около 60-ти Положений о порядке лицензирования конкретных видов деятельности, которые также действуют в части не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.

 

   3. Особенности правового статуса субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке. Доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может выражаться в следующих формах: - изъятие товаров из обращения, целью или результатом которой является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него - или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.); - создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия); - создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; - нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; -  установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; - сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; - необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. Законом о конкуренции запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее - соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести: - к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; - повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах иторгах; - разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); - ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); -  отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Также запрещается: заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; заключение соглашения или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции (последнее положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%. Запрещается также координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Федеральным законом от 9 октября 2002 г. в Закон о конкуренции был внесен ряд существенных изменений. В частности, до внесения указанных изменений к монополистической деятельности относились также некоторые действия органов государственной власти и органов местного самоуправления. После внесения изменений перечень данных действий содержится в специальном разделе Закона о конкуренции, которые квалифицируются как ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций. К числу таких действий, например, относятся: - введение ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; - установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен)товаров; - дача хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении до говоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов; - необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; - необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара. Законом о конкуренции также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Понятие конкуренции

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

· наличием множества равноправных рыночных субъектов;

· полной экономической обособленностью каждого из них;

· зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

· противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.        

Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.

 

В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

 

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

 

Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

 

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

 

Основные функции конкуренции:

· обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

· стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

· дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);

· давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

· ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

· стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

· внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

· роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

· зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

· старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Виды конкуренции

 

Различают конкуренцию:

· функциональную (это конкуренция определенного товара);

· видовую (по цене и качеству);

· межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

· внутриотраслевую и межотраслевую.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Деятельность , осуществляемая по лицензиям. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельность , осуществляемая по лицензиям.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)