Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II . Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе



2020-02-04 441 Обсуждений (0)
II . Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Практическое изучение особенностей детской субкультуры проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Материалы к исследованию были разработаны на основе статьи Н.Михайленко, Н.Коротковой «К портрету современного дошкольника» (7).

Цель исследования: выявить особенности субкультуры современных дошкольников.

Для реализации поставленной цели был проведён опрос детей старшего дошкольного возраста. Было опрошено 16 детей в возрасте 6-7 лет. Вопросы охватывали следующие темы:

1. Отношение ребёнка к сообществам взрослых, школьников и своему собственному, ориентация на переход в будущем в сообщества школьников и взрослых.

2. Характер детских проблем и круг лиц, которым ребёнок мог бы доверить свои проблемы.

3. Отношение к воспитателю дошкольного учреждения как представителю взрослого сообщества.

4. Предпочтения детей в сфере книг, музыки, телевидения, игр и общения со сверстниками.

Результаты исследования занесены в таблицы (см. Приложение).

Первая тема предусматривала ответы детей на следующие вопросы:

1) Как ты считаешь, что обычно делают взрослые, чем они заняты? Что обычно делают школьники? Что делают маленькие дети, которые ещё не ходят в школу?

2) Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым, школьником или маленьким ребёнком? Почему ты так считаешь?

3) Хотелось бы тебе быть взрослым? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

4) Хотелось бы тебе быть школьником? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

Отвечая на первый вопрос, 56% детей отметило, что взрослые выполняют различные бытовые дела (убирают квартиру, моют посуду, стирают и т.д.). Они также ходят на работу, причём конкретно на профессию указал лишь один ребёнок (6%) (мама в больнице работает, папа плотничает). Для остальных детей (37%) «работа» взрослых не связана с чем-либо определённым. Многие дети (31%) отметили, что взрослые получают деньги.

2 ребёнка (12%) среди занятий взрослых выделяют воспитание детей и написание дома планов. Скорее всего, на это повлияло то, что мамы девочек работают в дошкольном учреждении воспитателями.

Из всех детей один ребёнок (6%) отметил, что взрослые смотрят телевизор. Остальные дети (94%) не отметили свободное времяпровождение взрослых, их занятия помимо работы и бытовых дел.

Говоря о школьниках, дети характеризовали их деятельность в общем виде – «учатся», «делают уроки», «выполняют домашние задания», «уроки учат», «в школу ходят», а также через конкретные учебные дела и атрибутику, характерную для школы: «сидят за партами и хорошо слушают учителя», «после звонка сидят за партами», «пишут, математику делают», «учатся, у них есть перемены», «учатся на «5», «читают». Ни один из опрошенных детей не отметил свободную деятельность школьников и их быт.

Отвечая на вопрос, касающихся маленьких детей, испытуемые выделяли игру, посещение детского сада. Некоторые ответы детей (44%) отражали различные режимные моменты жизни малышей: «играют, спят, кушают, гуляют», «гуляют, кушают и лягут спать». 1 ребёнок (6%) отметил, что в детском саду детей учат. Таким образом, дошкольники достаточно адекватно дали ответы на вопросы, касающиеся деятельности взрослых, школьников и маленьких детей, но следует отметить, что представления о взрослых складывались в основном на примере своих родителей.

В роли взрослого и школьника детей дошкольного возраста привлекает возможность «свободы действия»: им доступно то, что недоступно дошкольникам, и они могут делать то, что нельзя маленьким детям, а также могут не делать то, что для дошколят является обязательным. Кроме этого, статус школьника оказался привлекательным для детей благодаря своеобразной атрибутике.

Вместе с этим, дети осознают ответственность взрослых и школьников, в результате чего не все ещё могут принять эти роли для себя.

Рассматривая вопрос сравнительной оценки статуса взрослого, школьника и маленького ребёнка, трое из опрошенных детей предпочли быть маленьким ребёнком, 9 детей (56%) – школьниками, 5 детей (31%) захотели быть взрослыми.

Многие испытуемые не смогли объяснить причину выбора. Другие дети отметили, что в роли маленького ребёнка их привлекает возможность играть в детском саду (Бахтина Лера), в роли взрослого – возможность делать то, что не может делать ребёнок: «выйти замуж» (Жохова Настя), «на машине ездить, много денег зарабатывать» (Сиротин Коля). Ломилов Кирилл хочет быть взрослым мужчиной, как папа. В этом случае оказывает влияние пример отца ребёнка.

Дети, считающие, что лучше быть школьником (19%), руководствовались желанием учиться, быть умным, тем, что «нужно учиться», и «учиться – это очень хорошо». Из этого следует, что детей привлекает возможность научиться чему-либо новому.

Соколова Кристина отметила, что школьникам «спать не надо», то есть, её привлекала возможность не выполнять обязанности, которые ей не нравятся. Желудева Даша выражает желание быть школьницей и ходить в 11 класс потому, что среди её окружения есть знакомые девочки-сестрички, которые учатся в 11 классе.

На прямые вопросы относительно желания быть школьником или быть взрослым 13 детей (81%) дали положительный ответ на 1-й вопрос и 16 детей (100%) - на 2-й вопрос, хотя не все смогли объяснить причину этого. Мотивами положительных ответов явились более расширенные возможности взрослых и школьников, новизна в их деятельности по сравнению с деятельностью детей. Желудева Даша ответила, что не хочет быть взрослой, так как надо много работать.

Анализируя ответы детей по данной группе вопросов, можно предположить, что дети разделяют сообщества взрослых, школьников и маленьких детей, понимают их различия и уже примеряют к себе ту или иную роль.

Для того, чтобы выяснить характер детских проблем и круг лиц, которым ребёнок мог бы доверить свои проблемы, детям были заданы следующие вопросы:

1) Бывает так, что ты сильно огорчаешься, расстраиваешься? Из-за чего ты больше всего огорчаешься?

2) Кому чаще всего рассказываешь о своих огорчениях?

4 детей (25%) отвечая на первый вопрос, указывают на ситуации, возникающие при общении с взрослыми: «когда ругает мама или папа, когда меня долго не забирают от бабушки» , «когда меня ругают, когда я уронил вазу, что-то делал неправильно», «мама не включает песню, которую хочу» , «когда не в тот в магазин сходила, что-то не то купила» . Два ребёнка (12%) указали на проблемы, возникшие в семье или с членами семьи: «с мужем расстаёмся», «из-за мамы, её огорчают на работе, её подруги деньги из серванта крадут», ещё два (12%) – на проблему в общении со сверстниками: «девочки обижают», «Миша от меня уходит» (Миша - друг). 3 детей (19%) указали на то, что их обижают, но не назвали конкретных обидчиков. 2 ребёнка (12%) огорчены тем, что нужно рано вставать, двое детей (12%) отметили, что бывают ситуации, когда они расстроены, но не указали, какие именно Из этого следует, что детские проблемы чаще возникают в отношениях со взрослыми, особенно с близкими людьми, но имеют место и проблемы взаимоотношения со сверстниками.

О своих огорчениях 13 детей (81%) чаще всего рассказывают своим родителям, бабушкам, брату , 2 ребёнка (12%) воспитателю, 2 ребёнка (12%) никому, 1 ребёнок (6%) подруге. Следовательно, дети предпочитают для таких разговоров близких людей. Для большинства детей воспитатель не входит в число значимых для ребёнка лиц. 1 ребёнок не рассказывает о своих проблемах никому. Это уже должно насторожить взрослых.

Для того чтобы выяснить отношение детей к воспитателю дошкольного учреждения как представителю взрослого сообщества, были заданы следующие вопросы:

1) Что делает воспитатель в детском саду?

2) Хотелось бы тебе быть воспитателем? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

3) Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

4) О чём с тобой воспитатель обычно разговаривает?

Большинство детей видят роль воспитателя в том, чтобы так или иначе работать с детьми. 9 человек (56%) отметили, что воспитатель проводит занятия, смотрит за детьми, ходит гулять, читает книжки, укладывает спать. 2 ребёнка (12%) ответили на вопрос обобщённо (работает, дела делает), 2 ребёнка (12%) выдели дисциплинарные функции (детей ругают, наказывают, садят на стул).  Для 4 детей (25%) воспитатель не является партнёром по игре, хотя они очень этого хотят. Дети отмечают занятость воспитателя другими делами помимо детских игр. Часто даже разговаривают с детьми они лишь тогда, когда в этом назревает острая необходимость или же на занятиях. Большинство детей (11 человек – 69%) не видит воспитателя в роли интересного собеседника, хотя и находится несколько ребят (5 детей – 31%), которые указывают на общение взрослых и воспитанников на разные темы.

 Дети осознают как трудность работы воспитателя, так и важность и интересность. В связи с этим отмечается как положительная, так и отрицательная мотивация на предмет представления себя в роли воспитателя.

2 ребёнка (12%) представляют роль воспитателей довольно интересно: «Ходят к заведующей д/с и просят денег на день рождения, занять в долг до получки. У воспитателя мало денег, а у нянечек ещё меньше. Воспитатель ходит по коридору»; «Ходит к медикам и по коридору». То есть, скорее всего, дети указывают на то, что им наиболее ярко запомнилось, теряя за этим смысл основной работы воспитателей.

На вопрос «Хотел ли ты быть воспитателем?» положительно ответили 9 детей (56%), трое из них (19%) смогли обосновать ответ: «Я люблю детский сад и озорных детей», «она учит детей», «это интересно». Следует, что этих детей привлекает сама работа воспитателя.

6 человек (37%) дали отрицательный ответ, из них 3 ребёнка (19%) обосновали ответы следующим образом: «надо учить, а это трудно», «надо ухаживать за детьми, лучше пойти ан работу и лучше быть в школе учителем или директором», «не хочу работать с маленькими детьми, они всё разбрасывают, плачут». Таким образом, дети понимают трудности работы воспитателей, и это их не привлекает.

15 детей (94%) из 16 опрошенных хотели бы, чтобы воспитатель играл с детьми. Не смотря на то, что никто из детей не оценил воспитателя как партнёра по играм, отвечая на предыдущий вопрос, 4 ребёнка (25%) отметили, что воспитатели играют с ними, и детям это нравится. 3 из детей (19%) считают, что воспитатели не играют с ними, так как «они заняты и всё время пишут», «воспитатели не играют, им надо деньги зарабатывать», «воспитатель не играет с нами, а только занятия проводит».

Отвечая на вопрос о содержании разговоров воспитателей и детей, выяснилось, что тематика достаточно разнообразна. 4 (25%) ребёнка выделили разговоры об отдыхе, о жизни, о ребятах в группе, о правилах поведения, о семьях воспитателей. 3 из детей (19%) отметили, что воспитатель разговаривает с ними только на занятиях. С 2-мя детьми (12%) воспитатель общается лишь в крайних случаях: «когда меня ругают, тогда со мной и разговаривают», «разбирает случай, когда что-то случилось». 3 ребёнка (19%) ответили, что воспитатели с ними не разговаривают.

Из этого можно сделать вывод, что в большей части общение детей и воспитателя носит формальный характер. Дети не видят в нём интересного собеседника.

В следующем блоке нам было необходимо выяснить, какие увлечения присущи детям, каково их отношение к миру книг, музыки, телевидения, а также особенности детских игр, их предпочтения в этой сфере деятельности и в общении со сверстниками.

Детям были заданы следующие вопросы:

1) Что ты больше всего любишь делать?

2) Какую книгу ты больше всего любишь?

3) Какая передача по телевизору тебе больше всего нравится?

4) Какая песня или музыка тебе больше всего нравится?

5) Как ты любишь играть?

6) Ты любишь играть один или с детьми? Вдвоём с кем-нибудь или когда много детей? Почему тебе так больше нравится?

7) О чём ты со своими друзьями любишь поговорить?

Из общего числа детей 11 человек (69%) указали на игровые занятия: играть в кукольном уголке, играть, прыгать на батуте, играть с братом, постройки делать, играть машинкой на пульте управления, строить из материала, играть в машины, куклы, гулять. 1 ребёнок (6%)ответил, что любит играть на компьютере. 4 ребёнка (25%) указали на другие занятия: мыть посуду, ходить в магазин, прибирать игрушки, помогать маме. Исходя из этого можно предположить, что детей привлекают более «взрослые» занятия.

Говоря о своих любимых книгах, 5 детей (31%) называли сказки: «Про Золушку», «Про Дюймовочку», «Про репку», «Про Деда Мороза». 2 ребёнка (12%) отметили «Смешарики», ещё 2 – «Про дядю Фёдора. 1 ребёнок (6%) указал на книжки «Бритни Крошка», «Болтливая Женя». 2 девочки (12%) представили любимой книжкой раскраску. 3 ребёнка (19%) дали обобщённые ответы: «тачки – про машины», «про насекомых», «про машины и насекомых». Лишь 2 ребёнка (12%) назвали свои любимые произведения с указанием авторов: «Озорные стихи» А.Барто, «Лукоморье» А.Пушкина.

Ответы детей на вопрос «Какая передача по телевизору тебе больше всего нравится?» показали, что большее место из просмотренного по телевидению занимают взрослые фильмы и передачи. Среди них: «Татьянин день», «Истории Букиных», «Большие гонки», «Поле чудес», «Солдаты», «Картун-Некво», «смешное», «Про полицейских», «новости». 3 ребёнка (19%) в дополнение к этому назвали мультфильмы, 2 детей (12%) – передачу «Детский мир».

Никто из детей, отвечая на данный вопрос, не указал всеми любимую ранее передачу «Спокойной ночи, малыши!». И не удивительно: в это время по другому каналу взрослые смотрят фильм «Татьянин день».

В числе любимых песен детей в большинстве своём оказались песни, исполняемые современными эстрадными исполнителями: «Знаешь ли ты», «Чёрные глаза», «Самолёты», «Сиреневый рой», «Аты-баты», «Белые кораблики» (взрослый вариант). 4 ребёнка (25%) не выдели конкретных произведений: «релакт», «турецкая», «любая музыка», «крутая». 3 детей (19%) назвали музыку из телепередачи, к/ф и м/ф: «Спокойной ночи, малыши!», «Джеттикс», «Человек-Паук».

Таким образом, на предпочтение детей в сфере книг, музыки, телепередач оказывает влияние та обстановка, которая окружает ребёнка дома. Современные дети вынуждены принимать то, что слушают, смотрят взрослые, воспринимать те книги, которые предлагают родители своим детям. Во многом всё это далеко от того, что рекомендовано программой дошкольного учреждения.

Среди предпочитаемых игр детьми были выделены традиционные детские игры: «дочки-матери», «в семью», «в прятки», «в войну», «в дом», названы игры «в полицейских», «в гонки», «в пиратов», «в свинку». 1 ребёнок (6%) назвал игру «в считалки», 1(6%) – игру на компьютере. Некоторые дети называли не игру, а игрушки, с которыми они предпочитают играть (куклы).

В большинстве своём дошкольники играют в игры, типичные для детской субкультуры. Этот позитивный момент радует.

В процессе исследования нами было отмечено, что все дети предпочитают играть со сверстниками. Никто из детей не назвал индивидуальную игру. Из них 3 ребёнка (19%) указали на игру малой группой. Остальные дети (81%) предпочли играть «со всеми», но причину такого выбора обосновать не смогли.

Отвечая на вопросы, касающиеся темы разговоров детей друг с другом, большинство из опрашиваемых затруднялось дать конкретные ответы на поставленный вопрос. Поэтому достаточно глубоко проанализировать содержание всех детских разговоров друг с другом не удалось. Мы смогли лишь получить общее представление о темах бесед детей.

5 человек (31%) выделили темы об играх, о том, как они будут играть. 4 ребёнка (25%) дали обобщающие ответы: «о разном», «о секретах», «о важном», «о разном, что слышали у мамы и папы». 4 ребёнка (25%) несколько конкретизировали свои высказывания: «о жизни на земле животных, людей», «о папиной машине», «о воспитателе – как она красива и хороша». 1 ребёнок (6%) разговаривает с другом о книгах. 2 девочки (12%) приглашают подруг в гости. 1 из детей (6%) не ответил на вопрос.

Из этого следует, что темы разговоров достаточно разнообразны. Они касаются обычной игровой деятельности детей, в них встречается обсуждение взрослых. Также просматриваются и детские размышления типа философствования.

Чтобы дополнить мы предложили детям рисование на тему «Я и мои друзья». Из 16 человек 5 детей (31%) не смогли выполнить работу. Остальные дети с заданием справились и прокомментировали содержание рисунков (см.Приложение).

7 детей (44%) изобразили себя рядом только со сверстниками своей группы д/с. 1 ребёнок (6%) нарисовал себя рядом с другом из группы и девочкой оттуда, «где живёт папа» (это другая семья). 3 ребёнка (19%) в своих рисунках окружили себя детьми нее из д/с: братья, сёстры, тетя, дети со двора. Большинство детей имеет друзей их числа своей группы, а некоторые дети считают своими друзьями родственников.

Среди детей, предоставивших нам свои рисунки, чётко выделяются пары мальчиков: Сиротин Коля – Поваров Кирилл, Сиротин Коля – Краев Никита, Поваров Кирилл – Краев Никита. Дети взаимно выбрали друг друга, отразив это на рисунке. Т.о. можно предположить, что в коллективе группы складываются постоянные взаимоотношения между некоторыми мальчиками. Среди девочек таких взаимоотношений выделить не удалось.

Из рисунков детей следует, что 6 человек (37%) предпочитают иметь 2 друзей, 3 ребёнка (19%) – одного друга (подругу). 1 ребёнок (6%) изобразил на своём рисунке 4 человек, которых считает друзьями.

Из этого можно сделать предположение о том, что играть дети предпочитают большой группой, а друзей имеют в небольшом количестве.

Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к следующим выводам. У детей подготовительной группы № 4 МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» выделяется конкретные представления о взрослых, детях и школьниках, складываются определённые впечатления о работе воспитателей и их общении с детьми. У воспитанников группы есть круг своих проблем и круг лиц, с которым они могут поделиться с проблемами. Также у каждого ребёнка имеются свои предпочтения в сфере книг, музыки, телепередач, на которые оказывают влияние особенности домашней обстановки и культурного уровня родителей. У детей есть свои любимые занятия, предпочтения в сфере игр и общения со сверстниками. Кроме этого можно выделить тематику разговоров детей друг с другом, среди которых просматриваются первые философствования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной группе сложилась своя небольшая детская субкультура со своими особенностями.

Так как для проведения нашего исследования мы использовали материалы из статьи Михайленко Н., Короткова Н. «К портрету современного дошкольника», то нам было интересно сравнить наши данные с теми, которые были получены около 14 лет назад, и выяснить, какие изменения произошли в детской субкультуре, чем субкультура современных дошкольников отличается от субкультуры этой возрастной группы детей того времени, в чём просматривается сходство. Отметим наиболее яркие моменты.

Явное сходство просматривается в вопросах, касающихся отношений ребёнка к сообществам взрослых, школьников и детей. Большинство современных опрошенных детей и детей прошлых лет одинаково представляло то, чем занимаются те или иные группы этих возрастных категорий. Всеми были отмечены примерно одинаковые мотивации привлекательности статуса взрослого и школьника (степень свободы и атрибутика), а также маленького ребёнка (возможность играть и не касаться трудностей). Отмечено, что современные дети более позитивно относятся к желанию быть школьником. Они дали меньшее количество отрицательных ответов (38% в 1993г. и 87% в нашем исследовании).

По вопросам, касающихся детских проблем и лиц, кому бы они могли доверить эти проблемы, получились примерно одинаковые результаты в обоих экспериментах по качественным характеристикам: сходные проблемы (взаимоотношения со сверстниками и проблемы с близкими для детей людьми). Как и в 1993 году, современные дети могут довериться маме, папе, бабушке, брату, сестре, друзьям. Присутствуют дети, которые никому не рассказывают об этом.

Следует отметить, что среди любимых занятий у современных детей стали появляться более «взрослые» занятия: походы в магазин, помощь родителям, тогда как в 1993 г. все дети указывали на игру. Видимо, наши дошкольники с малых лет приобщаются к заботам взрослых, принимают в них активное участие.

Сходные результаты были получены по вопросу относительно роли воспитателя детского сада. Это присмотр за детьми, забота о них. Перешли из прошлых лет в наше время проблемы наказания детей в детском саду. Как и раньше, детей наказывают, ругают.

Современные дети в большей степени желают видеть воспитателя играющим (78% - 1993г., 94%- наши дети). Видимо, этого им недостает.

В мире музыки обе группы детей обнаружили предпочтение современной музыки, характерной для своего времени. А вот телепередачи, которые смотрят дети, значительно «повзрослели». Если в 1993г. 78% детей указало на детские передачи, то в нашем случае это число снизилось до 31%. Думается, взрослым есть, над чем поразмыслить.

Отрадно то, что дети нашего времени и 1993г. отдают предпочтение традиционным играм. Также оказались сходными и некоторые темы детских разговоров.

Таким образом, можно сказать, что в детской субкультуре просматриваются некоторые изменения, так как меняется мир, окружающая среда, общество, меняются культурные ценности. Но многое остаётся неизменным, стабильным. Это ещё раз доказывает то, что детская субкультура с одной стороны динамична, а с другой стороны – постоянна, и часть её переносится из поколение в поколение, как и должно быть.

 


Заключение

 

Целью данной работы было изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе. Для достижения цели нами были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены теоретические подходы к понятию субкультуры, выделены её признаки и виды.

2. Раскрыты особенности детской субкультуры.

3. В практической части работы изучена субкультура детей старшего дошкольного возраста в конкретной группе.

4. Проанализированы полученные результаты и сделаны выводы.

В дополнение к поставленным задачам мы сравнили наше исследование с исследованием, поведённым Михайленко Н., Коротковой Н. в 1993г, где отметили различие и сходство в полученных данных.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.

 


Литература

 

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: «Академия», 1999.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2002.

4. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, № 4.

5. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.

6. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.

7. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. В.А.Сластёнина. – М.И «Академия», 2000.

9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.

10. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: «Академия», 2002.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1978.

 

 



2020-02-04 441 Обсуждений (0)
II . Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II . Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)