Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сыктывкарский педагогический колледж № 1 им. И.А. Куратова

 

Специальность 050720 Физическая культура

 

Курсовая работа

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

                                                                            

                                                                           

 

 Исполнитель: студент 322 группы

___Гевейлер Алексей Васильевич.

                                                                          «___» _________ 2008 г.

                                                        Научный руководитель:

                                                     ________ Попан. Н. Н.

                                                          «___» _________ 2008 г.

 

 

Сыктывкар, 2008

Содержание

Ведение                                                                                                            3

1. Психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

1.1 Понятие о психолого-педагогическом развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

1.2 Развитие общих движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Особенности двигательной сферы при различных формах нарушения опорно-двигательного аппарата детей.

2.1 Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

2.2 Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3. Экспериментальное исследование.

3.1 Организация и методика проведения исследования.

3.2 Полученные результаты и их обсуждение.

3.3 Практические рекомендации по выявлению и ликвидации нарушений опорно-двигательного аппарата.

 

 

Введение

Ортопедические заболевания занимают особое место в детской патологии, влияя на характер детской и подростковой инвалидности. Нарушения функций стопы и осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков с ортопедическими патологиями продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила первое десятилетие 21 века периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы. Болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают одно из первых мест среди заболеваний, особенно у подростков 15- 18 лет.

Стопа, как ведущий компонент рессорной системы организма при ее патологическом формировании и в сочетании с другими вредными факторами, отрицательно влияет на позвоночник, приводит к нарушениям осанки, сколиозу, утомляемости и болям в ногах, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению течения сопутствующих ортопедических заболеваний, развитию соматической патологии.

Сочетанные нарушения рессорной системы организма снижают показатели годности к военной службе. Рост числа допризывников, направленных на дополнительное обследование, указывает на недостаточную эффективность лечебно- оздоровительных мероприятий в детских лечебно- профилактических учреждениях, отсутствие должной профилактики и ранней диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Профилактика мероприятия с первых месяцев жизни ребенка до завершения подросткового возраста является основой в борьбе с распространением этого недуга и предупреждений обусловленной им тяжести инвалидности.

Значение санитарно- гигиенических требований к статической нагрузке, детской мебели, условиям обучения ребенка является залогом успешной профилактики нарушений осанки, плоскостопия, сколиоза.

 

Объект исследования:особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушениями.

Предмет исследования:особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования:изучение особенностей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи исследования:

1. Выяснить психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Изучить формирование двигательных функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3. Изучить характеристику заболеваний.

4. Выявить способы коррекции при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

5. Дать практические рекомендации по коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата.

 


Психолого-педагогическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1.1. Понятие о психолого-педагогическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Недостатки развития движений у детей обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно- психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики является имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба и бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются мышечные подергивания. В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляются в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. Обследование психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью тестов Н. И. Озерецкого показало, что выполнение многих из тестовых заданий вызывает определенные трудности у детей. Все задания они выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся дети, обнаруживаются неточность, неловкость движений.

Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе (ЦП) включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как первичным поражением мозга, так и с задержкой постнатального созревания. Большая роль в отклонениях психического развития детей с детским церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение) способствуют ограничению полей зрения, что в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.

Двигательные нарушения ограничивают предметно- практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно- моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Отклонения в психическом развитии у детей с ЦП в большей степени обусловлены недостаточностью их практического и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта может быть одной из причин недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений. Большую роль в познавательной деятельности у детей с ЦП играют и речевые расстройства.

Отклонения в психическом развитии значительно утяжеляются под влиянием ошибок воспитания, педагогической запущенности. Особенности психологических отклонений в большей мере зависят от локализации мозгового поражения.

Нарушения умственной работоспособности у этих детей проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой – чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдается более стойкие дистимические изменения настроения (пониженный фон настроения с оттенком недовольства). Дети с детским церебральным параличом психически истощены, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.

Синдром раздражительной слабости сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громкий звук, яркий свет, различные прикосновения). Определенная роль в утяжелении указанного синдрома принадлежит социальным факторам, в частности воспитанию по типу гиперопеки. В результате может произойти недоразвитие мотивационной основы психической деятельности. В этих случаях более четко проявляется астеноаденомический синдром. Дети с этим синдромом вялые, заторможенные. Они малоактивны при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задание, двигаться, говорить. Их мыслительные процессы крайне замедлены.

Астеноадиномический синдром по большей части отмечается у детей со спастической диплегией и атонически-астатической формой ЦП. При гиперкинетической форме более часто наблюдается астеногипердиномический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительности, суетливости.

Цереброастенические синдромы наиболее отчетливо проявляются в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. Так во время увеличения интеллектуальной нагрузки или нарастания ее длительности наблюдается выраженное снижение психической работоспособности. Резко проявляется недостаточность внимания, памяти и других корковых функций. Кроме того, более четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения в школе может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова, как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общие стратегии познавания. Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с ЦП является также то, что многими понятиями они владеют пассивно, не умея ими оперировать.

Это особенно проявляется в трудностях усвоения математики. Особенности мышления обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера хода интеллектуальных процессов, то есть целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с  детским церебральным параличом обычно отмечается не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно- практической деятельности

Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью цереброастенического синдрома. Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

По состоянию интеллекта дети с детским церебральным параличом представляют крайне разнообразную группу: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения разной степени.

Для детей с детским церебральным параличом так же характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто наблюдается оптико-пространственные  нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. Недостаточность высших корковых функций может проявляться также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь). Для детей с детским церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувственности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок часто не может остановиться.

Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным , приподнятым, благодушным настроением(эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами; особенно характерен страх высоты. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями.

Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и являются одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера. Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе, обусловленные двигательными и речевыми расстройствами, в сочетании с раним органическим поражением мозга, способствуют своеобразному формированию личности.

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью.

Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация может увеличиваться. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Поэтому при встрече с реальными трудностями у них легко возникают различные афферентные состояния, иногда истерические реакции. Выражение трудности социальной адаптации способствует формированию тормозных черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникает состояние декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.

При нарушениях интеллекта особенности развития личности сочетается с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены реактивные состояния с чувством неполноценности. Отгороженность от сверстников, ограничение контактов с окружающими связаны не только с реакций личности на свой дефект, сколько с безразличием, слабостью мотивации и волевых усилий.

Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом должны учитываться при проведении логопедических мероприятий. Необходим комплексный подход к ребенку с детским церебральным параличом; оценка его речевых нарушений проводится с учетом особенностей двигательных расстройств и психического развития в целом. Эта же взаимосвязь кладется в основу коррекционной логопедической работы. Эта необходимость определяется тесной взаимосвязью между развитием речи, моторики и интеллекта, как в норме, так и в условиях патологии.

Ранний органический дефект центральной нервной системы, составляющий основу детского церебрального паралича, обуславливает сложное сочетание двигательных и психически недостатков, что и составляет специфическую структуру психического дизонтогенеза при этом заболевании. В структуре двигательных и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формируются в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Психолого-педагогическое развитие имеет огромное значение, а также оказывает большое влияние на развитие опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, психологические нарушения у детей определяются как первичным органическим повреждением центральной нервной системы (ЦНС), так и вторичными специфическими условиями их развития. В процессе развития ребенка устанавливается тесная взаимосвязь первичных и вторичных факторов, которые формируют своеобразные психопатологические нарушения. Наибольшее значение среди них имеют следующие синдромы.

 



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)