в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
2
резерв по сомнительным долгам
3
резерв под обесценение ценных бумаг
4
безвозмездно полученное имущество и имущественные права
5
доходы прошлых лет выявленные в отчетном году
6
доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок
7
штрафы, пени, санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником
8
прочие внереализационные доходы
9
Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам, всего
10
в т.ч. расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в т.ч. процентов начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам
11
расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
12
расходы на формирование резервов на возможные потери по ссудам
13
расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
14
расходы на содержание переданного по договору аренды имущества
15
суммы штрафов, пений, санкций за нарушение договорных и долговых обязательств
расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств
16
прочие внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам
17
Сальдо результатов от внереализационных операций:
Доход (+)
18
Расход (-)
19
Анализ показателей рентабельности
В практике анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия применяют следующие группы показателей рентабельности: рентабельность продукции (основной деятельности); рентабельность продаж; рентабельность основного капитала, в том числе рентабельность производства или основных средств; рентабельность собственного / заемного капитала и некоторые другие.
Рентабельность основной деятельности
Рентабельность основной деятельности (продукции) определяют как отношение прибыли от реализации к полной ее себестоимости:
R = П / З*100%
При этом в хозяйственной практике определяют рентабельность как реализованной, так и товарной продукции с детализацией по видам продукции (в этом случае в числителе прибыль от реализации заменяется показателем — прибыль от выпуска товарной продукции).
Влияние факторов (объема и структуры, себестоимости и среднереализационных цен реализованной продукции) на изменение рентабельности основной деятельности измеряется методом цепных подстановок при помощи многофакторной модели следующего вида:
Исходные данные для факторного анализа рентабельности основной деятельности предприятия
Показатель
Факторы изменения рентабельности основной деятельности
Рентабельность, %
Объем реализации, т
Структура, %
Цена, тыс.руб.
Себестоимость, тыс.руб.
План
200
45,00%
30
25
53,8529%
53,00%
39
21
2,00%
43,5
19,75
Усл.1
214,66667
45,00%
30
25
53,8529%
53,00%
39
21
2,00%
43,5
19,75
Усл.2
214,66667
46,12%
30
25
53,6837%
49,84%
39
21
4,04%
43,5
19,75
Усл.3
214,66667
46,12%
31
25
56,0747%
49,84%
40
21
4,04%
33,23
19,75
Факт
214,66667
46,12%
31
23
62,6625%
49,84%
40
21
4,04%
33,23
19,73
Влияние изменения объема выпуска продукции: (усл.1 – план) =
0,0000%
Влияние изменения структуры продукции: (усл.2 – усл.1) =
-0,1692%
Влияние изменения цены продукции: (усл.3 – усл.2) =
2,3910%
Влияние изменения себестоимости продукции (факт– усл.3) =
6,5878%
По таблице 7 можно сказать, что здесь также из-за всех производственных и ценовых изменений произошел общий рост рентабельности основной деятельности в сумме на 8,8096%.
Рентабельность продаж
Данный показатель рентабельности характеризует эффективность предпринимательской деятельности и рассчитывается по формуле:
R = П / В,
Где В — выручка от реализации продукции.
Таблица 8
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж
Затраты
Факторы изменения рентабельности продаж
Рентабельность продаж, %
Объем выпуска продукции, т
Структура продукции, %
Цена, тыс. руб.
Себестоимость, тыс. руб.
План
200
45,00%
30
25
35,0029%
53,00%
39
21
2,00%
43,5
19,75
Усл.1
214,66667
45,00%
30
25
35,0029%
53,00%
39
21
2,00%
43,5
19,75
Усл.2
214,66667
46,12%
30
25
34,9313%
49,84%
39
21
4,04%
43,5
19,75
Усл.3
214,66667
46,12%
31
25
35,9281%
49,84%
40
21
4,04%
33,23
19,75
Факт
214,66667
46,12%
31
23
38,5230%
49,84%
40
21
4,04%
33,23
19,73
Влияние изменения объема выпуска продукции: (усл.1 – план) =
0,0000%
Влияние изменения структуры продукции: (усл.2 – усл.1) =
-0,0716%
Влияние изменения цены продукции:
(усл.3 – усл.2) =
0,9968%
Влияние изменения себестоимости продукции(факт– усл.3) =
2,5949%
Таблица9
Рентабельность продаж по каждому виду продукции
Затраты
Вид продук
ции
Факторы изменения рентабельности продаж по каждому виду продукции
Рентабельность продаж, %
Объем выпуска продукции, т
Структура продукции, %
Цена, тыс. руб.
Себестои
мость, тыс. руб.
План
A
200
45,00%
30
25,00
16,67%
B
53,00%
39
21,00
46,15%
C
2,00%
43,5
19,75
54,60%
Усл.1
A
214,66667
45,00%
30
25,00
16,67%
B
53,00%
39
21,00
46,15%
C
2,00%
43,5
19,75
54,60%
Усл.2
A
214,66667
46,12%
30
25,00
16,67%
B
49,84%
39
21,00
46,15%
C
4,04%
43,5
19,75
54,60%
Усл.3
A
214,66667
46,12%
31
25,00
19,35%
B
49,84%
40
21,00
47,50%
C
4,04%
33,23
19,75
40,57%
Факт
A
214,66667
46,12%
31
23,00
25,81%
B
49,84%
40
21,00
47,50%
C
4,04%
33,23
19,73
40,63%
Суммарное изменение объема выпуска продукции, структуры продукции, цен на продукцию и себестоимости продукции привело к суммарному увеличению рентабельности продаж на 3,5201%.