Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статистика политической



2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Статистика политической 0.00 из 5.00 0 оценок




и общественной жизни

Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.

Предмет статистики политической и общественной жизни – количественная сторона явлений, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях, объединениях, трудовых коллективах.

Раздел, отражающий состояние политической системы, в социальной статистике представлен показателями, характеризующими количественную сторону явлений и процессов, которые происходят в политической системе общества.

Система показателей политической статистики состоит из шести разделов.

1. Избирательная система и формирование органов государственной представительной власти

Показатели этого раздела позволяют отслеживать процесс формирования высших органов государственной власти федерального, республиканского, краевого, областного, окружного и т.д. уровней. Они дают представление о возрастных, образовательных, национальных, социально-профессиональных, политических характеристиках как выдвигаемых кандидатов, так и выбранных депутатов в законодательных органах.

1. Органы государственного управления и местного самоуправления: показатели, характеризующие численность и структуру аналогичных свойств исполнительных органов соотвутсвующих уровней.

2. Партии, общественные, политические, массовые организации, движения и т.п. (ассоциации, фонды, союзы): их численность, состав, структура, затраты на содержание (по возможности).

3. Социально-политическая активность граждан: численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д.

При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты:

а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, ыбли ли нарушения закона, общественного порядка).

б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет.

4. Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.

5. Межнациональные отношения: показатели национального состава населения, распространения национальных языков, образовательного уровня, профессиональной подготовки, уровня и условий жизни населения национально-территориальных структур, взаимоотношений граждан коренной и некоренных национальностей.

Общественное мнение – это способ проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни. Иногда оно возникает в результате высказываний и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Значение общественного мнения определяется социальной структурой государства, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общественное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики.

Источник информации об общественном мнении – письма трудящихся в руководящие органы, а также органы массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. При изучении общественного мнения по документам важное значение придается качественному анализу информации, поскольку большинство документов имеет иное назначение, а мнение, отраженное в письмах трудящихся, очень часто бывает субъективным. Поэтому при работе с массовыми источниками необходимо их сопоставление с другими документами.

Показатели общественного мнения отличаются тем, что их нельзя получить по данным текущей государственной статистической отчетности. Их собирают на основе специально организованных опросов или на основе анализа документов. Эти показатели, как правило, отражают количественную сторону оценки населения и фактов общественной жизни. Они не постоянны, а формируются в процессе специально организованного статистического наблюдения или добровольного высказывания населения по актуальным экономическим, социальным, политическим проблемам, затрагивающим общество в целом или отдельные социальные группы, регионы, коллективы. Такие показатели всегда являются суммарными, относящимися к определенному месту и времени, отличаются конкретностью и динамичностью. Они отражают общественное мнение на различных уровнях: общенародном, региональном, социальной группы, трудового коллектива, интересов и профессий.

Общенародный уровень статистического исследования предопределяет опрос или высказывание мнения о государственной политике: вопросы доверия Президенту, обсуждение новой конституции и т.п. В показателях отражаются: число людей, общественных организаций, политических партий, принявших участие по стране в целом и по отдельным регионам, а также количество предложений, изменений и дополнений, внесенных в подготовленные к обсуждению документы.

Региональный уровень предполагает опрос населения определенного региона. Эти опросы касаются проблем, жизненно важных для жителей республики, края, области, района, города. Например, такие обследования проводились в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург.

Уровень социальных групп предполагает опрос, обследование молодежи, пенсионеров, женщин. Главная цель – выявление отношений к политическим, экономическим и социальным проблемам. Уровень трудовых коллективов предполагает обследование предприятий, учреждений, организаций по вопросам организации труда, отдыха, удовлетворенности работой. Обследование может проводиться среди работников определенной отрасли, например, металлургии. Уровень интересов и профессий предполагает статистическое наблюдение лиц, связанных между собой определенными интересами.

Важными источником получения данных об общественном мнении является опрос. Способ отбора и объем выборки устанавливаются для каждого обследования отдельно. Однако при формировании выборочной совокупности должны быть обязательно сохранены основные социально-демографические, производственные, территориальные и другие признаки генеральной совокупности. Изучение общественного мнения может быть самостоятельным обследованием или происходить в рамках статистического наблюдения по специальным программам, в которые включается рассмотрение общественного мнения.

Организация исследования общественного мнения охватывает следующие этапы:

- составление плана наблюдения;

- разработка программы наблюдения и способов обработки данных;

- проведение наблюдения;

- обработка материалов наблюдения;

- анализ данных.

В процессе подготовки опроса большое внимание уделяется таким вопросам:

- формированию цели и задач исследования;

- определению объекта наблюдения;

- разработке рабочих гипотез;

- формированию анкеты опроса;

- проведению пробного обследования;

- составлению программ разработки материалов.

Формулировка целей и задач исходит из значения исследуемой проблемы, потребности практики в информации о явлениях общественной жизни, реакции населения на события в стране, проводимые социальные мероприятия.

Объектом опроса при статистическом обследовании выступают социальные группы, жители регионов, отдельные коллективы, а единицей опроса служит личность, ее мнение о явлениях общественной жизни. Единицы опроса (наблюдения) определяются очень тщательно. На стадии подготовки выборочного наблюдения формируется и выдвигается рабочая гипотеза.

Гипотеза – предположение для объяснения фактов и явлений, которые в ходе обследования можно утвердить или опровергнуть. Рабочая гипотеза может формироваться и на основе лишь теоретического знания. С помощью гипотез разрабатывается программа или анкета обследования. Анкета изучения общественного мнения имеет ряд особенностей, обусловливаемых объектом и единицами наблюдения.

Составление анкеты надо начинать с обращения к респонденту (опрашиваемому). В обращении кратко излагаются цели и задачи исследования, правила заполнения анкеты и порядок возврата. Главная задача обращения состоит в том, чтобы заинтересовать респондента в обсуждении проблемы.

Вопросы могут быть закрытыми или открытыми. На открытые вопросы опрашиваемые отвечают в свободной форме, и, как правило, ответы содержат большую и разнообразную информацию. Однако закрытие вопросы обеспечивают наиболее полную и целенаправленную информацию. Варианты ответов при постановке закрытого вопросы должны обеспечивать взаимоисключаемость ответов, то есть невозможность одновременно двух или более правильных ответов, предложенных в подсказке на поставленный вопрос. Подсказки должны обеспечивать полноту, исчерпываемость ответов путем включения в него противоположных и исключающих ответов. Если же в вопросе вскрываются причины явления, то допустимо использование нескольких ответов.

Группа вопросов, характеризующих социально-демографическое положение опрашиваемого, обычно помещается в конце анкеты. Это диктуется тем, что вопросы о личности, расположенные в начале анкеты, могут насторожить респондента и привести к искажению достоверности ответов.

Информация об общественном мнении может быть получена на основе:

- наблюдения различных типов: массового, стихийного, организованного, открытого, однократного, многократного;

- изучения документов;

- общественных обсуждений – всенародных, региональных, отдельных социальных групп, отдельных лиц, конференций, съездов;

- научных, методологических опросов;

- интервью;

- анкетирования.

Основным инструментов проведения таких опросов является анкета, заполняемая счетчиком на основе ответов респондентов. Единовременные обследования могут быть сплошными и выборочными. при исследовании общественного мнения используются следующие виды отбора единиц из совокупности: собственно случайный, механический, типический, серийный, комбинированный, многофазный, взаимопроникающий, стратифицированный, квотный. Наиболее распространен типический, который обеспечивает наименьшую ошибку представительности (репрезентативности). Обработка данных об общественном мнении производится следующими методами:

- группировки – одномерные (по одному признаку), двухмерные, трехмерные, относительные и средней величины;

- корреляционный и регрессионный анализ;

- показатели динамики.

Опросы общественного мнения сегодня широко применяются для выявления отношения общественности к актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Умело организованный опрос населения позволяет формировать общественное мнение в интересах правящей элиты, манипулировать им при выработке и корректировке политического курса.

Опросом общественного мнения в нашей стране широко занимаются средства массовой информации: редакции журналов, газет, информационные компании, отечественные и зарубежные центры, в том числе филиал Института общественного мнения Г.Гэллапа (США), Центр по изучению общественного мнения при колледже Уильямса и др.


Раздел 5



2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Статистика политической 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статистика политической

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)