ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент организации» на тему: Исследование феномена лидерства в организации (на примере ОАО Банк ВТБ)
Выполнила студентка очной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» третьего курса 32 группы М. Н. Кузячкина
Руководитель работы доцент, к-т экон. наук, преподаватель кафедры общего менеджмента А. А. Снатенков
Оренбург 2009
Аннотация На курсовую работу Кузячкиной Марии Николаевны на тему : Исследование феномена лидерства в организации (на примере ОАО Банк ВТБ). Курсовая работа изложена на 35 листах, включает 1 рисунок, и 7 таблиц. Для ее написания было использовано 21 источник. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Цель курсовой работы – разработать рекомендации по совершенствованию процесса взаимодействия руководителя и подчиненных. В теоретической главе данной работы изложены основы теории лидерства: раскрыта сущность лидерства и руководства, сделана краткая характеристика основных исследований в области лидерства, приведена модель эффективного лидера. В теоретико – аналитической главе рассмотрена общая характеристика ОАО Банк ВТБ, проанализирован стиль руководства управленческого персонала, а так же даны рекомендации по совершенствованию стиля руководства в ОАО Банк ВТБ. Курсовая работа по менеджменту организации рекомендуется студентам, обучающимся экономическим и управленческим специальностям при подготовке к семинарским занятиям по теме «Лидерство».
Исполнитель Студентка группы ЭУ-22 _____________________ Кузячкина М. Н. Содержание Введение………………………………………………………………………….......4 1 Теоретические аспекты лидерства и руководства в организации……………..7 1.1 Сущность и содержание лидерства и руководства…………………….......7 1.2 Краткая характеристика основных исследований в области лидерства……………………………………………………………………………10 1.3 Модель эффективного лидера…………………………………………......14 2 Исследование особенностей лидерства и руководства в ОАО Банк ВТБ.......18 2.1. Организационно- экономическая характеристика ОАО Банк ВТБ……..18 2.2 Характеристика структуры персонала Оренбургского филиала ОАО Банк ВТБ…………………………………………………………………….................21 2.3 Анализ стиля руководства управленческого персонала ОАО Банк ВТБ……………………………………………………………………………….26 2.4. Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля руководства ОАО Банк ВТБ…………………………………………………………………..29 Заключение………………………………………………………………………….32 Библиографический список………………………………………………………..35
Введение Лидерство - основная тема бизнес-литературы последних лет. Возросшие темпы изменений в бизнесе, а также меняющаяся социальная и политическая ситуация предопределили востребованность руководителей-лидеров. Тема лидерства привлекает и ученых, и менеджеров. Самый часто задаваемый вопрос в этом случае: почему в определенных ситуациях появляется человек, способный побуждать других к новым свершениям? Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. Многими учеными лидерство определяется, как способность мобилизовать потенциальные психологические потребности последователей (подчиненных) и опереться на них в момент острого соперничества или конфликта. В этом смысле лидерство - это отношения, возникающие в ходе взаимного стимулирования и поддержки, благодаря чему побуждения людей превращаются в их участие, дающее конкретные результаты. Процесс, таким образом, основан на взаимозависимости; лидеры раскрывают потенциальные возможности тех, кого ведут за собой [20, с.283]. Проблемы лидерства сегодня актуальны, поскольку они являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Кроме того, актуальность обозначенной проблемы обусловлена усилением соперничества и конкуренции, современных организаций в отношении трудового потенциала, что может нанести обществу существенный урон за счет необузданных амбиций, притязаний, и др. Все большее значение в наше время приобретает проблема формирования «команды» лидеров, выдвижение женщин на роль лидера, подготовка и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров. Теоретической основой исследования являются труды как российских, так и зарубежных ученых в области менеджмента, экономики, психологии и управления и других дисциплин. В частности, использованы исследования лидерства профессора О.С.Виханского с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, В.А. Дунаева, С.К. Мордовина и др., а также практикум, разработанный В.П.Пугачевым, рекомендации, предложенные профессором и доктором экономических наук А.М. Брячихиным. Среди зарубежных исследователей взяты за основу труды по управлению человеческими ресурсами Армстронга, Гарри Десслера, Р.Л. Дафта и других. Объектом исследования является руководство ОАО Банк ВТБ, Оренбургский филиал. Предметом исследования является процесс взаимодействия руководителя и подчиненных, а также качества лидера ОАО Банк ВТБ. Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия руководителя и подчиненных. Задачи курсовой работы сводятся к следующему: 1. Раскрыть сущность и содержание лидерства и руководства. 2. Описать основные исследования в области лидерства. 3. Определить модель эффективного лидера. 4. Представить организационно - экономическую характеристику предприятия на примере ОАО Банк ВТБ. 5. Описать структуру управленческого персонала ОАО Банк ВТБ. 6. Проанализировать стиль руководства управленческого персонала в ОАО Банк ВТБ. 7. Разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства в ОАО Банк ВТБ. Руководство людьми является процессом, подразумевающим наличие не только лидера, но и его последователей, а также выполняемых ими задач и конкретных ситуаций, в которых они действуют. Поэтому самыми актуальными методами исследования лидерства являются: метод сравнения, описания, анкетирования, которые и были применены в процессе написания курсовой работы. Информационной базой исследования являются: материалы проведенного анкетирования на определение лидерских качеств менеджера по управлению персоналом, наблюдения, результаты опроса коллег менеджера по управлению персоналом банка, а так же информационные ресурсы Интернет-сайтов о проблемах современного российского лидерства и периодические издания по вопросам управления персоналом.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА 1.1 Сущность и содержание лидерства и руководства Лидер - авторитетный член группы, организации, общества, играющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи [3, с.328]. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджерв своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностнуюоснову власти и источники, ее питающие. Лидерствокак специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействияв организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей,а не подчиненных. Соответственно, отношения «начальник - подчиненный»,свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь» [6, с.457]. Основой лидерства является специфический тип управления, возникший в древности на основе отношений «хозяин - раб» и «лидер - последователь». При этом лидер занимает в группе центральную позицию и концентрирует авторитарную власть, которая доминирует над последователями. Изучая лидеров из числа выдающихся исторических деятелей, можно ли прийти к выводу, что они обладают теми же характерными чертами, что и руководители организаций [20, с.284]. Право на власть приобретается лидером в ходе формирования группы последователей и заключается в принятии решений и распоряжении ресурсами группы для достижения поставленных целей. Реально этим правом лидер пользуется только до того момента, пока это признается его последователями в неформальной организации [3, с.324]. Пример поведения лидера - главное для его признания в группе и во многих случаях служит причиной последующего обожания последователями (харизма). Для этого лидеру нужно найти своих последователей и постоянно демонстрировать личностные качества и образцы поведения (ум, силу, мужество, быстрое принятие решений, находчивость, юмор и др.) [3, с.324]. Лидерские отношения отличает то, что группа последователей признает личностные и физиологические качества лидера, передает ему властные полномочия (право командовать), наделяет его ответственностью (он должен заботиться о членах группы и удовлетворять их потребности), а также оказывает ему необходимую поддержку в достижении поставленных целей [3, с.324]. Взаимоотношения «лидер - последователь» не лишены слабости, т.к. во многом зависят от желания лидера провести изменения, его стремления удержать власть разными способами и приводят к расстройству неформальной организации в случае ухода или смерти лидера. При осуществлении лидерских функций необходимо искусно балансировать, избегая манипулирования людьми и проявлений фальшивого чувства превосходства. Это вызовет у членов группы чувство обиды, что приводит к утрате доверия к лидеру [3, с.324]. Некоторые исследователи полагают, что «обособленность» лидера является результатом опыта, имевшего место в детстве и отделившего ребенка от других (что зачастую травмирует и его психику). Отдаление от своего окружения заставляет потенциального лидера обернуть взгляд в самого себя и состояться в новом качестве как личность. Напротив, менеджеры склонны видеть в жизни проявления поиска безопасности, стабильности и присущего среднему классу конформизма, но не поиска иных путей и разнообразия. (Этим можно частично объяснить очевидную нехватку лидеров в производственных организациях. Большинство менеджеров скорее руководят, чем ведут за собой.) [20, с.285]. Но эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников [2, с.240]. Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры сами устанавливают цели и используют их для изменения отношения людей к делу [11, с.117]. Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчи ненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их в групповой совместной работе, т.е. делая акцент на партнерских отношениях [19, с.327]. Используя свой профессионализм, знания и умения, менеджеры концентрируют усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить альтернативы решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность менеджерам, предпринимают постоянные попытки разработки новых неоднозначных решений проблемы. Лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения [19, с.327]. Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. О. С. Виханский своей работе приводит интересную таблицу с отличиями менеджера от лидера. Эти отличия показаны в таблице 1. Таблица 1.1 Отличия менеджера от лидера
Обобщая все сходства и различия лидера и менеджера, можно отметить, что сравнение общих черт говорит о том, что продвижение в высшие эшелоны управления в коммерческих и государственных организациях нельзя назвать вполне объективным процессом. Многие условия приложения сил к развитию карьеры в будущем запрограммированы уже родителями и школой. Основное же отличие между ними состоит в том, что свое взаимодействие с подчиненными менеджер строит на фактической информации, нормативных документах, традициях организации и в рамках установленных целей, лидер же передает свое видение будущего последователям, помогая им адаптироваться к новому и пройти этап изменений.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |