Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сочетание элементов просветительства и романтизма



2020-02-04 154 Обсуждений (0)
Сочетание элементов просветительства и романтизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение

Глава 1

Глава 2

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Говорят, что мода возвращается. Чтобы быть модным в наше время нужно копировать стиль жизни наших бабушек. И это касается не только стиля в одежде, черно-белых фотографий и виниловых пластинок. Не только ,так сказать, внешних атрибутов. Вкусы тоже возвращаются и начинают жить своей жизнью. Это касается и литературы, в том числе. Ситуация в обществе, безусловно, имеет свойство отражаться на литературе; в том или ином направлении. Следовательно, возвращение каких-либо идеалов ведет к возобновлению интереса к тому или иному направлению. Например, идеал женской красоты. До рубежа 19-20х веков считалось, что женщина должна быть похожа на пташку. В эпоху декаданса[1] возник новый идеал- женщина должна быть похожа на змею своим образом. Сейчас вновь идет возвращение к этому идеалу , отсюда субкультура «готов», например. Готические идеалы вообще стали очень популярными. Мы можем наблюдать некий возврат к эпохе декаданса, когда людей интересовало все нечеловеческое, темное, потустороннее.

Ситуация сегодня , в сущности ,напоминает ситуацию конца девятнадцатого века, эпоху декаданса, упадка. Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д. Это мы и можем наблюдать в современном искусстве.

Наиболее яркими представителями декадентства за рубежом являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской , Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.

Сегодня декадентское движение процветает. В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .

Тот факт, что готика проникает во все сферы общества, развивается и функционирует так успешно, как первые писатели-декаденты могли только мечтать, еще раз доказывает актуальность данной научной работы.

К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т.п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи, Dead Can Dance, "Бостонское чаепитие", "Кабаре Безумного Пьеро" и др.

Связанный с желанием прикоснуться к тайнам мироздания, к «той стороне» ,интерес, приводит нас к алхимии. Действительно, все больше и больше авторов в наше время возвращается к этой тематике в рамках готического романа. Все больше фильмов про волшебников и адептов алхимии снимает Голливуд. Ролевики [2] играют в известных всем Мерлина, Гарри Поттера и Фату Моргану. В данной научной работе мы рассмотрим причину внезапно вспыхнувшей популярности готического романа, а конкретнее алхимического готического романа.

Цель работы- выявить тенденции, влияющие на такую популярность, посмотреть как именно и где они влияют. Исследование проводится на базе теоретических положений, статей и книг авторов, уже ранее занимавшихся исследованием данной темы, выводов. Также в практической части берется роман Питера Акройда «Дом Доктора ди» , как произведение, в сюжете своем основанное, на жизни Джона Ди, великого алхимика и мага. Исследования книги, относящейся к тематике данной научной работы является важным моментом для объяснения причины популярности использования темы алхимии в художественных произведениях.

Данная работа является очень актуальной. Актуальность ее обуславливается ,как уже говорилось раньше, большим количеством авторов, обращающихся к жанру готического романа, и, в частности, к концепту алхимии.

Среди первых авторов , обратившихся к этой теме можно назвать Гете, Густава Майринка, Умберто Эко, Говард Лавкравт , Джон Р.Р. Толкиен.

На данный момент в этой сфере работают: Пауло Коэльо, Джоан Роулинг, Питер Акройд, Филипп Пулман и т.д.

Для рассмотрения проблематики мы так же возьмем книгу Хапаевой «Готическое общество», которая рассматривает причину возвращения общества к готическому.

Среди других источников интересными и важными для нас являются :Камилла Палья « Декадентское искусство», «Всеобщая история искусств, Т.2, М., "Искусство", Монтегю Саммерс «Потусторонний Омнибус» и другие.


Глава 1 Все мы с детства слышали загадочные истории об алхимиках- окруженных ореолом мистики и могущества ,о людях ,научившихся добывать золото из неблагородных металлов; о мудрецах, постигших секрет изготовления философского камня ,перехитривших саму смерть и обретших вечную молодость. Итак, стоить высказать несколько соображений касательно алхимии вообще. Нельзя, конечно, разделить оптимизма специалистов по истории науки, считающих алхимические поиски робкой пробой сил перед вступлением пионеров прогресса в область подлинной, научной химии. Большего внимания заслуживает, на наш взгляд, мнение К. Г. Юнга, полагавшего, что алхимия есть один из символических праязыков, память о котором осталась в "коллективном бессознательном" человечества в качестве архетипов, то есть априорных трансперсональных доминант. К сожалению, всякое суждение об алхимии имеет неизбежный гадательный характер, ибо "королевское искусство" есть результат интеллектуальной активности иной цивилизации, основанной, в отличие от нашей, на совершенно иных онтологических и экзистенциальных постулатах. Нам представляется интресным какие коды несет в себе этот праязык и удастся ли с помощью него найти ключи для времени настоящего, в которым мы проживаем. В конце концов, к алхимии обращаются в наши дни столько авторов, значит эти древние коды для разгадки тайны жизни являются востребованными. Далее рассмотрим где это берет начало и как развивался концепт алхимии. Следует пояснить сам термин концепта, раз он имеет место быть в работе.Конце́пт (лат. conceptus — понятие) — многозначный термин.Концепт — инновационная идея, содержащая в себе креативный смысл; Продукт, демонстрирующий эту идею, называют Концепт-продукт, то есть выпускаемая производителем в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации общественности. Пример: Концепт-кар;Концепт в философии и лингвистике — содержание понятия, смысловое значение имени (знака). Отличается от самого знака и от его предметного значения (денотата, объёма понятия). Отождествляется с понятием и сигнификатом;Концепт в филологии — устойчивая языковая или авторская идея, имеющая традиционное выражение. То же, что мотив;Концепт (кончетто, консепт) — художественный приём концептизма (косептизма, кончеттизма);Концепт — произведение концептуального искусства;Концепт в концептно-ориентированном программировании — конструкция, состоящая из одного класса объектов и одного класса ссылок;Концепт-арт — направление в искусстве, призванное отражать только идею, а не форму или внешние атрибуты.[3]

Сама история алхимии уходит своими корнями в глубокую древность. Создателем этого тайного искусства считается Гермес Трисмегист (Гермес трижды Великий), имя которого многие связывают с самим античным богом Гермесом ,а также с египетским богом Тотом[4]. Хранителями же тайного учения считаются многочисленные адепты-тамплиеры, масоны, розенкрейцеры, оккультисты. Многие из них жертвовали своим богатством, здоровьем, а порой и жизнью, без устали работая в библиотеках, тщетно смешивая сомнительные порошки и зелья, чтобы приблизиться к разгадке тайны вечной жизни. Разочарование, нищета и безвременная смерть- вот что стало уделом большинства из них на пути сотворения философского камня, «первосвещенства», объединяющего в себе все основные стихии. Считалось, что с помощью этого компонента ,обязательного для процесса трансмутации, возможно было превращать обычные металлы в драгоценные, излечивать болезни и продлевать и жизнь.

Согласно алхимической доктрине, в природе не существует простых и однородных объектов, так как все объекты подвержены "текучести", обусловленной всеобщностью разветвленных вегетативных связей. Момент осознанной индивидуальности, момент соответствия объекта своему имени расплывается под влиянием внешних притяжений и отталкиваний. Неделимости, постоянства, высокой степени сопротивляемости -- одним словом, всего, что дает гармоническое соединение составляющих частей, -- нельзя добиться с помощью взятых из внешнего мира учений о гармонических комбинациях.

Алхимики, опираясь на древние знания, верили, что Бог создал этот мир из некой «энергии» («первоматерии»). Причем эта первоматерия одинакова для всего : минералов, растений, животных, людей. Тот или иной минерал, то или иное живое существо получается из Богом созданной программы ( сейчас бы ее назвали кодом ДНК).

Из этой теории следовало, что меняя ДНК, можно преобразовать одни вещества в другие( например, железо –в золото). Однако алхимики считали, что это «ДНК»- не только материальная «химическая или биологическая формула», но, прежде всего некая «духовная» формула.

Эту духовную формулу искали мудрецы, называя ее «философским камнем». Термин «философский камень» может запутать многих людей. На первый взгляд может показаться, что речь идет о каком- то физическом веществе, камне.(как, например, оный описан в книгах Джоан Роллинг о Гарри Поттере). На самом деле речь идет о способе проникновения в программу Бога, определяющую свойства этого мира. Говоря иными словами, средневековые алхимики и мистики, подобно «хакерам- программистам», пытались взломать «компьютер» Бога.

А теперь рассмотрим как же определяли алхимию те, кто был к ней непосредственно причастен.

Роджер Бэкон (XIII в.) говорит о собственном деле так: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы.... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения» (Чугаев, 1919, с. 32). Не замыкая столь почтенный род занятий рамками злато- и среброделия, Бэкон множит число объектов алхимии — это наука о том, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях, как простых, так равно и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте и прочих металлах; о видах серы, солях и чернилах; о киновари, сурике и других красках; о маслах и горючих смолах, находимых в горах, и о бессчетных вещах, о коих ни словечка не сказано в Аристотелевых творениях (с. 33). Мир алхимиков — едва ли не вся природа. Металлургия и минералогия, петрография и ювелирное дело, изучение естественных смол и соков, техника крашения — материаловедение почти в современном объеме термина, а также бессчетные иные вещи, не снившиеся и всеведущему Аристотелю. Алхимия, согласно Бэкону, наука еще и о том, как возникли вещи из элементов. Правда, Бэкон обособляет практическую составляющую алхимии. Эта часть всеобщей науки «учит изготовлять благородные металлы и краски и кое-что другое с помощью искусства лучше». Альберт Великий (XIII в.): «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого аrchymo. С ее помощьювключенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются—несовершенные становятся совершенными» (Albertus Magnus,1958, с. 7). Порча, болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство сближено с искусством врачевания. Неспроста синоним философского камня — медикамент.

Как мы видим, алхимия способна дать ее адепту многое. Человек, проникнувший в ее тайны , может не только исцелять людей, не только воскрешать их из мертвых, но, так же, и самому стать бессмертным.

литература алхимия готический роман

Заманчивое предложение, которое дало бы ответы на все вопросы. Но почему же сейчас мы не слышим о великих ученых, которые в наше время исследуют загадку философского камня? Неужели его уже открыли ? Все дело в том, что в свое время с этой наукой произошел один занимательный момент.Алхимия, известная с незапамятных времен, после трагического поворота в европейской истории, именуемого "Возрождением", перестала существовать как трансцендентальное знание. Она распалась на "теофизическую алхимию" , собственно искусство трансмутации минералов и металлов и "спагирию"- искусство приготовления бальзамов, панацей, "питьевого золота", всевозможных эликсиров бессмертия или, точнее говоря, неопределенно долгой жизни. При этом из алхимии постепенно исчезли не вообще потусторонние, но именно небесные, сверхъестественные принципы ее функциональности. Подобная участь ожидала не только алхимию, но и все "свободные искусства" - математику, астрологию, грамматику, риторику. Когда влияние " эйдетической энергии формы" прекратилось (нас в данном случае не интересуют сложные причины этого явления), жизнь потеряла принципиальную смысловую ось, то есть реальное обоснование, и превратилась в калейдоскопическую игру элементов периодической системы, причем не только в химии, но и в любой другой области знаний. Итак, алхимия перестает существовать и практиковаться как отдельная наука и дает начало новой- химии. в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia( химия) .Итак, алхимия как наука исчезает. Но интерес к ее загадкам остается.И сегодня все чаще и чаще мы встречаем писателей, черпающих вдохновение из классических положений алхимии. Среди авторов , пищущих в этой тематике, следует отметить Умберто Эко, Филиппа Пулмана, Армин Шимерман, Питер Акройд, Густав Майринк , Ден Браун , Джоан Роулинг и т.д.Наше внимание будет сосредоточено вокруг книги Питера Акройда («Дом Доктора Ди»).Прежде всего нужно выяснить причины внезапно вспыхнувшего интереса к данной тематике.Чтобы исследовать причины такой популярности Говоря о возросшем интересе к готическим сюжетам, а алхимия, безусловно, относится к готической тематике, необходимо выяснить что же такое готический роман, откуда он взялся и какое он имеет отношение к данной работе.История готического романаГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (The Gothic Novel), роман тайн и ужасов — явление английской литературы 18-19 вв., сыгравшее роль связующего звена между веком Просвещения и периодом романтизма.

Готический роман возник как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Свое определение жанр получил в связи с особым интересом его авторов к «готике» Средневековья, как они ее понимали, то есть к представлению о мире как арене извечного борения противостоящих начал — добра и зла, небесного и инфернального, Бога и дьявола, а также в связи с обращением к условно-готическому обрамлению действия, которое, как правило, разворачивается в средневековых замках, монастырях, церквях и часовнях, подземельях и т. п., на фоне мрачных, подчас экзотически «восточных» ландшафтов, что придает повествованию зловещий и загадочный колорит. Первооткрывателем жанра справедливо считается Х. Уолпол, автор канонического «Замка Отранто» (1765). К выдающимся образцам «готического» романа относятся «Ватек: Арабская сказка» (1782, 1787) У. Бэкфорда (1760-1844), «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец» (1797) Анны Радклиф, «Монах» (1795-96) М.Г. Льюиса, «Сент-Леон» (1799) и «Мандевилл» (1817) У. Годвина и «Мельмот Скиталец» (1820) Ч. Р. Мэтьюрина. В целом же в 1764-1820-х гг. в Великобритании увидели свет сотни готических романов.

Сочетание элементов просветительства и романтизма

Элементы просветительской прозы сочетались в «готическом» романе с принципами и приемами письма, предвосхитившими романтизм. Так, от эпохи Просвещения его авторы унаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекают из причин, апелляции к разуму и здравому смыслу; колоритные жизнеподобные персонажи второго-третьего плана, дидактическую тенденцию, в согласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость рока и загадочность самой природы человека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному, гиперболе в изображении чувств и в описаниях, к мистификации обыденного, к мелодраматическим эффектам и экзотическому, как у Бэкфорда или Мэтьюрина, «антуражу». Правда, элементы просветительства и романтизма сочетались у них в разной пропорции. Если в книгах Уолпола, Бэкфорда, Льюиса «удельный вес» фантастики весьма велик, а у Годвина и Мэтьюрина — значителен, то у Анны Радклиф сверхъестественное обязательно получает в итоге рациональное объяснение.

Творчество мастеров готического романа оказало заметное воздействие на прозу и поэзию английского и шире европейского романтизма, а доведенный ими до совершенства прием сюжетной тайны был успешно освоен В. Скоттом, Ч. Диккенсом, У. Коллинзом и другими писателями 19 в.



2020-02-04 154 Обсуждений (0)
Сочетание элементов просветительства и романтизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сочетание элементов просветительства и романтизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)