Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические проблемы СМИ Хабаровского края



2020-02-04 150 Обсуждений (0)
Экономические проблемы СМИ Хабаровского края 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нынешняя палитра СМИ характеризуется активным присутствием в ней 3-х компонентов в лице государства, частных корпораций, граждан или общества. Это характерно как для центральных, так и для региональных и местных печатных и электронных изданий. Не является исключением и Хабаровский край.

Газет, зарегистрированным Дальневосточным региональным управлением МПТР около 100, однако часть из них уже не выходит, а некоторые выходят несколько раз в год, по мере изыскания средств.

В настоящее время на территории Хабаровского края выходят 46 газет и 3 журнала, один из которых региональный литературно-художественный журнал "Дальний Восток".

Из 49 газет, регулярно выходящих в крае, - три являются краевыми изданиями, 34 общественно-политическими, в 22 изданиях участвуют органы краевой или муниципальной исполнительной власти.

Расходы на издание городских и районных газет составляет в год около 35 млн. рублей. В среднем по краю самоокупаемость районных и городских газет составляет 56% . в соответствии с положением "О порядке бюджетного финансирования государственных печатных средств массовой информации края" с 1998 г. Муниципальным газетам оказывается поддержка из средств краевого бюджета на покрытие расходов по полиграфии и приобретению бумаги. Остальные недостающие средства компенсируются этим СМИ из средств муниципальных образований.

Одним из важных показателей, влияющих на интерес к изданию, а, следовательно, на его тираж, является качество полиграфического исполнения. В течение последних лет при поддержке правительства Хабаровского края большинство типографий, выпускающих газеты, смогли обновить производственные мощности. Модернизация оборудования позволила перевести на офсетный способ печати все районные и городские газеты края. Все районные и городские газеты оснащены компьютерной техникой, самостоятельно производят набор, верстку, вывод полос, имеют выход в Интернет.

Комплекс электронных СМИ края представлен дочерними предприятиями ВГТРК: ГТРК "Дальневосточная" и ГТРК "Комсомольск", предприятиями с участием Хабаровского края: ИТА "Губерния" и радиостанция "Восток России", 12 негосударственными телевещателями, из которых 6 муниципальных, 10 муниципальными и 5 коммерческими радиостанциями.

Одной из ключевых особенностей Хабаровского края является обширная территория с небольшими по числу жителей населенными пунктами. Это в значительной мере усложняет доведение информации до жителей края.

Следует отметить, что из-за старения спутниковой группировки ( потери параметров орбиты) ухудшилось качество вешания центральных программ. В некоторых населенных пунктах жители и сегодня могут смотреть телевизионные программы с удовлетворительным качеством не более двух часов в день .

Вещание первоначально осуществлялось с 19 до 21 часа и, из-за отсутствия собственного ресурса сегмента спутника, было нестабильным. Учитывая это, в 2000 г. произведен переход на цифровой метод подачи сигнала, что позволило значительно улучшить качество телевещания.

Функции по программированию сети телевещания "Амур-Регион" возложены на информационное телевизионное агентство "Губерния", 30 процентов уставного капитала которого являются государственной собственностью Хабаровского края. В марте 2003 года информационное телевизионное агентство "Губерния" получило в МПТР лицензию на право вещания в 30 населенных пунктах края.

И сегодня ежедневно по сетям "Амур-Регион" с 17 до 24 часов телепрограммы информационного телевизионного агентства "Губерния" из Хабаровска могут приниматься не только по всей территории краяи Дальнего Востока, но и далеко за их пределами.

В настоящее время охват населения вещанием телевизионных программ "Амур-Регион" составляет 71 %, для примера охват вещанием ОРТ составляет 99 %; РТР- 98,5; НТВ - 65,7; ДВТРК-72,7%.

С октября 2003 г. с использованием дополнительных ресурсов спутника "Ямал" объем вешания планируется увеличить до 18 часов, т. е. практически все жители края получат полноценный третий телевизионный канал.

Реализация проекта "Амур-Регион" позволяет по-новому, более эффективно и менее затратно организовать и вещание местных телекомпаний. Не секрет, что сегодня у муниципальных телерадиокомпаний существуют достаточно серьезные проблемы с техническим оснащением студий. Сложное положение с кадрами. К тому же существующая разрешительная система практически не дает возможности оформить лицензии небольшим телекомпаниям.

В связи с этим в крае реализуется следующая схема взаимодействия ИТА "Губерния" с муниципальными и другими местными телерадиокомпаниями. На первом этапе ИТА "Губерния" размещает в своем эфире подготовленные в районах репортажи и видеосюжеты, оказывает помощь в их монтаже, проводит обучение журналистов и технического персонала. На втором этапе, после достижения определенного профессионального уровня, заключается договор на прямые врезки местных программ в программы ИТА "Губерния".

Определенная работа проведена и для улучшения работы общефедеральных каналов. Положительным явилось здесь слияние двух филиалов федерального унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", расположенных на территории края в одно предприятие "Дальневосточный региональный центр". Это позволило объединить финансовые, технические и организационные ресурсы предприятий, улучшить работу.

Совместными усилиями правительства края, руководства РТРС его краевого филиала решен вопрос погашения задолженности предприятий телерадиовещания края перед энергетиками и, тем самым, снята постоянная угроза отключения телерадиопередатчиков.

В целях улучшения качества телевизионного вещания идет активная реализация проекта перевода в цифровое вещание программы РТР. При этом предусмотрена врезка программ ГТРК "Дальневосточная" в программы РТР, что даст возможность практически во всех населенных пунктах принимать программы о жизни края.

В то же время проблемы с качеством вещания, особенно в отдаленных, имеющих необслуживаемые ретрансляторы населенных пунктах севера края, остается сложным. Из-за старения спутниковой группировки (потери параметров орбиты) в некоторых населенных пунктах телевизионные программы центральных каналов с удовлетворительным качеством можно принимать не более двух часов в день.

Мы прекрасно понимаем справедливые возмущения жителей этих поселков, для которых телевидение и радио является, зачастую, единственным источником информации и средством связи с внешним миром. Решить проблемы в этой области можно, если провести модернизацию приемопередающего оборудования, перевести в цифровой формат программы телекомпаний РТР и ОРТ.

Несколько слов хотелось бы сказать о состоянии радиовещания в крае, особенно в сельской и северной глубинке.

Следует откровенно признать, что, если телевидение сегодня достаточно успешно развивается , о радиовещании за исключением городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, где в последние годы появились несколько радиостанций, работающих в УКВ- ,FM- диапазоне, так говорить не приходится. Отказ государственных радиовещателей от использования высокомощных передатчиков, разрушение проводного вещания привели к тому, что для жителей многих сел и поселков края радио стало недоступным, а на автомобильных трассах, за пределами крупных городов можно принимать только иностранные радиостанции. Перевод центральных радиостанций на вещание в в УКВ- ,FM- диапазон не решает проблем, население практически не имеет подходящих приемников – не устраивает цена.

Для развития радиовещания правительством края совместно с филиалом РТРС "Дальневосточный региональный центр" разработан проект организации синхронного радиовещания вдоль автомобильных трасс Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, Лидога - Ванино, Селехино - Николаевск-на-Амуре, Хабаровск – Бикин. Основное достоинство этой схемы - использовать маломощные (до 5 кВт) передатчики, расположенные вдоль дорог и работающие на одной частоте. Распространение радиопрограммы -- через спутник связи на поднесу шей частоте удешевляет затраты на использование ресурса спутника и предоставляет возможность принимать радиопрограмму не только вдоль автомобильных трасс, но и при приобретении сравнительно недорогого комплекта приемной и передающей аппаратуры организовать радиовещание в любом населенном пункте края. Для трансляции программ планируется использовать диапазон средних волн, который присутствует практически на каждом радиоприемнике и, что особенно важно, есть на радиоприемниках предыдущих годов выпуска у большинства населения. То есть разворачиваемая система сразу получит своего слушателя. Вещательной компанией в проекте определена радиостанция "Восток России", которая в настоящее время осуществляет вешание в средневолновом диапазоне в городах Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Бикин FM-диапазоне в краевом центре.

Сегодня все более стремительным становится развитие информационно-коммуникационных технологий. Наряду с телевидением и радиовещанием они не только создают условия для становления новых средств массовой информации, где реализуется модель взаимоотношений с аудиторией в режиме диалога, а также являются средой для нового этапа развития традиционных отраслей экономики и социальной сферы, средством общения и сотрудничества людей. В настоящее время на территории Хабаровского края действует 27 операторов связи, предоставляющих услуги телематических служб, в том числе услуги Интернет и электронной почты. Общее количество пользователей этими услугами составляет более 120 тысяч.

Развитие краевой сети телерадиовещания на основе цифровых технологий, использование технологических и организационных возможностей ФГУП "РТРС", сотрудничество с предприятием спутниковой связи "Газком", безусловно, открывает Для нашего региона новые перспективы развития информационно- коммуникационных технологий.

В последнее время во властных структурах и журналистской среде активно обсыпается тема, с одной стороны, уменьшения участия государства в средствах массовой информации, вообще об отмене возможности государственным и муниципальным властным структурам учреждать СМИ. А с другой стороны, о вводе ограничений в журналистскую деятельность, чуть ли не о необходимости цензуры Касаясь разгосударствления СМИ, в пример часто приводятся США, где отсутствуют государственные СМИ. В то же время опыт освещения в негосударственных СМИ США той же военной операции в Ираке показывает, как это демократическое положение действует на практике. Помимо прямого участия государства в средствах массовой информации, всегда можно найти множество вариантов влияния на прессу и ограничить распространение информации Думаю, это не самая главная проблема нынешнего периода российских СМИ. В то же время существует ряд вопросов, действительно сдерживающих развитие средств массовой информации и требующих разрешения.

Сегодня в затратах на издание печатного СМИ само журналистское творчество занимает последнее место. Цену издания для читателя определяют стоимость бумаги, полиграфии и распространения. Сейчас дефицита газетной бумаги на рынке нет. Но ее цена в 18 - 22 тыс. рублей за тонну для наших потребителей, даже по российским меркам, значительна. Сложившееся относительное благополучие на рынке газетной бумаги обманчиво.

С 1998 г. по 2001 г. цена газетной бумаги на внутрироссийском рынке росла стремительно, совершенно неадекватно ситуации, вопреки логике, стабильному курсу доллара и низкой покупательной способности населения. Одновременно искусственно ограничивались и поставки бумаги внутри страны. Рынок, газетной бумаги в РФ в; значительной степени монополизирован, и на долю всего трех предприятий ("Волга", "Кондопога" и "Соликамскбумпром") приходится почти 80% ее производства. В такой ситуации вполне возможен корпоративный сговор между производителями бумаги.

Явно недостаточной сегодня выглядит конкуренция на рынке подписки и распространения печатных изданий Услуги по доставке предоставляются практически только через одного оператора - Почту России. Причем цены на доставку, рассчитанные по методикам этого монополиста, в регионах имеют значительные колебания. Мы никак не можем понять, почему цена доставки газеты по Хабаровску более чем на рубль дороже чем по Владивостоку. И подписка, и розница имеют серьезные проблемы, которые препятствуют успешному и динамичному развитию издательского бизнеса. В целом в регионе складывается положительная динамика по переоснащению старых газетных производств, однако в первую очередь оно идет за счет второсортной, восстановленной техники.

Основу полиграфических предприятий региона составляет оборудование с износом 80% и более. Вместе с тем необходимость уплаты таможенной пошлины и НДС при ввозе в РФ дорогого полиграфического оборудования, отечественных аналогов которому не существует, запчастей и технологических материалов к нему существенно повышает их реальную стоимость, отпугивает потенциальных инвесторов. Существующая кредитная политика наших банков также не способствует модернизации печатного производства. В такой ситуации, например, в Хабаровском крае 32-полосную газету может отпечатать единственное предприятие печатный цех газеты "Тихоокеанская звезда", где первые две печатные секции были приобретены в 1995 г. за счет средств бюджета края.

Экономическая ситуация в газетах, обусловленная обозначенными выше проблемами, показывает, что сегодня региональные общественно-политические газеты могут самостоятельно, без внешних финансовых дотаций издаваться только в случае наличия собственного печатного производства и своей сети распространения.

Ограниченные рекламные возможности регионального рынка, относительно высокая стоимость услуг связи не создают благоприятные условия и для самостоятельного развития средств массовой информации. В регионе могут независимо строить свою финансовую политику телекомпании, работающие в режиме ретрансляции центральных каналов, практически без производства собственных программ и маломощные FM-радиостанции, где собственное производство ограничивается чтением ленты местных новостей региональных Интернет-изданий. К тому же ограниченный рекламный ресурс региона "выкачивается" логотипами и бегущей строкой претендующих на респектабельность центральных телекомпаний ОРТ и РТР.

 

Кадровая проблема

 

Еще одна проблема, на которой хотелось бы остановиться, связана с подготовкой на региональном уровне журналистских кадров. Сегодня средний возраст журналистов, работающих в печатных СМИ края, превышает 50 лет, особенно остро проблема стоит в районных и городских газетах, где практически весь журналистский коллектив пенсионного возраста. Времена, когда к нам по распределению приезжали выпускники западных российских университетов, прошли более 10 лет назад, в последние голы наши СМИ практически не пополняются выпускниками журналистского факультета ДВГУ. Попытки некоторых вузов края открыть факультеты по подготовки журналистов, можно сказать, провалились. Решение этой проблемы видится в двух направлениях. В Хабаровском крае необходимо в одном из вузов открыть специальность "Журналистика" за счет средств краевого бюджета. Необходимо в первую очередь в государственных СМИ предпринять комплекс мер для повышения значимости журналистского труда. С одной стороны, мы требуем от журналиста профессионализма, творческой самоопределенности, честности и объективности, с другой - платим мизерную зарплату. Сегодня, когда российская образовательная база катастрофически слаба и уровень выпускников вузов оставляет желать лучшего, приходится искать способных ребят и готовить журналистов самим изданиям. Правда, основная их часть потом все равно уезжает в Москву и Санкт-Петербург. Тему недостатка профессионалов также озвучили в рекламно-издательской группе "Дальинформ", издающей газеты "Аргументы и факты - Дальинформ" (выходит с 1993 г., 26-28 тыс. экз.), "За рулем - Дальний Восток" (с 2003 г., 3-5 тыс. экз.), "Реклама и PR в Хабаровске" (около 2 тыс. экз.). Специалистов, как сказал Виктор Бирюков, редактор "Аргументы и факты – Дальинформ", не хватает во всех сферах местного издательского бизнеса.

Важная проблема, требующая своего скорейшего решения, видится в статусе и организации работы районных и городских газет. Именно эти газеты находятся сегодня в условиях реформирования местного самоуправления, в правовом вакууме. Нет ни в одном законе положении, определяющих их статус, место в системе местного самоуправления и в жизни муниципальных образований, а также основы их политической и экономической зависимости.

Обсуждая тему введения цензуры, хотелось бы остановиться на следующем моменте: Что писать можно, а что нельзя, мы уже проходили, русская пословица права: "Дай палец и руку отхватит". Поэтому, не смотря на то, что 70 % населения страны, по данным некоторых уважаемых социологических центров, хотят введения цензуры в СМИ - этого делать нельзя. В борьбе за моральную чистоту и честность можно потерять главное, за что боролись, - гласность.

Во всей мире существует пресса, которая называется "желтой". Имеет своего устойчивого читателя, прибыльна. Но это отдельный сегмент со своей спецификой. Там работают журналисты, которых эта специфика устраивает. Эта пресса отделена от прессы респектабельной. Каждый, взяв газету, должен знать, что он держит в руках. Наше население необходимо научить ориентироваться в многообразии средств массовой информации и понимать, какое СМИ является объективным и респектабельным, информации которого можно доверять, а какое - "желтым" и должно рассматриваться не как источник информации, а как средство развлечения. Причем медиаобразованне необходимо начинать с начальной школы.

Хорошо бы определиться и средствам массовой информации, к какой категории они себя относят. Одна и та же газета может печатать аналитическую, серьезную статью и тут же давать на полторы страницы адреса и телефоны саун, массажных салонов и прочего. Всё в одной газете, порой даже на одной странице. Как , например, в газете "Хабаровский экспресс."

Все эти проблемы необходимо решить молодым журналистам и другим специалистам в области издательского бизнеса, которые в нашем крае практически отсутствуют.

 


Заключение

 

Исследования региональных систем печати являются сегодня как никогда значимыми. На примере Хабаровского края мы убедились, что в последнее время ежегодно рождаются и прекращают существовать десятки периодических изданий, многие из которых не проходят официальной регистрации и номерами которых не располагают крупнейшие библиотеки области.

Одной из важнейших характеристик социально экономического развития региона является степень его вхождения в глобальное информационное пространство планеты. Но это вхождение будет иметь смысл только в том случае, если регион способен сформировать собственную внутреннюю информационную среду. Такая среда даст толчок к развитию системы образования, позволит поднять на качественно новый уровень культурное обслуживание населения, медицинское образование, интенсифицирует становление эффективной системы экономического и политического взаимодействия между субъектами.

За прошедшие десять лет российских реформ наши средства массовой информации не только приняли самое активное участие в переустройстве государства и общества, приобрели колоссальный политический и рыночный опыт, но и много потеряли - в первую очередь, доверие общества к журналистике. Утрачена роль СМИ как основы формирования здорового, созидательного общественного мнения.

В Хабаровском крае больше, чем в каком-либо ином субъекте РФ, сосредоточены проблемы, характерные для региона в целом: большая территория, неравномерное распределение населения, наличие мобильных социально-профессиональных групп, недостаточное развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Экономическая ситуация в газетах, обусловленная обозначенными выше проблемами, показывает, что сегодня региональные общественно-политические газеты могут самостоятельно, без внешних финансовых дотаций издаваться только в случае наличия собственного печатного производства и своей сети распространения.

Проанализировав рынок печатных СМИ Хабаровского края, можно сделать вывод, что за 9 месяцев 2008г. рынок печатных СМИ города-миллионника вырос в среднем на 20% по сравнению с тем же периодом 2007г. Многое зависит от самих СМИ - их понимания ситуации, гибкости, активности, умения продвигать себя. К сожалению, далеко не все из них это осознают. Присутствуют некая эйфория, надежда на авось, неготовность к обсуждению работы в условиях "проседания" рынка, крайне неблагоприятных для всех его участников.

Отсутствие экономической свободы у большинства Хабаровских СМИ и, в силу этого, зависимость от местных властей, не позволяют местной прессе преодолеть и другие недостатки развития: несоответствие реальной типологической структуры запросам региональной аудитории, диспропорции в контенте региональных газет, ослабление нравственного императива в региональной прессе.

 


Список литературы

 

1. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики/ М. В. Шкондин. – М, 1995.

2. Федоров В. И. Дальний Восток. Средства массовой информации в условиях борьбы местных политических, административных и финансовых элит./ В.И. Федоров// Власть и управление на Востоке России. – 2004. - №4. – С. 129-134.

3. Средства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др., Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005.

4. Информационная политика органов местного самоуправления: Сб. нормативных актов. – Обнинск: Изд-во Института муниципального управления, 2002.

5. Региональные средства массовой информации и демократия в России: размышление над итогами исследования // Пресс-служба. - 2006.-№4. – С.14 – 21.

6. Кошевой Д. "Губерния" всегда с нами. //Тихоокеанская звезда – 19 декабря 2008г.

7. Деловая пресса в регионах // Медиа Атлас – 13 ноября 2008 г.

8. Как издатели воюют за кадры // Работа.ru – 2008г.

9. А. Ефремов. Общественная значимость деловых журналов. // Индустрия рекламы, 2008г.

10. С. Салтанова. Печатный рынок Хабаровска.// Печатник.com.- 26 марта 2006 г.

11. А. Мариинский. СМИ Дальнего Востока // Приамурсие ведомости.-1 января 2007 г.

12. Н. Важдаева. Какие были передачи. // Новые известия.- 2007 г.

13. Рейтинг печатных СМИ. // TNC-2008 г.


Приложение



2020-02-04 150 Обсуждений (0)
Экономические проблемы СМИ Хабаровского края 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические проблемы СМИ Хабаровского края

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)