Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения



2020-02-04 188 Обсуждений (0)
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

 

По дисциплине:

«Государственные и муниципальные финансы»

 

На тему:

«Бюджетный дефицит и методы его покрытия»

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

Факультета Менеджмента и Маркетинга

Специальности ГМУ

Группы дневной пот. 6

Проверила: Макешина

 

Тула 2006


Содержание

 

Введение. 3

1. Сущность бюджетного дефицита и методы его покрытия 5

1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения. 5

1.2. Способы покрытия бюджетного дефицита. 13

2. Проблемы регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации.. 21

2.1. История бюджетного дефицита в России. 21

2.2. Динамика бюджетных показателей Российской Федерации в 2003-2005 годах 30

Заключение. 41

Список литературы.. 43

 


Введение

 

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Связано это с тем, что практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Так, проблема дефицита бюджета уже несколько лет является одной из самых серьезных проблем США.

Среди наиболее тяжелых последствий бюджетного дефицита первое место принадлежит росту государственного долга. Его обслуживание является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и прежде всего – законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Идеального решения трилеммы "поступления – расходы – дефицит" не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах это перманентный диалектический политико-экономический процесс.

Все вышесказанное делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Для ее решения необходим детальный подход к изучению бюджетного дефицита: анализ причин его возникновения и рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре и в цикличности, что позволит определить способы его регулирования.

Цель настоящей работы – проанализировать понятие бюджетного дефицита и исследовать методы его покрытия.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- выявить сущность и причины возникновения бюджетного дефицита,

- проанализировать социально-экономические последствия дефицита бюджета,

- изучить методы покрытия бюджетного дефицита,

- выявить проблемы регулирования бюджетного дефицита в России.

Объектом исследования является бюджетный дефицит как экономическая категория.

Предмет исследования – методы покрытия бюджетного дефицита.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных экономистов, материалы периодической печати, статистические данные.


Сущность бюджетного дефицита и методы его покрытия

Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, по мнению которого бюджетный дефицит является обычным последствием проведения фискальной политики. Обоснованность каждого данного дефицита зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев, сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих ее валовые расходы. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснована.[1]

Решение, представляющееся самым простым – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна – на самом деле невозможно. С экономической точки зрения, нельзя сокращать расходы на страхование и капитальную амортизацию, с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружение и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году, большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ.

Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Дефицит бюджета, связанный с действием таких стабилизаторов, называют циклическим.[2]

Итак, циклический дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.[3] "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.


Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой активности.[4]

В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается, и поэтому налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает глубину спада.

Даже в том случае, когда все государственные расходы упрощенно представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок.[5]

В то же время надо отметить, что увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому риску и к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики.

Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и для индустриальных, и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит делится не только на циклическую, но и на структурную составляющие. Циклическая составляющая, как уже было сказано, отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла, как-то изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости.

Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.[6]


Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита – это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост "теневого" сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь "теневая" экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Кроме уже названных видов дефицита, существуют еще три вида: операционный, первичный и квазифискальный.

Операционный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.[7]

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по госдолгу.[8] Наличие первичного бюджетного дефицита является фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его обслуживания, что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого самовоспроизводства долга и его неуправляемого роста.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.


Квазифискальные операции включают:

- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству, кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Так или иначе, к появлению скрытого дефицита приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это ни что иное, как увеличение государственного долга и, соответственно, увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.[9]

Как уже говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики, что может привести к росту государственного долга. Государственный долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.[10] Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Выделяют две составляющие общего государственного долга – внутренний и внешний. Внутренний долг – долг государства населению страны. Основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население – государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Единственный негативный эффект – увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Внешний долг – задолженность государства гражданам или организациям других стран. Эту часть государственного долга экономика страны не должна "сама себе" – выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.




2020-02-04 188 Обсуждений (0)
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)