Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные произведения ,созданные на рубеже XVIII и XIX веков



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
Основные произведения ,созданные на рубеже XVIII и XIX веков 0.00 из 5.00 0 оценок




В центре произведения — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Мэтьюрина).

В самом деле, практически всегда в центре готического романа присутствует какая-то сильная ,противоречивая личность, стоящая между этим миром и миром потусторонним. Как правило, этот персонаж обладает определенными сакральными знаниями, в том числе и эзотерическими, позволяющими проникать и находится «по ту сторону» добра и зла, света и тьмы.

Две рассматриваемые нами книги так же входят в число тех произведений, где центральной фигурой является некая мифическая личность, Доктор Джон Ди, занимающаяся так называемыми «темными искусствами» в т.ч. и алхимией.

Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Под влиянием жанра находились и знаменитые писатели XIX века: Чарльз Диккенс («Тайна Эдвина Друда», 1870), Р.Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мэйкен. Брэм Стокер утвердил вампирское влияние на готические романы своим романом Дракула, где наиболее детально и чётко, в то время, описывалась жизнь вампиров.

В дальнейшем, вампирская линия в готическом направлении сложилась в отдельный жанр- вампирский роман. Этот жанр стал чрезвычайно популярен в дальнейшем ,благодаря многочисленным экранизациям произведений Стокера ,Олшеври и т.д. На волне моды многие авторы пробовали себя в создании вампирских романов, в том числе и Стивен Кинг( «Салемские Вампиры») , основной специализацией которого являются все-таки ужасы, а не вампирские хроники. В настоящее время самыми популярными писателями, работающими в этом жанре, можно назвать Энн Райс, Поппи Брайт, Лорел Гамильтон и ,конечно же, Стефании Майер с ее нашумевшей трилогией( « Сумерки. Новолуние. Солнце Полуночи.»).

Готическая литература и литература ужасов в XX веке

В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделить сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу — восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).

Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же.

И в настоящее время, помимо «классических готических сюжетов» можно выделить такие тематики, как:

- вампиры

- темные параллельные миры(относится к разновидностям dark fantasy)

- ужасы

- детская готическая проза (ужастики,например)

- паранормальные явления ( неординарные способности, конец света, потусторонние силы, вмешивающиеся в мир людей)

- восточная готическая традиция

- парапсихологический роман

Чтобы сегодня употреблять термин «готика» нужно быть очень осторожным. "Готика" - слово с очень сильной и неоднозначной, более того - чрезвычайно перегруженной исторической памятью. Оно - из тех понятий, которыми стоило бы пользоваться с большой аккуратностью. Для данной курсовой работы интересно быть мнение Д. Хапаевой , которая в своей книге «Готическое общество: Морфология кошмара» приравнивает современное общество к понятию «готика». Более того, она смело вводит новый термин «готическое общество». Почитатели европейского Средневековья, - говорит она, - забывают о том, что слово "готический" нагружено многообразными смыслами. Правильно, оно отсылает к началам европейской культуры [скорее уж к ее глубокой середине, ну да ладно. - О.Б.], но в нем уже скрываются готы - разрушители античной цивилизации. <...> Готика была прочитана как альтернатива Просвещению в эпоху предромантизма, поскольку просветители считали ее синонимом варварства, невежества и мракобесия" "(2). И неспроста считали: "Именно готика, продолжая все ту же полемическую тему в европейской культуре, была избрана символом немецкого фашизма""(3).

Но, похоже, как говорит рецензент работы Хапаевой Ольга Балла, именно благодаря своей эмоциональной заряженности понятие как раз и устраивает автора. Она точно так же выбирает из смыслового комплекса "готики" устраивающие ее смыслы, пренебрегая всеми остальными, - как это, предположительно, делают (разве что с обратным знаком) порицаемые ею "почитатели европейского Средневековья""(4). Главное - те самые, скрывающиеся в глубине понятия, страшные "готы - разрушители европейской цивилизации.

Еще один интересный факт. «Готика» как историческое понятие никогда не существовало. С самого начала готика существовала как конструкт, как опять же говорит Ольга Балла в рецензии.

«Более того, конструктом резко оценочным, пристрастным и в силу этого - неминуемо проблематичным. Спорным этот термин был, по существу, уже в пору введения его в оборот итальянскими гуманистами эпохи Возрождения в качестве "уничижительного обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским" .С начала позапрошлого века, "когда для искусства Х-XII вв. был принят термин "романский стиль" "(8), хронологические рамки "готики", "в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы", были несколько ограничены, как и содержание понятия вообще: с некоторых пор искусствоведы договорились обозначать этим словом "художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.)" .Расширение понятия "готика" на все остальное - типа, допустим, рассуждений о "готическом духе" или "готическом мировосприятии" - с тех самых пор существует на правах метафор - если, конечно, не оказывается описанным с той же объективной тщательностью, какой удостоились некогда средневековые соборы.».

Но в книге Дины Хапаевой ситуация ,как раз, другая. Предложенный термин «готическое общество», не является научным понятием, а все – таки метафорой. Готическое общество тут – негодование против грядущего варварства( а ,по сути, уже наступившего), предвестник упадка. Это мнение, в сущности, совпадает с мнением итальянских гуманистов.

Вот что она говорит на семинаре проекта «Я Думаю» :«Эстетика – вещь не невинная. Напрасно считать, что эстетика и наши эстетические взгляды, вкусы, предпочтения, о которых говорят: «о вкусах не спорят», - так вот, о вкусах не просто спорят, а спорят насмерть. Потому что наши эстетические преференции, наши эстетические предпочтения очень часто влияют скрытым образом на выборы моральные, экзистенциальные, которые мы делаем.».

Итак, эстетика влияет на общество, так или иначе. И ,если верить Хапаевой , то в наше время , будучи свидетелями такого упадка, можно делать выводы о том «варварстве» ,которое творится не только снаружи , но и внутри. Между двумя поколениями произошел очень глубокий сдвиг культурного канона. И если лет тридцать назад этого возврата к «готическому» еще не было, то сейчас он наблюдается в полной мере. Отсюда вновь вспыхнувший интерес к готическому романа, отсюда возрождение готической эстетики в субкультуре (молодежное движение «готов»).

Что интересно, Дина Хапаева, обращаясь к готике в литературе, приводит в пример никого иначе, как Р.Р. Толкиена . Причем, она исходит не из того принципы, что он стал родоначальником жанра фентези. Дело в том, что Толкиен, в сущности, придумал новую эстетическую форму, которая взрывает эстетику эпохи модерна ( Дидро, Руссо, Вольтер). Целью их было Просвещение, которое, в свою очередь, приведет, к гуманизации общества. Базисно, врагом своим (а любой мыслитель , рассуждая, прежде всего подразумевает диалог, диалог с собирательным образом «врага») они считали церковь с ее идеей первородного греха т.к. человек, по их мнению , прекрасен, совершенен. Для того чтобы общество стало гуманнее, надо лишь раскрыть это прекрасное начало в человеке путем образования.

Вернемся вновь к Толкиену. Следует напомнить, что пишет он в весьма мрачное время- тридцатые годы, фашизм. Толкиен в то время высмеивает своих коллег, которые несерьезно относятся к его «дракону». Почему же этот дракон так важен для него и что он собой представляет?

«Тело и дело дракона ложится в основу той новой эстетической системы, которую Толкиен создает в своих произведениях. Решившись доказать делом величие дракона, Толкиен начинает конструировать эпос, который попирал бы все враждебные для дракона каноны научности и литературоведения. А самое главное, который создал бы вселенную, полностью закрытую и независимую от рационалистической эстетики нового времени с ее восхищением совершенством человеческой природы.»- размышляет Хапаева.

Дракон необходим для придания вселенской, нечеловеческой, значимости всему происходящему .Этот дракон- символ нечеловеческого , своего рода уходом от человеческой реальности .Это ,стоит заметить, является традиционным именно для готической литературы. Поэтому, неслучайно Хапаева обращается именно к этому автору и именно к этому образу. Толкиен , не описывая похождения вампиров ,призраков и прочих существ, характерных для готики в целом , не приводя читателя в ужас, все же возрождает основные принципы готического романа.

Итак, Толкиен выступает против самого принципа антропоцентризма.

Он прямо говорит, что появление чудовищ выражает важную потребность современного читателя в эстетике чудовищ. Дракон необходим для того, чтобы получить удовольствие от чтения. Это ,опять же ,подтверждает мнение Дины Хапаевой о том, эстетические предпочтения влияют на нас, и это связано в нынешней потребности общества в чудовищах. Вот что говорил филолог Толкин накануне того момента, когда сядет писать своего Хоббита:

«Действительно, читатель, принадлежавший культуре нового времени или культуре модерна, был начисто лишен удовольствия от встречи с драконами на страницах художественной прозы, где их появление строго определял жанр. Место драконам отводилось только в сказках для детей. Дальше на его пути неколебимой стеной вставала рационалистическая эстетика Просвещения.»

Следует, опять же, напомнить, что для культуры Просвещения, для культуры Нового времени особенно важен рационалистический пафос. То есть, попытка объяснить природу, общество, мироздание не с помощью некоторых мистических, то есть таинственных, загадочных – сиречь религиозных объяснений, Да, это противоречит поэтике Толкиена , и это противоречит, в первую очередь, готике.

И, естественно, в идеях эстетики нового времени , в серьезных книгах нет места для потустороннего, для вампиров , ведьм, призраков и т.д. Для них отведено место в детской, несерьезной литературе. Толкиен переворачивает этот принцип с ног на голову, он вводит эти персонажи в литературу, которую он сам, как филолог, определяет как серьезную. Этот момент является очень важным . Если бы не Толкиен , вряд ли бы сейчас возродилась эта эстетика «переодевания»,эстетика нечеловеческого. А ведь в наше время ролевое движения, с их играми в эльфов, драконов и т.д. процветает. После драконов и эльфов у «ролевиков» пошел интерес к играм в вампиров, оборотней и т.д. т.е. интерес к реконструкции готического пространства вообще. Вот она потребность к «чудовищам», вот оно «готическое общество» Хапаевой.

Что касается непосредственно алхимического концепта, то как говорится в журнале «Человек без Границ»: «Интерес к алхимии сегодня связан не только с возможностью получить золото из менее благородных металлов. Все чаще в ней пытаются увидеть общие знания о принципах, лежащих в основе любых изменений, идет ли речь о трансформации, буквально означающей «изменение формы», или о принципиально ином, глубинном изменении сути вещей — трансмутации. Это делает алхимию, скорее, не наукой, а междисциплинарным знанием об эволюции и ее самых общих законах.»[5]

Если посмотреть на развитие алхимии как оккультной науки, конечно, на смену ей пришло научное знание, но мир, который оно описывает, остается прежним. То, что мы можем наблюдать сейчас –использование научных знаний, положений для объяснения оккультных, сверхъестественных явлений. Более того, все чаще и чаще то, что считалось мистической ересью теперь признано фактом. Например, представление об эволюции химических элементов, казавшееся абсолютно неправдоподобным химикам XIX века.

Так в ХХ веке неожиданно подтвердилась теория эволюции металлов, предложенная алхимиками. Таким образом, можно сказать, что в наше время уже нет такого скептического отношение к алхимии, как это было, скажем, в средневековье ; если одни положения алхимии уже доказаны ,то есть вариант, что и остальные могут оказаться верными в отношении этого мира.

Это приводит к обращению внимания на алхимию как науку, а у авторов это находит отражение в художественных произведениях.

Вывод

Итак, причин для популярности готического романа и концепта алхимии в современном обществе существует несколько.

Во-первых, состояние самого общества. Оно концептуально напоминает готическое общество Эпохи Просвещения ,где готика, ее «нечеловеческим» была прочитана как альтернатива Философии Просвещения с человеком в ее центре. Кроме того, по мнению Дины Хапаевой , современное общество отражает ситуацию грядущего варварства, а, по сути , уже наступившего. Напомним, что готика считалась « варварством» ,опять же, во времена Эпохи Просвещения. В этом случае становится ясным почему готика стала символом фашизма. А сегодня, когда обстановка в мире настолько накалена , когда мы невольно становится свидетелями насилия и упадка ценностей, нельзя не задуматься о том, что общество действительно можно назвать « варварским».

Следующая причина возвращение к готике как стилю и ,в частности, к литературному направлению – возвращение к прежним идеалам. Это относится к возвращению идеалов красоты(например моды на подражание вампирам « красные губы, бледная кожа, выкрашенные черные волосы» ),а так же моделям поведения ( например, виктизм ) .

Так же у авторов в их произведениях находит свое место запрос людей на «готические» потребностей – потребностей «дешевых чувственных удовольствий, развлечений»( «cheap thrills»). Связано это с тем, что ритм сейчас очень напряженный, ненормированный, каждый день состоит из целого списка проблем. Таким образом, через готическую литературу люди и пытаются уйти в «другие миры», чтобы забыть реальные проблемы и погрузиться в воображаемые, которые потом так или иначе , но разрешаются автором произведения.

Следующий момент –научный. Возобновляется интерес к алхимии. Проводится очень много исследований , пишется много научных работ. Алхимия вновь становится востребованной- и как наука, и как источник сюжетов для произведений.

Нами были рассмотрены возможные причины подъема интереса к готическим произведениям и алхимии. В следующей главе мы рассмотрим как это происходит в конкретном произведении.

 

Глава 2

 

Итак ситуация с возвратом интереса к готике в нашем обществе накаляется. Попробуем теперь рассмотреть как это отражается у авторов, работающих в этой тематике на примере книги Питера Акройда «Дом Доктора Ди» и понять возможные причины такой популярности готического романа и возврата к алхимии.

Для начала следует сказать немного о самом авторе, чтобы стало понятно как он вообще пришел к написания данного романа.

Питер Акройд родился 5 октября 1949 года в Лондоне.

В 1971 году получил степень магистра в Кембриджском университете, затем два года провел в Йельском университете. По возвращении на родину он работал редактором в «The Spectator», а в 1986 году стал сотрудничать с лондонской «Times», где публиковались его книжные обзоры.

Свой путь в литературе Питер Акройда начинал с поэзии: в 1973 году вышел его дебютный поэтический сборник «London Lickpenny», затем «Сельская жизнь» (1978), «Развлечения Перли» (1987).

Известность писателю принесли романы «Большой лондонский пожар» (1982), «Хоксмур» (1985), «Чаттертон» (1987), «Первый свет» (1989), «Английская музыка» (1992), «Дом доктора Ди» (1993), «Дэн Лено и Голем из Лаймхауса, или Процесс Элизабет Кри» (1995) и литературно-биографические книги о Т. Чаттертоне, Ч. Диккенсе, О. Уайльде, Т.С. Элиоте, У. Блейке, Т. Море.

Акройду принадлежит несколько объемных историко-топографических книг, в том числе «Лондон», «Темза».

На самом деле, Акройд, работая над своими произведениями, всегда ориентируется на реальные исторические факты. Так или иначе, все его произведения имеют под собой историческую подоплеку. Важное место среди многочисленных произведений занимает жизнеописание его великого соотечественника Уильяма Шекспира. Изданную в 2005 году биографию, как и иные книги, написанные Акройдом об Англии и англичанах разных эпох, отличает глубочайшее знание истории и культуры страны.

Что интересно, практически сюжеты Акройда вертятся вокруг одной значимой географической точки- Лондон. Причем, речь сейчас идет не только о художественных произведениях (например, Лондонские сочинители / The Lambs of London (2004), Большой лондонский пожар / The Great Fire of London (1982) и т.д.), но также и о документальной прозе (Dickens' London: An Imaginative (1987), London: The Biography (2000)[6], Thames: Sacred River (2007)[7]

Акройд воспринимает город как кладезь мистических тайн, загадок, которые можно и нужно раскрывать, что он пытается делать в своих книгах.

И роман «Дом Доктора Ди» не является исключением. В нем действия разворачиваются так же В Лондоне,вокруг дома, который достался главному герою в наследство от него Джона Ди. Старый Лондон, в котором жил сам Ди и новый ,в котором живет его пращур, переплетаются настолько, что порой трудно сказать – то ли это книга о судьбе человека (Доктора Ди, собственно), то ли о городе и его перерождениях, то ли это философская притча о поиске, находке и добродетели путем познания вечного через алхимическое учение.

На самом деле, все эти вещи неразрывны. Дело в том, что Джон Ди- это не авторская выдумка. Такой человек реально существовал и не где-то ,а вЛондоне.

Джон Ди, (англ. John Dee; 13 июля 1527, Тауэр Уард, Лондон, Англия — 26 марта 1609, Мортлэйк, Лондон, Англия) — английский математик, географ, астроном и астролог . Считается,что он внес большой вклад в изучение герметического учения , для которого основой служат такие науки, как алхимия ,астрология и теургия. Другие известные последователи герметики- Джордано Бруно, Фулканелли , Парацельс, Алистер Кроули.

Как сообщает Wikipedia , Джон Ди был единственный сыном Роланда Ди, торговца тканями, занимавшего также незначительный пост при дворе. Семья Ди имела валлийское происхождение; фамилия Ди происходит от валл. du «чёрный».

С 1535 посещал школу в Чельмсфорде, Эссекс; в ноябре 1542 поступил в кэмбриджский Сэйнт-Джон Колледж, где изучал латынь, древнегреческий, философию, геометрию, арифметику и астрономию. По утверждению биографов, Ди отдавал занятиям по 18 часов в сутки, оставляя себе лишь 4 часа на сон и 2 часа на приём пищи. Главной его страстью была математика. Также увлекался механикой, интересовался картографией и навигацией.

В 1546 году Ди занялся астрономическими наблюдениями и составлением астрологических прогнозов. В том же году Ди получил степень бакалавра и стал членом совета колледжа. В декабре Ди вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа, вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа.

Будучи недовольным научной атмосферой в Англии, Ди в 1548—1551 отправился в путешествие по Европе. 24 июня 1548 он прибыл в Лувен, где находился один из крупнейших католических университетов Европы. Там Ди работал в сотрудничестве с Геммой Фризиусом и Герардом Меркатором. Последний вскоре стал его близким другом, Меркатор и Ди вместе конструировали новые модели Вселенной. В Лувене Ди написал два трактата по астрономии.

В 1550 Ди совершил поездку в Брюссель для знакомства и обмена опытом с тамошними математиками. По-видимому, именно в это время он познакомился и подружился с Педро Нуньесом. В том же году Ди отправился в Париж, где читал лекции по Началам Эвклида. Несмотря на молодой возраст, Ди показал себя блестящим лектором. Его выступления пользовались огромной популярностью. В следующем, 1551 году Ди получил предложение занять в Париже должность профессора математики, но ответил отказом.

Вернувшись в Англию, Ди в феврале 1552 поступил на службу к графу Пемброку, а в конце того же года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написал трактат о приливах. В том же году Ди познакомился в Лондоне с Джероламо Кардано: Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства.

В 1553, после прихода к власти католички Марии Тюдор, в Англии начались репрессии против протестантов. В августе был арестован отец Джона, Роланд Ди. Вскоре он был отпущен на свободу, но его финансовые сбережения были конфискованы. Значительное наследство, которое позволило бы Ди до конца жизни посвятить себя научным изысканиям, не заботясь о пропитании, было потеряно.

Несмотря на серьёзные финансовые трудности, Ди в 1554 отказался от предложения занять должность профессора математики в Оксфордском университете. Причиной отказа послужило недовольство Ди системой образования в Англии, в которой, по его мнению, слишком большой упор делался на преподавание риторики и грамматики (вместе с логикой составлявших академический тривиум) в ущерб более сложным искусствам квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия).

28 мая 1555 Ди был арестован «за вычисления» — в ту пору занятия математикой рассматривались обществом как нечто, близкое к колдовству. Возможно, имелись ввиду гороскопы, составленные Ди для Марии Тюдор и принцессы Елизаветы. Вскоре Ди было предъявлено также обвинение в государственной измене. Ди предстал перед судом Звёздной палаты и сумел оправдаться. Однако вместо освобождения он был направлен к радикально настроенному католическому епископу Боннеру для религиозного допроса. Ди, протестант по убеждениям, сумел оправдаться и на этот раз и в августе, после трёх месяцев заключения, был освобождён . Более того, через некоторое время он стал товарищем «кровавого Боннера». После ареста Ди потерял свои источники дохода; примерно в то же время скончался его отец, не оставив сыну практически никакого наследства. К тому же, теперь Ди приходилось скрывать своё вероисповедание. Ди всячески дистанцировался от конфликта католиков и протестантов и, судя по всему, был вполне лоялен католическому режиму, подвергшему его суду. Существует однако версия, согласно которой Ди действовал как шпион протестантов при дворе. Неприятности с властью преследовали Ди всю его жизнь.

15 января 1556 Ди представил Марии Тюдор захватывающий план учреждения Королевской библиотеки, в которой предполагалось собрать все важные книги по всем отраслям знания. План Ди был отвергнут, и вместо этого учёный принялся за составление личной библиотеки в своём доме в Мортлейке. Несмотря на финансовые затруднения, Ди увлечённо собирал научные труды по всей Европе. Его библиотека, уже при его жизни ставшая крупнейшей в Англии, привлекала многих учёных того времени и превратилась в крупнейший научный центр за пределами университетских стен.

В 1558 году после смерти Марии I Тюдор на престол вступила Елизавета Английская, восстановившая в Англии протестантизм. Ди быстро оказался в фаворе у новой королевы, что довольно-таки странно, учитывая его сотрудничество с прежним режимом (отсюда предположение о шпионской миссии Ди). Елизавета сделала Ди своим личным астрологом и советником в делах науки; Ди сам назначил наиболее благоприятную дату коронации Елизаветы на основании составленного им гороскопа.

В 1561 году дополнил и расширил «Основы искусств» — знаменитую книгу по математике Роберта Рекорда. В 1564 подтвердил свой статус «великого волшебника», издав свою самую известную и амбициозную книгу по Каббале и геометрической магии, озаглавленную Monas hieroglyphica (Иероглифическая Монада), в том же году поселился в Мортлейке (неподалёку от Ричмонда), его дом превратился в неформальную академию для поклонников герметизма елизаветинских времён. Здесь были комнаты для хранения научных приборов, помещения для проживания студентов и библиотека, занимавшая около 5 комнат. Библиотека Джона Ди охватывала всё Возрождение и являлась одной из самых больших научных библиотек Англии. В 1570 году написал предисловие к английскому переводу Евклида. В 1576 году вместе с Мартином Фробишером пересёк Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток. В 1577 году была издана его книга «Искусство навигации», в которой выступал за создание постоянно действующего британского флота. В 1582 году Джон знакомится с Эдвардом Келли, преступником и шарлатаном, который, притворившись знатоком оккультных наук[источник не указан 287 дней], обманул Джона. Келли сотрудничал с Ди 6 лет, до 1589 года, навсегда разрушив образ Ди как великого мага эпохи Возрождения и оставив несмываемое пятно на его биографии[источник не указан 287 дней]. В 1583 году реформировал для Англии юлианский календарь и отправился на континент. В 1584 жил в Праге под покровительством Рудольфа II, императора Священной Римской империи, интересовавшегося герметикой, в 1585 посетил Краков, где объяснил принципы герметической магии королю Польши, в 1586 вернулся в Прагу.

Ди вернулся в Англию в 1589. За шесть лет его отсутствия библиотека в Мортлейке, в создание которой Ди вложил столько сил и средств, была разворована, многие ценные книги и научные инструменты утрачены.

Вскоре после возвращения Ди познакомился с Томасом Хэрриотом. Вдвоём они обсуждали предъявленные Хэрриоту и Рэли обвинения в атеизме, а также различные вопросы математики и естественных наук. В 1590 Хэрриот послал Ди копию одного из своих трудов с надписью «Моему дорогому другу».

В течение нескольких лет Ди пытался добиться назначения на какой-нибудь пост и компенсировать материальные потери, понесённые за время путешествий с Келли. Сперва он добивался назначения на должность Магистра Креста Св. Иоанна (?). Его прошение было одобрено Елизаветой, при условии, что своё согласие даст также архиепископ Кентерберийский. Однако тогдашний архиепископ Джон Уитгифт так и не дал своего одобрения.

В 1592 (1596) Ди, наконец, был назначен ректором Колледжа Христа в Манчестере. Однако он с трудом справлялся со своими обязанностями, поскольку находившиеся под его началом коллеги не желали подчиняться «злому волшебнику». Вполне возможно, что Елизавета назначила Ди на этот пост в первую очередь для того, чтобы удалить его из Лондона.

В 1605 в Манчестере разразилась чума, унёсшая жизни жены Ди и нескольких его детей. Ди переехал в Лондон, где и умер в бедности в конце 1608 или в начале 1609.

Ди трижды был женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией. Джон Обри даёт следующее описание внешности Ди: «Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно-белая борода. Очень красивый человек».

Достижения

Мировоззрение

Ди был набожным христианином, но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся в эпоху Ренессанса.

Ди верил, что число есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мира Господом было «актом исчисления». Из герметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Ди упражнения в каббале и вызове ангелов (которые были основаны на нумерологии) и углублённые занятия навигацией и другими приложениями математики) нисколько не противоречили друг другу, как мы можем полагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности.

Своей целью Ди считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и создание таким образом всеобщей мировой религии.

Что важно, Джону Ди приписывают авторство (мистфикацию) Манускрипта Войнича.[8]

Джон Ди являлся архитектором идеи Британской империи, был магом эпохи Возрождения и настоящим «елизаветинцем».

Енохианская Магия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементов Посвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари. Впоследствии, Енохианская Магия была использована Алистером Кроули, написавшим по мотивам своих видений книгу "Видение и Голос"[2]. В настоящее время в Западных странах Енохианская Магия достаточно широко распространена в кругах людей увлекающихся эзотерикой, и является внушительным наследием, оставленным Джоном Ди миру.

Таким образом, Джон Ди является довольно- таки знаимой фигурой в истории ,и его персона по сей день вызывает споры и представляет собой огромное поле для размышлений и творчества. В художественной литературе Джон Ди встречается:

В знаменитом романе Густава Майринка «Ангел Западного окна» (Der Engel vom Westlichen Fenster, 1927) Джон Ди является одним из двух главных действующих лиц.

-В рассказе «Ужас Данвича» (The Dunwich Horror, 1928) Говард Ф. Лавкрафт приписывает Ди перевод Некрономикона на английский язык.

-Доктор Ди появляется в романе Майкла Муркока «Глориана» (1978).

Американский писатель Джон Краули сделал Джона Ди и Джордано Бруно героями тетралогии «Эгипет» (Ægypt, 1987-2007).

-Джон Ди неоднократно упоминается в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» (1988) как приверженец герметической традиции.

-Герой романа Питера Акройда «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1994) приобретает в собственность дом, некогда принадлежаший Ди, и его судьба оказывается переплетённой с судьбой покойного учёного.

-Американский киноактёр и писатель-фантаст Армин Шимерман написал трилогию «Принц купцов» (The Merchant Prince, 2000—2003, первые два романа в соавторстве), где попытался дать научно-фантастическое толкование магическим практикам Ди и даже заставил последнего совершить путешествие в будущее.

-Джон Ди, наряду с другими известными личностями той эпохи возникает на страницах исторического романа Филиппы Грегори «Дурак Королевы» (The Queen’s Fool, 2004), действие которого происходит в 1550-е гг.

-Дом некого "великого мага Доктора Ди" упоминается в третьей главе первого романа трилогии Филипа Пулмана "Тёмные Начала".

Теперь вновь вернемся к книге Акройда и посмотрим как у него разворачивается история Доктора Ди и его связь с алхимическим учением.

Роман завязывается на том, что двадцатидевятилетний лондонец Мэтью получает в наследство от отца старинный дом; выясняется, что в XVI веке на этой жилплощади размещался доктор Ди, черный маг, алхимик и фокусник. И специализировался этот Ди, в частности, на создании гомункулусов. Роман двухъярусный: нечетные главы -про век шестнадцатый, про приключения Ди и его напарника Эдварда Келли, четные – про новоиспеченного владельца дома Мэтью.

Джон Див этой книге служит, прежде всего, в качестве связи между настоящим и прошлым дома, внутри которого развора чиваются действия. За счет таких частых переходов в Елизаветинскую Англию и в Англию наших дней ,за счет параллельности повествования создается ощущения еврейского текста –столба, где время показывается не как линейное, а как параллельное. Это связано с понятием Бейт- Мидраш[9], где основным принципом является рассмотрения какого-то понятия, предмета, действия , принципа, события , явления или персоналии через разные тексты.

В чем есть здесь аналогия с еврейским текстом, так это в том, что в еврейской традиции запрещено изображение человека( портреты, например),таким образом вся передача образа человека, его качеств и т.д. осуществлялась изначально через текст, отсюда такое большое количество книг в еврейской культуре. Так вот, в данной книге мы так же можем наблюдать описание человека не только через события, напрямую с ним связанными , не только через время ,но и через пространство.

Дом в этой книге есть некий портал для перемещения из одного времени в другое. Нередко Мэтью, тот персонаж, что живет в наши дни, видит то,что не должен видеть, видит отрывки из прошлого.

Интересно заметить, что роман Питера Акройда «Дом Доктора Ди» является своего рода путеводителем по миру алхимических фолиантов, энциклопедией для начинающих адептов алхимического учения .Так , на страницах «Дом Доктора Ди» можно встретить ссылки на такие книги ,как De verbo mirifico, De arta caballistica, De occultia philosophia, Clavicula solomonis [10] и многие другие, о которых большинство современных людей услышат первый раз. А вот во времена Джона Ди, напротив- каждый шарлатан ,выдававший себя за алхимика или ученого любой другой области , обязан был иметь хотя бы маленькое представление о содержании этих Книг.

И все же, пробегаясь по названиям этих книг, наблюдая как персонажи тратят все время, усилия и деньги на теорию и практику тех положений , на которые эти книги опираются, нельзя не задаться вопросами. Для чего нужно было это знание? Что искали его адепты? Что оно давало, к чему приводило и чем на самом деле все это заканчивалось? А главное- почему сейчас авторы вновь и вновь к этому возвращаются?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно углубиться в сравнительный анализ главных героев романа- Джона Ди и Эдварда Келли. Интересно заметить, что персонажи являются своего рода двумя крайностями одного образа- адепта алхимии. И если один делает это, больше склоняюсь к стороне Добра(Джон Ди), то второй (Эдвард Келли) к стороне Зла. Разумеется, когда речь идет об алхимии, то такие понятия как Добро и Зло являются не совсем уместными ,но в данном случае они используются для архетипичного обозначения бинарности. Итак ,Джон Ди исследует алхимию как способ понять устройство мира, проникнуть в тайны бытия. С первых страниц романа нам становится ясным ,что цель его – -не богатство и слава, а знания ,служащие для помощи в том, что ему важно. Джон Ди в поиске harmonia mundi[11] Он уже давным-давно понял принцип Парацельса[12], согласно которому материальный мир есть просто напросто сгустившийся дым. В материальном мире исследовать что-то нет смысла. И тогда Джон Ди исследует высшие сферы, параллельные измерения. Согласно все тому же Парацельсу, все существующее на небесах ,есть и в самом человеке, и все духи существуют внутри нас. Таким образом, если познать устройство в нематериального, то можно автоматически помочь себе в материальном мире. И этим и занимается прославленный Джон Ди. Следую принципу «что наверху,то и внизу и наоброт» ,он занимается врачевательством. Причем , обычных врачей он презирает за их гнилостность, не желания развиваться и страх ответственности( они лучше пропишут «сиропчик», чем возьмутся за операцию).

Но не стоит, безусловно, идеализировать образ Доктора Джона Ди. Помимо, познаний в метафизической сфере , он любит припить вино ,покутить даже, не всегда должным образом обращается с женой. Не говоря уже о том, что он находится в постоянном контакте с «темным миром» духов и субстанций, враждебных человеку. Между тем, этот образ неизбежно вызывает сочувствие . Его считают то шарлатаном, то величайшим ученым, его притесняют, обвиняют в еретичестве, сажают в тюрьму и т.д. И даже когда мы узнаем, что он создает гомункулусов, самовоспроизводящихся каждые тридцать лет, все равно на уровне самоуспокоения хочется сказать себе, <



2020-02-04 160 Обсуждений (0)
Основные произведения ,созданные на рубеже XVIII и XIX веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные произведения ,созданные на рубеже XVIII и XIX веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)