Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод беседы можно разделить на два вида:



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Метод беседы можно разделить на два вида: 0.00 из 5.00 0 оценок




-Формализованная (стандартизированная) беседа состоит из заранее сформулированных, точно поставленных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Предполагается регистрация ответов на поставленные вопросы, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

- Неформализованная (свободная) беседа имеет только общий план и проводится в свободной форме. Это даёт возможность последовательно формулировать дополнительные вопросы, определяя их порядок исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Достоинства метода беседы: 1.В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами. 2.Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации. 3.Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.). 4.Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию. 5.Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом. 6.Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Требования к организации беседы:

1. Сформулировать цель беседы.

2. Составить план.

3. Подготовить «поддерживающие» вопросы.

4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов, условные обозначения).

5. Создать благоприятную обстановку (место, время и т. д.).

6. Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия.

7. Уметь владеть собой (педагогический такт).

8. Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи.

9. Фиксировать результаты беседы.

Недостатки метода беседы: 1.Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению). 2. Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов. 3.При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться. 4.Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается. 5.При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.
Интервью Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличии от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования. Интервью бывает индивидуальным и групповым. Интервью по целям делят на: - интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) - документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации. Выделяют: - стандартизированное - вопросы предлагаются в определенной последовательности. - нестандартизированное -  формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла.   - полустандартизированное интервью. Преимущества интервью: 1. В ходе работы с опрашиваемыми удается учесть его уровень подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать его интонацию и мимику. 2. Появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов. 3. Можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т.п.) вопросы. 4. Приближенность интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов. 5. Интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу. В качестве основного недостатка этого метода следует выделить большую трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.
Анализ продуктов деятельности Метод изучения личности, позволяющий опосредованно изучать ее психологические особенности по практическим результатам (продуктам) деятельности. Суть его состоит в реконструкции свойств личности по конечным и промежуточным результатам деятельности. Виды: 1. Материальные (вещественно-предметные) продукты деятельности. К ним можно отнести продукцию, производимую на производстве. Такие продукты деятельности являются результатами труда работника, и их анализ затруднений не вызывает. Сложнее анализировать вещественно-предметные продукты деятельности, которые относятся к побочным результатам и которые напрямую не связаны с выполнением работником должностных обязанностей, но непосредственно влияют на их выполнение или свидетельствуют об отношении работника к выполняемой работе, например оформления рабочего места, рабочего кабинета. 2. Документально фиксированные продукты деятельности. К этой категории относятся разнообразные документы, составленные или проработанные и подписанные работником, а именно: приказы (распоряжения), резолюции на поступивших документах, планы и отчеты, докладные записки, заявления, деловые записи в «сменных» журналах, разнообразные публикации, методические разработки, рецензии, отзывы. Это могут быть и другие, более личные документы, например, рабочие тетради, конспекты, личные деловые дневники, записки сослуживцам, пометки на документах или на полях книг, деловые письма. 3. Функциональные продукты деятельности. Данная категория продуктов деятельности является достаточно сложной для объективного изучения, но ее очень важно принимать во внимание. Прежде всего, к этой категории можно отнести психологический климат, общественное настроение, создаваемое работником в коллективе, акты делового общения. Достоинствами данного метода является сбор информации об испытуемом с помощью косвенных источников, которые могут нести в себе дополнительные данные, не выявленные с помощью других методов исследования. Недостатками метода является сложность процедуры проведения, а также опасность субъективных оценок исследователя при изучении и анализа документов. 1. Четкая формулировка цели исследования. 2. Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. 3. Создание одинаковых условий для всей изучаемой группы. 4. Создание и поддержание естественных условий.


2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Метод беседы можно разделить на два вида: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод беседы можно разделить на два вида:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)