Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние и перспективы развития социально-культурной среды.



2020-02-04 424 Обсуждений (0)
Современное состояние и перспективы развития социально-культурной среды. 0.00 из 5.00 0 оценок




В профессиональной деятельности различных категорий спе­циалистов социально-культурной сферы сегодня довольно легко можно выделить общее и особенное, реальное и идеальное, пред­ставить динамику изменения их состава по профессиональному, общекультурному, эстетическому и другим параметрам. За по­следние десятилетия, несмотря на весьма ощутимые социально-экономические трудности, в стране сложилась относительно ус­тойчивая система отбора, допрофессиональной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и аттестации специалистов-организаторов социально-культурной деятельности. Не послед­нюю роль в стабилизации этой системы сыграл переход обучаю­щихся структур на полное или частичное самофинансирование, внедрение платных услуг.

Из широкого диапазона целей и задач, практических навыков и умений, психологических мотивов и установок, интересов и ув­лечений складывается целая система приоритетов профессиональ­ной деятельности специалистов. Эта система обусловлена нали­чием целого ряда факторов, но прежде всего - современным со­стоянием и перспективами развития социально-культурной среды конкретного региона (области, края, города, региона).

Реализация социально-культурной политики в масштабах от­дельно взятого региона, проведение в жизнь программно-целевого принципа финансирования объектов культуры и досуга делают необходимым выделение, в рамках кадрового ресурса, еще одной исключительно важной его составляющей - интеллектуального ресурса, того активного потенциала, которым обладают профес­сионалы и любители, выступающие в качестве авторов многочис­ленных социально-культурных проектов и программ. Как правило, эти люди представляют различные социальные и профессиональ­ные слои населения.

Введение в оборот интеллектуального ресурса, приобщение новых сил к генерированию инновационных проектных идей яв­ляются одновременно и средством, и результатом, и свидетельст­вом достаточно сильной и эффективной социально-культурной политики в условиях того или иного региона.

Формированию интеллектуального ресурса для региона в большой степени способствует закономерное, последовательное развитие социально-культурного контекста в профессиональном образовании. Сама логика процесса формирования специалиста в вузах и средних специальных учебных заведениях культуры и ис­кусств выстраивается в совершенно оправданном во всех отноше­ниях порядке - от комплекса его способностей, имеющих отноше­ние к социальному самоопределению и самообразованию, к спо­собностям, необходимым для включения в региональную систему деятельности, к способностям, связанным с поиском оптимальных проектных вариантов решения социокультурных проблем.

Эффективность использования кадрового ресурса самым непосред­ственным образом связана с вопросом о современном юридическом, эко­номическом, социальном статусе специалиста социально-культурной сферы. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия «культурно-просветительный работник», но и с объективно возрастаю­щей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и дру­гими социальными институтами региона.

В нынешних условиях происходит ярко выраженная диффе­ренциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаи­модействующих субъектов социально-культурной и индивидуально-культурной деятельности, включая как профессионалов, так  и любителей, составляет следующие основные категории:

- социальные заказчики (ресурсодержатели), выражающие интересы и запросы различных групп населения – потенциальных пользователей социально-культурных проектов и программ, конкретных потребителей культурного продукта, благ и услуг;

- менеджеры-организаторы социально-культурной сферы, являющиеся, по существу, основными фигурами, руководителями и посредниками в разработке и реализации многочисленных образовательных, художественно-творческих, развлекательно-игровых,спортивно-оздоровительных и других социально-культурных про­ектов и программ;

- выступающие в качестве исполнителей специалисты - творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непо­средственно занятые созданием социально-культурных ценностей благ и услуг, наполнением содержания конкретных проектов и программ.

В каждой из названных категорий широко представлены как ; отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т. д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организа­тора-методиста.

Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финанси­руемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.

В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организа­ции индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного органи­затора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования.

Наряду с социальным статусом культурного организатора наиболее успешна и эффективна такая структура управления деятельностью культурно-досуговых учреждений, которая учиты­вает социальные условия работающих в них людей, их стремле­ния, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. Девиз, призывающий к человеческому использованию человеческих су­ществ, применим и к социально-культурной сфере, к сегодняш­нему практическому опыту десятков, сотен тысяч организаторов социально-культурной деятельности.

 

Заключение

При обучении и подготовке кадрового ресурса  социально-культурной деятельности, основное направление работы которого - социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей,

специалист социально-культурной сферы должен обеспечивать полноценную реализацию функций социально-культурной деятельности, важнейшими из которых являются:
- изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;
- создание и обогащение культурных ценностей, творческое развитие детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;
- создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере, в том числе посредством проектной деятельности; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения; содействие расширению и углублению работы структур дополнительного образования, развитию народного творчества; руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы, социальной защиты населения;
- проведение массовой информационно-просветительской и воспитательной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни; вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-креативного досуга; социально-культурная поддержка людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей, анимационные виды деятельности.

Таким образом, социально-культурная деятельность распространяется на все социально-демографические, национально-этнические, возрастные и другие группы населения, и при этом необходимо иметь квалифицированных специалистов в области социально-культурной сферы.

Подводя итоги рассмотрения профессиональных ценностей и качеств специалистов или кадров в социально-культурной сфере, которые обеспечивают выше перечисленные функции в свою очередь должны обладать идеальными качествами специалиста в этой области.

1.Специалист социокультурной сферы должен обладать широ­ким кругозором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирую­щим действия коллег на повышение общекультурного уровня насе­ления и развитие духовного потенциала.

2. Специалист СКС - человек неравнодушный к боли каждого человека, «язвам» общества, умело расставляет акценты частных явлений, поднимая их на уровень социально значимого звучания и наоборот - общие социальные проблемы раскрывает через частные примеры обыденной жизни.

3. Специалист виртуозно владеет приемами, способами и методами влияния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватную целям и задачам форму.

4. Он обладает эмоционально-образной памятью, творческой фантазией и воображением, образным мышлением, ярко выражен­ной тягой к поиску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных форм влияния на аудиторию.

5. Он широко использует социологические и другие исследо­вательские методы в разработке социокультурных проектов, обладает аналитическим мышлением, научно обоснованно формулируя «проблемное поле» конкретного социума.

6. Профессионал  умеет «заразить» сотрудников своей идеей,
отобрать необходимых людей для создания и осуществления проек­та, обоснованно доказать необходимость разработки творческого проекта и убедительно отстоять основные его позиции, привлечь к деятельности широкую общественность. Виртуозно владеет секре­тами коммуникативной культуры, приветлив, доброжелателен и уважителен с людьми.

7. Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоящей акции для коллектива, работающего по ее осуществ­лению, принять своевременные решения, актуальные для конкретного времени.

8. Он постоянно работает над повышением своего профес­сионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по технологии сотрудничества внутри коллектива и с ауди­торией.

9. Такой идеальный специалист в совершенстве владеет органи­зационно-управленческими технологиями, умеет наладить контакты
с государственными, общественными и коммерческими (частными
или акционерными обществами), привлечь людские, материальные
ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого
проекта, правильно спланировать, распределить задания и ответст­венность, осуществлять контроль над качеством выполнения зада­ний, выбрать адекватные формы поощрения или порицания.

10.Он обладает высокими нравственными принципами, спра­ведлив и объективен. Является примером ответственного отноше­ния к обязанностям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствовани­ем собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и по­сетителей учреждения культуры.

Таким образом, обеспечение учреждений социально-культурной сферы профессиональным кадровым ресурсом, профессиональными мастерами своего дела может решать огромное количество социально-экономических проблем современного общества.

Список литературы

Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М.:МГУКИ, 2003

Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. М.:МГУКИ, 2003

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.М.: МГУКИ, 2004

Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом. М.:МГУКИ, 2002

Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004

Лукичева Л.И. Управление персоналом М.:Омега-Л, 2007

Чижов Н.А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия. М.:Альфа-Пресс, 2007

 

Г.                                                                      Мисюченко И.С.

 

 



2020-02-04 424 Обсуждений (0)
Современное состояние и перспективы развития социально-культурной среды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современное состояние и перспективы развития социально-культурной среды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)