Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы социологического исследования



2020-02-04 246 Обсуждений (0)
Методы социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

· Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.

· Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.

· Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.

· Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.

· Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Метод Определение Виды Достоинства и недостатки Требования к научной организации и проведению  

Наблюдение

Описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения
психических явлений, а также данных об объекте, взятом в его естественном окружении; данных, опирающихся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущения, восприятия и представления. Проводится в обычных жизненных условиях без преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

1. Качественное. Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в современное ее понимании.

Достоинства:

1.Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
2. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
3. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
4. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

1. Наличие заранее составленного плана наблюдения,
2. Наблюдение проводится в обычных жизненных условиях,
3. Минимальное вмешательство со стороны наблюдателя в развитие ситуации,
4. Максимальная объективность,
5. Точность и полнота описания наблюдаемых явлений,
6. Научное толкование наблюдаемых явлений,
7. Наличие продуманной системы наблюдения,
8. Специальная подготовка наблюдателя.

Количественное.

Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.
• Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,
• Явным и скрытым,
• Непосредственным и опосредованным,
• Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
• Прямым и косвенным,
• Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Недостатки: 1.Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,предубеждение наблюдателя,комплексность наблюдаемых ситуаций,эффект первого впечатления,усталость наблюдателя и наблюдаемого, ошибки в оценках,«гало-эффект», «эффект снисходительности», ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),ошибки моделирования, ошибка контрастности. 2. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. 3. Необходимость классифицировать результаты наблюдения. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). 4. Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Эксперимент

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

Естественный.

Естественные эксперименты обладают тем преимуществом, что все связи и отношения объекта наблюдения, как внутренние, так и внешние, остаются без всякого изменения. Если подготовка к такому эксперименту проводится достаточно тщательно и заблаговременно, то чистота и достоверность выводов при его проведении обладают максимальной вероятностью.

Недостатки естественного эксперимента — редкость возникновения соответствующей ситуации и трудность заблаговременного получения информации о предстоящей возможности организации такого эксперимента. Не менее существенным недостатком является трудность в определении тех факторов, которые могут оказать влияние на изменение переменных, и практическая невозможность манипулировать ими.

1. Постановка цели.
2. Определение переменных (стиль воспитания, уровень агрессивности)
3. Планирование
4. Проведение
5. Обработка результатов и составление отчёта.

Достоинства лабораторного эксперимента:
1. высокая точность результатов.
2. создаются оптимальные условия для психологических исследований.
3. осуществляется полный контроль за всеми переменными.
4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях.
Недостатки эксперимента:
1. условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным;
2. испытуемые знают, что они являются объектами исследований.

Лабораторный.

Тестирование

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Виды:
• Базовый тест
• Инвентаризация
• Комбинированные тесты
• Граничные оценки
• Ошибочные данные
• Нагрузочные тесты, создание напряжений (попытаться вывести систему из строя).

Достоинства метода тестов: — Стандартизация условий и результатов. — Оперативность и экономичность. — Количественный дифференцированный характер оценки. — Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. — Надежность. — Справедливость. — Возможность компьютеризации

 - Строгая формализация всех этапов тестирования,
— стандартизация заданий и условий их выполнения,
— квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,
— интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

Недостатки метода тестов: — Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. — Опасность профанации. — Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». — Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность».

Анкетирование

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Различается несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает анкетер, то есть по способу общения различают – очный и заочный опрос. В первом случае речь идет о раздаточном индивидуальном и групповом опросе, во втором – о почтовом и прессовом анкетировании.

Преимущества анкетирования: 1. Большой содержательный спектр информации. 2. Возможность выявить «внутренний мир» человека. 3. Возможность целенаправленной (тематически) ориентации. 4. Большая концентрация материала; возможность применения зондажного (пилотажного) опроса. 5. Сочетаемость с другими методами (наблюдение, интервью). 6. Возможность сравнительного анализа и перепроверки данных. 7. Широкие «географические» рамки метода; возможность вторичного анализа (с иными исследовательскими задачами). 8. «Традиционность» метода.

1. Точно определить предмет, объект исследования;
2. Однозначность вопросов. Комбинированные вопросы не позволяют дать однозначный ответ, что приводит к невозможности обработать полученные данные;
3. В анкете надо предусматривать вопросы которые давали бы возможность проверить объективность ответов;
4. Анкетный вопрос надо обосновать так , чтобы участники были заинтересованы в правильном ответе;
5. Перед проведением анкет следует объяснить, как отвечать на вопросы;
6. Вопросов не должно быть через мерно много, чтобы не провоцировать поверхность ответа;
7. Вопросы должны быть стилистически грамотными.

Недостатки анкетирования. 1. Субъективированная информация. 2. Влияние факторов памяти и знаний. 3. Трудоемкость раздачи и сбора. 4. Возможная неискренность респондентов. 5. Проблема интерпретации вопросов респондентами. 6. Проблема интерпретации ответов исследователем. 7. Возможная недостаточная мотивация «соучастия» в анкетировании со стороны респондентов. 8.Относительная слабость контроля при заочном анкетировании. 9. Чрезмерная увлеченность методом без учета ситуации. 10. Кажущаяся легкость проектирования метода.

Беседа

Беседа - один из методов психологии и педагогики, предусматривающий прямое или косвенное получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей путем речевого об­щения. Также организуется с целью выяснения индивидуальных осо­бенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллекти­ву и т. п.).

Научная ценность данного метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. 



2020-02-04 246 Обсуждений (0)
Методы социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы социологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)