Методология составления платежного баланса в Республике Беларусь
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального банка Республики Беларусь. Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу, других изданиях МВФ методологического характера [11]. Платежный баланс Республики Беларусь - это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. В платежном балансе фиксируются все операции между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств. Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеет центр экономического интереса, ведет и намеревается продолжать хозяйственную деятельность или экономические операции в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного (более одного года) времени. К экономической территории Республики Беларусь относится географическая территория страны, которая находится под юрисдикцией Правительства и в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Экономическая территория страны включает воздушное пространство, территориальные анклавы в других странах (четко отмеченные земельные участки, которые находятся в других странах и принадлежат или арендуются Правительством Республики Беларусь в дипломатических, военных, научных или других целях, свободные зоны и таможенные склады и организации, эксплуатация которых осуществляется под контролем таможенных органов). Экономическая территория Республики Беларусь не включает анклавов иностранных правительств и международных организаций, которые расположены в пределах географической территории Республики Беларусь. Операции платежного баланса представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами. В платежном балансе регистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые произошли в результате осуществления операций. К операциям платежного баланса относятся операции, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающие денежных платежей. Счет операций с капиталом и финансовых операций охватывает любые внешнеэкономические операции с капитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит из двух счетов - счета операций с капиталом и финансового счета. Счет операций с капиталом состоит из капитальных трансфертов и приобретения (продажи) непроизведенных нефинансовых активов. Компоненты финансового счета классифицируются согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональной роли. Это прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы. Основным концептуальным принципом построения платежного баланса является принцип двойной записи, при котором каждая отражаемая в учете операция представляется двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. В том случае, когда происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того чтобы отразить такую операцию в счетах дважды, в платежный баланс вводится особая статья «Трансферты». По кредиту регистрируются экспорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по уменьшению иностранных (внешних) активов и увеличению обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций). По дебету регистрируются импорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по увеличению иностранных (внешних) активов и снижению обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций). При оценке операций платежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены. Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие-либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход может быть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсов или установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переход права собственности неочевиден, считается, что он происходит в тот момент, когда оба участника операции делают соответствующие записи в своих бухгалтерских книгах или счетах. Платежный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США (далее - доллары). Для разработки Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях. При оценке операций платежного баланса используется информация из разных источников, поступающая в разные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия вводится статья платежного баланса «Статистические расхождения», которая равна сальдо между суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком. Операции платежного баланса отражаются по следующим секторам экономики: - сектор органов денежно-кредитного регулирования включает операции центрального банка, а также любые другие операции, обычно относимые к ведению центрального банка, но проводимые другими государственными учреждениями или коммерческими банками; - сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, а также дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь; - банковский сектор включает банки Республики Беларусь и небанковские кредитно-финансовые организации; - другие секторы включают физические лица, юридические лица (их структурные подразделения), не указанные в других подпунктах настоящего пункта. Стандартное представление платежного баланса описывает в соответствии со стандартной классификацией операций потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу. В аналитическом представлении платежного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны. Аналитическое представление получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов Республики Беларусь. Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса, являются: - система отчетности организаций-резидентов о внешнеэкономических операциях; - банковская система отчетности о внешнеэкономической деятельности; - другие официальные источники информации Республики Беларусь; - информация Центрального банка Российской Федерации. Система отчетности организаций-резидентов (кроме банков) используется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь при сборе информации по экспортно-импортным операциям и информации о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны. Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов: -банки Республики Беларусь, которые отчитываются как о внешнеэкономических операциях своих клиентов-резидентов Республики Беларусь, так и о своих собственных внешнеэкономических операциях; - организации-резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны. Официальные источники информации Республики Беларусь, к которым относятся Национальный статистический комитет, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет, другие республиканские и местные органы управления, представляют информацию Национальному банку в соответствии со специальными формами отчетности на месячной или квартальной основе. Информация Центрального банка Российской Федерации используется ежеквартально на основе согласованного регламента обмена информацией между Департаментом платежного баланса Центрального банка Российской Федерации и Главным управлением платежного баланса и банковской статистики Национального банка Республики Беларусь. При разработке и анализе данных платежного баланса для перекрестной сверки используются данные международной банковской статистики и зеркальная статистика стран-партнеров, получаемая как от разработчиков платежных балансов других стран, так и из сборников, публикуемых международными финансовыми организациями [12].
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |