Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Социокультурные общности XVIII века в России.



2020-02-04 754 Обсуждений (0)
Глава 1. Социокультурные общности XVIII века в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

по предмету: «Основы социокультурной деятельности»

на тему: «Просвещение и возникновение социокультурных

общностей ХVIII века»

 

Выполнила: студентка группы ЗСКР 3

 

Савлук Ирина Николаевна

 

Проверила: преподаватель Лобовикова Е.А.

 

Луганск 2020

Содержание

Введение

Глава 1. Социокультурные общности XVIII века в России.

Глава 2. Мировые социокультурные общности XVIII века.

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Термин социология культуры был впервые употреблён Максом Адлером. [1]

Предметом изучения социологии культуры Адлер считал социальные факторы становления и существования культурных ценностей и норм. Но данное определение предмета социологии культуры не было принято на Западе большинством последующих её исследователей, а Адлера критиковали по той причине, что в философской и общественно-политической литературе такие понятия, как «общество» и «культура» использовались, за очень редкими исключениями, применялись как тождественные. А также считалось, что нет смысла подменять социологию как таковую социологией культуры. Например создатель культурологии Лесли Уайт считал, что социология бессильна в том, чтобы чётко размежевать культурное и социальное, поскольку, по его мнению, она рассматривает культуру только как отдельную грань социальных взаимосвязей, хотя общество является функцией культуры.

В западноевропейской социологической науке социология культуры является собирательным понятием, поскольку сюда относят социологию кино, социологию музыки, социологию театра и другие направления культурных исследований. А неоднозначность в определении понятия «культура» приводит к тому, что возникает множество самых разных подходов в зарубежной и отечественной научной мысли. В широком смысле социология культуры является не просто одной из отраслей социологии, а охватывает всю сложность общественной жизни, рассматривая её под своим особым углом зрения. Культура содержится в любой целенаправленной области социальной деятельности человека: быт, труд, здравоохранении, политика и т. д.

 

Таким образом можно говорить о социальной деятельности, которую человек направляет на наиболее полное развитие заложенных в нём способностей и на воплощение в жизнь своих общественных целей.  В узком смысле культура представляет собой достаточно самостоятельную систему, которая охватывает духовную сферу.

При социологическом подходе к изучению культуры важным является её аксиологическая сторона, где выделяется её ценностное содержание. Это помогает объединить отдельные части культуры в целостную систему, которая на разных уровнях иерархии обеспечивает их взаимосвязь: в целом общества или отдельных социальных групп и личностей.

Социология культуры выполняет одну из важнейших задач — социологическое изучение ступеней складывания ценностей, которые включают интересы, предпочтения и ориентации. Всё это создаёт широкую возможность перейти от количественного анализа к качественному, а также совершенствованию методов измерения культурных явлений.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения,  происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.

 

Глава 1. Социокультурные общности XVIII века в России.

На рубеже XVII и в XVIII веков в России начинается развитие культуры нового времени. Петровская эпоха является переломной в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике, всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования. [3]

Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего, он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.

В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д. Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие.

XVIII век называют «играющим веком». Игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила часто игровой характер. Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским ярмарочным искусством.

XVIII столетие по праву считается временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение. Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт). Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году. Академический университет пополнялся в основном за счет лиц разных сословий. Место дворянства в нем было минимальным. В общественном сознании к концу XVIII в. сформировалась идеология «просвещенного абсолютизма», т.е. разумной власти.

Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХУШ века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности. Таким образом XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки. Важнейшую роль в достижениях этого периода сыграло творчество М.В.Ломоносова. содержание и уровень культурного развития нового времени значительно отличались от средневековья.

В середине XVIII века самосознание дворянства делает следующий шаг: дворяне не просто признают необходимость образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной системы становится общественным делом самого сословия. Наиболее прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина. Работа в сфере образования становится одним из способов общественного служения для представителей благородного сословия.

К середине XVIII века литература стала формой самовыражения и ареной действия дворянского общества. Дворянство стремилось к общественной деятельности, одной службы для самовыражения было уже мало. Если во времена Петра I заимствовалась внешняя форма, европеизированный антураж, то в царствование Елизаветы дворянство было призвано уже не просто пассивно воспринимать достижения западноевропейской культуры, но и заниматься самостоятельным творчеством. Так, с одной стороны, освоение европейской культуры учило дворянство самостоятельному мышлению; шел интенсивный процесс развития самосознания сословия.

С другой стороны, под влиянием европейской культуры формировались стереотипы поведения и художественные вкусы. Французский церемониал и правила «светского обхождения», принятые при дворе, уже к 60-м годам XVIII века становятся общепринятыми для дворянства в целом. Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. Если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским.

Конец XVIII века явился временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литератур­ных, спортивных и др. Они были как узко сословными, дворянскими так и более открытыми в сословном отношении.



2020-02-04 754 Обсуждений (0)
Глава 1. Социокультурные общности XVIII века в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Социокультурные общности XVIII века в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (754)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)