Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каналы вертикальной мобильности



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Каналы вертикальной мобильности 0.00 из 5.00 0 оценок




  П.А. Сорокин считал, что в любом обществе между стратами нет непроходимых границ, следовательно между ними есть "отверстия" и "лифты", по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Социальными лифтами являются:

-Армия (в военное время)

-Церковь

-Школа (особенно если образование бесплатное и общедоступное)

-Собственность

-Семья и брак (если в брак вступают представители разных статусов)

В молодом, быстро развивающемся государстве вертикальная мобильность идет очень интенсивно.

Например, в России это период реформ Петра I, Советская России в 20 - 30-е годы, перестройка в России в 90-е годы.

Как только все высокие статусы заполняются, движение "социальных лифтов" вверх замедляется. Новый высший класс  стремится "загородиться" от общества социальными барьерами, попасть в него становится неимоверно сложно. Так возникает социальная клаузула (лат. clausula - замыкание) - замкнутая социальная группа. В этот период происходит стабилизация общества.

Например, в России это наблюдается после 1993 года. До этого, в период 1989 - 1992 годов "социальные лифты" были активны. Легко делались крупные капиталы, появлялись "новые русские". Сегодня, чтобы попасть в элиту, необходимы капиталы и возможности, которыми большинство россиян не обладает. Высший класс принимает закон, ограничивающие доступ в его ряды, создает частные школы, собственную сферу развлечений. На следующем этапе высший класс начнет превращаться в потомственный.

Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда пере­мещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как пра­вило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно – технической революцией, гражданскими войнами, реформами и т.д.

Индивидуальная мобильность означает социальное переме­щение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильно­сти относятся продвижения по служебно- профессиональной лестни­це, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, за­нятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с полити- ческой и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух глав­ных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности — это количество ступеней, по кото­рым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.

Многочисленные исследования показы­вают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переход­ных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем вы­ше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к со­циальной закрытости присуща всем обществам.

Социальные перемещения индивидов имеют объективные по­казатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобре­тение собственности и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится их социальное положение. Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменить социальное окружение.

Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удастся пройти социокультурный селективный контроль и комфорт­но освоиться в новой страте. По всем объективным критериям, под­нявшись на более высокую ступень, индивид в силу социокультур­ных обстоятельств остается за дверью, ведущей в новую страту. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение, стремление вести новый образ жизни и т.д. делает его здесь «чужа­ком» : индивид как бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами.

Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потеряв возможность находиться в верхних слоях общества в резуль­тате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окру­жению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы па грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (от лат. merginelis — находящийся на краю, на границе).

Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из дерев­ни в город. В результате миграции человек покидает привычную со­циальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт; беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэт­нические и межрасовые браки.

Маргинализация индивидов — неизбежный элемент социаль­ной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот про­цесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, про­цесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле ста­новятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальности не только инди­видов и образованных ими социальных групп, но и о маргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в совре­менной России, где в результате захвата собственности, обогаще­ния, овладения рычагами власти сформировалась социальная груп­па «новых русских», которая пока не выработала определенные сте­реотипы нового образа жизни, а использует конгломерат образцов поведения различных культур: западной российско-купеческой, советско-номенклатурной и т.д.  

 

                        Список литературы

1. Вебер М. Основные понятия стратификации. Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147-156.

2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995 г.

3. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 302-373.

4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 624.

6. Социология. / Под ред. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 512.

 


 



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Каналы вертикальной мобильности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каналы вертикальной мобильности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)