Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения



2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Многообразие взглядов на личностно-ориентированное обучение в достаточной степени отражено в современной российской педагогике. Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучение базируется на идеях И. С. Якиманской, В. В. Серикова, Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукерман, С. А. Смирнова.

Концепция Г. А. Цукерман. Одной из важнейших задач в обучении, согласно этой концепции, является обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества. Учащихся, не умеющих общаться и не способных к сотрудничеству, сложнее обучать, так как предполагается, что в начальной щколе собственная неумелость компенсируется не с помощью книг, а с помощью других людей: учителей, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться ─ это прежде всего умение включаться в учебное сотрудничество.

В качестве основных задач школы Г. А. Цукерман выдвигает следующее:

· Обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников. Ребёнок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни полноценно общаться. В школе он обречён попасть в разряд «трудных» учеников ─ неуспевающих и недисциплинированных.

· Научить самостоятельно учиться.

· Развить интеллектуальные способности ребёнка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.

· Воспитать навыки общения и сотрудничества.

Учебный процесс, по мнению Г. А. Цукерман, строится на основе сотрудничества учителей с детьми. При этом все нормы школьных взаимоотношений носят общий характер, регулируют не только отношения «ребёнок ─ взрослый», но и отношения «ребёнок ─ ребёнок».

В учебном сотрудничестве ребёнка со взрослым она выделяет три ведущие характеристики:

1. Несимметричность взаимодействия. Ребёнок не имитирует взрослого, а осуществляет поиск недостающих ему знаний. Задача учителя стимулировать и рационализировать детский поиск. Следовательно, при взаимодействии учителя с учеником всегда присутствует некая неповторимость или несимметричность в действиях.

2. Познавательная инициатива ребёнка. Предполагается, что в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему ещё надо или он знает (умеет) не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интересующую его учебную задачу.

3. Обращение с конкретным запросом нового знания. В случае незнания ученик обращается к учителю или к сверстникам не с жалобой на свои трудности («У меня не получается» или «Я не смогу это сделать»), а с новой задачей. Он анализирует создавшуюся ситуацию, выделяет в ней непонятное ему пятно и ставить себе новую учебную задачу: «Я смогу это сделать, если узнаю то-то». После этого он ставит задачу перед учителем и сверстниками [10; 199-200].     

Концепция С. А. Смирнова. В этой концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребёнка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Методика опирается на следующие принципы организации учебной деятельности учащихся в школе:

· Отношение к ребёнку как к субъекту любого вида деятельности. Педагог должен полностью признать за ребёнком право на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.

· Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами. Формирование такого стиля взаимоотношений возможно на основе развития диалогового способа выполнения учебных заданий.

· Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.

· Включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей. Творческая деятельность является средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка.

· Создание в классе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъёма и ощущения успеха.

· Построение обучения с опорой на игровые формы.

В деятельности учителя, по мнению С. А. Смирнова, выделяются три

направления работы. Результаты работы по этим трём самостоятельным направлениям соединяются, обогащая друг друга, наращивают новый потенциал и, качественно изменяя урок, предстают в виде единого образования с ярко выраженными творческой и социальной направленностями.

Первым направлением деятельности учителя выступает организация взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом. Здесь перед учителем стоит сложная задача ─ создать интересную, притягивающую учащихся, атмосферу и сформировать дружеские отношения. Причём эти отношения развиваются в двух плоскостях: «ученик ─ учитель» и «ученик ─ ученик».

Вторым направлением деятельности учителя является широкое использование на уроке отдельных игр и игровых форм организации учебной деятельности.

Третьим направлением деятельности педагога выступает включение учащихся в творческую деятельность.

Чрезмерное увлечение каким-нибудь одним направлением не даст достаточно хорошего результата, поэтому надо строить педагогический процесс на основе комплекса, состоящего из игровых форм, игрового взаимодействия и создания условий для их трансформации в творчество[10; 204-05-06].

Н.А.Алексеев дает следующее определение личностно-ориентированного обучения: «это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций» [1; 65]. По мнению Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, А.А.Плигина и других, личностно-ориентированное обучение должно обладать технологичностью, и поэтому есть смысл говорить о педагогической технологии личностно-ориентированного обучения. На современном этапе развития потребностей нашего общества данные технологии стали весьма актуальными и распространяются на технологии разного уровня.

По мнению В.П. Беспалько, И.А. Волкова, В.М. Монахова и др., педагогическая технология представляет собой проект некоторой дидактической системы, которая описывает процесс достижения планируемых результатов. Дидактическая система традиционно содержит следующие компоненты: цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Проект дидактической системы в рамках личностно-ориентированного образования представляет собой педагогическую технологию личностно-ориентированного обучения. Н.А. Алексеев определяет ее следующим образом: «это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей педагога» [1; 89], что дает возможность прийти к планируемым результатам.

А.А. Плигин выделил минимальные критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно-ориентированной:

1. задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;

2. свобода выбора ребенком различных форм обучения;

3. выбор ребенком предметного содержания различной сложности;

4. оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;

5. формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;

6. использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;

7. изучение и формирование творческой деятельности;

8. использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания [15].

Свой вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:

· функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);

· функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);

· функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

· функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);

· функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);

· функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);

· функции ориентации (построение личностной картины мира);

· функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;

· функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);

· функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.

Основой личностно-ориентированного обучения, как считает В.В.Сериков, является учебная ситуацияили «личностно-ориентированная педагогическая ситуация», которая является центральным понятием в концепции данного автора. Ситуация в его понимании – это «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации. Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности воспитанников, который адекватен природе личностного развития индивида» [18; 89]. По данным его исследования, конструирование учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий:

· задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;

· учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;

· игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.

Таким образом, любая педагогическая технология, по мнению В.В.Серикова, может стать личностно-ориентированной, если она содержит базовый комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части учебного процесса. В этой ситуации не происходит подмены образовательного процесса узковоспитательным содержанием, однако мир человеческого опыта раскрывается иной своей стороной – личностно-смысловой, когда усваивается как личная ценность путем обращения не только к памяти, но и глубинам сознания. Поиск технологий создания личностно ориентированной ситуации на материале разных предметов, сфер жизнедеятельности и возрастных периодов развития личности, по мнению В.В.Серикова, – одна из наиболее перспективных областей педагогического исследования [18].

Заслуживает интереса и теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской. В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей» [22; 9-10].

Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), их психологическое содержание, обоснованы требования к тому, как ими овладевать.

С другой стороны, выявлены индивидуальные особенности ребенка (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.), степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

На этих основаниях для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной имеет индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

И.С. Якиманская [23; 23] полагает, что построение и реализация личностно ориентированного образовательного процесса на деле обеспечивающего условия для индивидуального самовыражения обучающегося, позволяет сформировать у каждого ряд ключевых компетенций:

· самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

· принимать самостоятельные и ответственные решения;

· планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;

· принимать ответственность за себя и свое окружение;

· строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики [16].

Реализация личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценных форм активности детей, что реализуется в трех направлениях:

· Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);

· Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);

· Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»).

В.А. Петровский [11] считает, что создание условий для развития самоценных форм активности учащихся, т.е. составление таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся, являются личностно ориентированным подходом к обучению и выделяет в нем следующие принципы:

 вариативность (характеризуется использованием в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей, их опыта, сформировавшихся в ходе приобретения опыта моделей обучения);

 синтез интеллекта, аффекта и действия (предполагает использование таких технологий обучения, которые вовлекали бы детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира; данный принцип синтеза требует такой организации процесса обучения, который порождал бы гармонию трех способов освоения действительности: познавательного, эмоционально-волевого и действенного);

 приоритетный старт (предполагает вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее; это позволяет учитывать, что является самоценным для самого обучающегося, что ему нравится, что ему уже удалось освоить).

Приведенные примеры демонстрируют многообразие взглядов и подходов к личностно ориентированному образованию, и подтверждают точку зрения Е.А. Князева [7; 33-39] о том, что «личностно-отчужденное образование… на всем протяжении эволюции культуры и цивилизации оказывалось мало подверженным изменениям, тогда как личностно-ценностное – феноменально многообразно. Типология образовательных систем выстраивается не в названии некоторых внешних атрибутов, но в сущностном вопросе – свободны ли преподаватель и учащийся в процессе образования? От ответа на этот вопрос зависит весь дальнейший ход развития того или иного учреждения, системы, да и общества в целом».

 



2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные представления об особенностях личностно-ориентированного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)