Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические принципы



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Методологические принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Принцип детерминизма – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его [14].

В данной работе принцип детерминизма использовался при изучении особенностей влияния содержания образования как фактора, детерминирующего формирование личностно-ориентированного обучения.

Принцип системности рассматривается, когда соответствующее явление рассматривается как система, несводимая к сумме своих элементов, обладающих структурой [14]. Например, в нашей работе согласно системному принципу проблема личностно-ориентированного обучения исследуется не только относительно различными подходами, но и сравнением содержания и цели образования, субъектов педагогического процесса (педагог и учащиеся), методов и форм педагогического процесса традиционного обучения.

Принцип развития, сущность которого заключается в том, что природа суть любых явлений объективной действительности лучше всего познаются, если эти явления рассматриваются в их возникновении, становлении в их развитии [14].

Принцип развития в нашем исследовании применялся при объяснении процесса обучения, так как ведущую роль в развитии личности играет обучение. Любое обучение способствует развитию. Трудно себе представить, чтобы, обучаясь какой-то деятельности или познавая отдельные элементы окружающего мира, человек, личность не продвигался бы своём развитии. Можно говорить только о том, что один способ или метод обучения, в нашем случае личностно-ориентированное обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств, тогда как, традиционная система обучения нацелена на передачу и усвоение знания, умений и навыков.

Метод исследования

 

Метод исследования – способ организации деятельности; обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного знания.

Путь исследования, вытекающие из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.

В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные отрасли практики [3].

В нашем исследовании в качестве основного метода был использован библиографический метод или теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

сущность система личность ориентация обучение

 


Заключение

 

В завершении нашей работы следует отметить, что с одной стороны, личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. С другой стороны, основная проблема как личностно ориентированного обучения, так и формирования всесторонне развитой личности состоит в том, что входит в понятие личности. Не углубляясь в многочисленные теории личности, сошлемся лишь на мнение Л.С. Выготского, которое, кстати, не противоречит определениям понятия личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Применительно к интересующей нас проблеме это означает, что личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Исходя из этого, сущность личностно-ориентированного обучения можно объяснить, простым цитированием Дж. Дьюи, который отмечал, что «начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это – перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с Земли на Солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования: он – центр, вокруг которого они организуются» [4; 75-76].

Таким образом, личностно-ориентированное обучение – обучение, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Следовательно, подтверждается, обозначенная нами вначале работы гипотеза, что личностно-ориентированное обучение не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, уровнем обученности, а даёт возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Оно создаёт условия для полноценного развития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личности в самоизменении, самоопределении, самоактуализации.

 


Выводы

 

1. Раскрытие понятия личностно-ориентированного обучения возможно через раскрытие его основных идей, показателей и критериев:

· цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие их индивидуальности;

· обучение как заданный норматив познания, переакцентируется на учение как процесс;

· учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного субъекта, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

· субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

· при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

· усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

2. Изучив различные подходы, и, делая анализ на основе этих работ мы выделили следующие общие признаки личностно-ориентированного обучения:

· главная цель обучения – развитие личности учащегося;

· личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;

· ведущими мотивами обучения, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;

· педагоги и учащиеся являются полноправными субъектами процесса обучения;

· формирование прочных знаний, умений навыков становится условием обеспечения компетентности личности;

· полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта.

3. Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при чем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

 


Список литературы

 

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. ─ Тюмень, 1996.

2. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. ─ Москва, 1999.

3. Еникеев М. И., Кочетков. Краткий энциклопедический словарь. ─ Москва, 1999.

4. Дьюи Дж. Демократия и образование. / Пер. с англ. Ю.Турчаниновой и др. ─ Москва, 2000. ─ (Педагогика: классические труды), ─ С. 75-76.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учеб. для вузов. ─ Москва, 1999. ─ 2-е изд., и доп., испр. и перераб.

6. Клиберг Л. Проблемы теории обучения. ─ Москва, 1984. ─ С. 25.

7. Князев Е.А. Теория сиротской доли // Директор школы. ─ 1993. ─ № 1. ─ С. 33-39.

8. На пути к педагогике личности: Сб. метод. материалов и докум. / Под ред. В. В. Серикова. ─ Волгоград, 1997.

9. Новые ценности образования. ─ Москва, 1995. ─ С. 55.

10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. С. А. Смирнова. ─ Москва, 1999. ─ 2-е изд., испр. и доп.

11. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. / Под ред. В.А. Сластенина. ─ Москва, 2002.

12. Педагогический словарь. ─ Москва, 1960

13. Педагогический энциклопедический словарь

14. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2-х т. ─ Т.1.

15. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. ─ Москва, 2003.

16.  Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, педагогов, психологов. / Под ред. В. А. Петровского. ─ Москва, 1995.

17. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. ─ Москва, 1990. ─ 2-е изд., испр. и доп.

18. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. ─ Волгоград, 1994.

19. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. ─ Москва, 1999.

20. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. ─ Санкт-Петербург, 2001.

21. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. ─ Москва, 1978

22. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. ─ Москва, 1996.

23. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе ─ Москва, 2000.

 

 



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Методологические принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)