Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА I . Орфографические игры и игры на орфографическую зоркость



2020-02-04 920 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . Орфографические игры и игры на орфографическую зоркость 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
 ГЛАВА I. Орфографические игры и игры на орфографическую зоркость
1.1 Орфографические игры…………………………………………………5
1.2 Орфографическая зоркость……………………………………………..9

1.3 Вывод по главе…………………………………………………………..14

 

 

Введение

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей . В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. [3, с.276]

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает, во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая), во- вторых, из-за не разработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.

Проблема исследования заключается в том, что учителю начальных классов необходимо использовать наиболее эффективные методы и приемы формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.

Цель: изучение особенностей формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе; выявление наиболее эффективных методов и приемов формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.

Объект: орфографическая зоркость.

Предмет: методы и приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза: формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в начальной школе возможно при наличии следующих условий:

- при соблюдении систематической и планомерной работы по формированию орфографической зоркости;

- при применении традиционных (диктанты, изложения) и современных (тестирование, информационно-коммуникативных технологий) методов формирования орфографической зоркости.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

- раскрыть понятие орфографической зоркости;

- рассмотреть этапы формирования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка;

- изучить методы и приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе;

- выявить уровень сформированности орфографической зоркости младших школьников

Методы исследования:

1. Теоритические методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, систематизация, обобщение.

2. Эмпирические методы исследования: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, наблюдение.

3. Математические методы обработки данных исследования.

База исследования: Удмуртская Республика, Увинский район, МОУ «Нылгинская СОШ», учащиеся 3 класса.

ГЛАВА I . Орфографические игры и игры на орфографическую зоркость

Орфографические игры

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.

Темы игры в педагогическом процессе очень актуальна, т.к. игра это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самосуществования. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. [1, с.154]

Есть отрасль медицины и психологии — игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок.

Таким образом, игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так и на уроках русского языка используют орфографические игры, для развития орфографической зоркости.

Орфографические игры – это игры, которые способствуют формированию орфографических умений и навыков правильного письма.

Орфографические игры являются хорошим средством для формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка, они способны привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ими необходимо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения. [9, с.34]

Обучение орфографии в начальных классах всегда является одной из самых важных задач. При подготовке к уроку русского языка перед учителем встают вопросы: как помочь обучающемуся грамотно писать? как сформировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучающихся правилам правописания. [16, с.92]

В осуществлении данной проблемы помогают орфографические игры, позволяющие видеть и воспринимать орфографические правила, алгоритмы их применения, способы проверки орфограмм.

Игра позволяет обучающемуся развивать способность к самоопределению, включаться в учебные виды деятельности и формы общения с другими людьми. Она учит учебной самостоятельности, формирует умение учиться с желанием, выполнять самоанализ собственной жизнедеятельности. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале. А это саморазвитие с опорой на подсознание , разум и творчество. Применение орфографических игр способствует повышению прочности и качества усвоения знаний, мотивации учения, интереса к предмету. Орфографическая игра должна соответствовать содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока.

Нельзя не отметить и воспитательное значение орфографических игр. Они воспитывают в обучающихся доброжелательность, инициативность, работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний обучающихся.

Следует помнить, что формирование орфографической грамотности зависит от уровня орфографической зоркости, от умения находить орфограммы, определять их и осуществлять самопроверку написанного. Орфографическая зоркость развивается в результате целенаправленных, систематических упражнений, обеспечивающих восприятие и запоминание орфограмм. Обучающиеся должны знать правило и алгоритм его применения.

Предлагаю несколько игр.

«Самый внимательный»

Написанные на карточках предложения, записать, употребляя, где нужно заглавные буквы.

Цель: развитие активного внимания

серёжа морозов не боится морозов. витя васильков набрал букет васильков. иванова поля возвращалась с поля. лёва скворцов сделал домик для скворцов.

«Нужный орешек»

Помоги белочке взять нужные орешки – слова (одна белочка собирает слова с безударной гласной а в корне, а другая – с о или я – е). Объясни правописание.

Цель: развитие орфограмм в словах

Дожди, стволы, доброта, скворцы, тропинка, волна, сторожка ,ковёр, страна, трава, стальной, глазной, пастух, жара, каток, храбрец.

«Поставь цветы в вазу»

Поставь цветы – слова в вазы. В одной вазе – слова с ь, в другой без ь. Объясни правописание. В какой вазе цветов больше?

Цель: умение объяснять орфограммы в словах

Помощ., ландыш., печ., пейзаж., молодёж., брош., силач., скрипач., товарищ..

«Колесо приставок»

Цель: умение образовывать новые слова с помощью приставок

Изображено колесо, на нём по кругу записаны приставки. Пользуясь колесом, обучающиеся образуют слова (бежал – побежал, перебежал, убежал, сбежал, выбежал и др.)

«Посади рыбку в аквариум»

Цель: развитие внимательности, умение соотносить слова в нужный аквариум

Два аквариума, на одном табличка – сн-, -зн-, на другом –стн-, -здн-. Рыбки – слова необходимо поместить в нужный аквариум.

Слова: звёздный, грустный, праздник, опасный, чудесный, ужасный, свистнул, поздно, полезный, грозный, интересный.

 



2020-02-04 920 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . Орфографические игры и игры на орфографическую зоркость 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА I . Орфографические игры и игры на орфографическую зоркость

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)