Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из истории знаков пунктуации.



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Из истории знаков пунктуации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Томский политехнический университет

Институт международного образования и языковой коммуникации

Кафедра лингвистики и переводоведения

 

 

Некоторые особенности

пунктуации французского языка

(Курсовая работа)

 

Коноваловой Вассы

Алексеевны, студентки группы 12370                                           /   /

 

Проверила:

Волкова Марина Геннадьевна, доцент каф. Л. и П.                     /   /

 

                                        Томск  2008

                                    

Содержание:

Введение

1.1 История появления и развития пунктуации.

1.2 Подходы к изучению пунктуации.

Особенности французской пунктуации.

2.1. Односторонние разъединяющие знаки, выражающие модальность.

   2.1.1.Точка.

   2.1.2. Вопросительный знак.

   2.1.3. Восклицательный знак.

2.2. Односторонние знаки, разделяющие и объединяющие.

   2.2.1. Точка с запятой.

   2.2.2. Двоеточие.

   2.2.3. Запятая.

2.3. Одно- и двусторонние знаки, разъединяющие и вычленяющие.

   2.3.1. Многоточие.

   2.3.2. Тире.

   2.3.3. Кавычки.

   2.3.4. Скобки.

 3.Заключение.

 

 

                                              1. Введение.

 

     Пунктуация (от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи. Пунктуация современных языков, пользующихся латинскими, кириллическими, армянскими, грузинскими, греческими, еврейскими, арабскими, индийскими и многими др. письменностями, основана на единых принципах и приблизительно на том же наборе знаков препинания.   Пунктуация помогает ясности в изложении мыслей и выражает ощущения говорящего и его отношение к слушающему. По мнению представителей синтаксического направления, Пунктуация указывает на большую или меньшую связь между предложениями, отчасти — членами предложения и помогает понять письменную речь. Так же Пунктуация служит для обозначения ритмики и мелодики фразы, отражает преимущественно не грамматическое, а декламационно-психологическиое расчленение речи, её паузы, мелодию, темп. Главная задача пунктуации – смысловое и структурное членение текста и предложения, обозначение их границ. Поэтому владение пунктуацией предполагает умение проводить во время письма синтаксический анализ, в результате которого должны быть опознаны синтаксические конструкции (напр., причастный и деепричастный обороты, ряды однородных членов) и определены их границы. Для постановки некоторых знаков препинания важно уметь производить смысловой анализ (обособление). Каждый из знаков препинания имеет свои смысловые и/или структурные задачи, понимание которых важно для интерпретации текста. Наряду с обязательными правилами пунктуации существуют факультативные, отсюда возможность авторской пунктуации. Основным средством пунктуации являются знаки препинания.

  Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

      Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

      В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:

      1.Выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений — с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);

        2.Указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);

        3.Разделение слов на смысловые части (дефис);

      4.Выделение прямой речи, цитат (кавычки);

        5.Указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);

      6.Указание на пропуски текста (многоточие);

         7.Знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта). (http://www.wikipedia.ru)

Из истории знаков пунктуации.

      Становление пунктуации обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. В классическую эпоху древние греки не использовали знаков препинания; часто слова даже не отделялись друг от друга на письме. Первую пунктуацию ввел в употребление Аристофан Византийский (II в. до н. э.). Он использовал три знака препинания: совершенную точку, располагавшуюся наверху ("), среднюю точку (-) и подточку (.) располагавшуюся внизу строки.

Эти три знака соответствуют современным точке, точке с запятой и двоеточию. Однако на практике знаки препинания в древности использовались редко. В древних латинских надписях точку использовали для обозначения словораздела. Практическое применение знаков препинания появляется к IX веку н. э. и находится в стадии становления вплоть до XVI века. Современная система пунктуации в европейских языках развилась и зафиксировалась лишь с изобретением книгопечатания.

К концу XVI века система пунктуации уже включала в себя большинство современных знаков препинания, в течение XVII века к ней добавляются тире и многоточие, а еще позднее - квадратные скобки и наклонная черта. Все современные издания древних авторов выпускаются в современной редакции. В оригинале же знаки препинания были чаще всего расставлены иначе.

В русских рукописных памятниках древнейших периодов и в печатных изданиях до конца XV в. либо вовсе отсутствует членение текста на слова, либо текст делится на нерасчлененные отрезки, заключающие в себе различные по размеру группы связанных по смыслу слов, - в одних случаях это предложения, в других - части предложений.

Впервые последовательное деление слов появляется в печатных книгах конца XV в. (Фиоля в Кракове) и первой половины XVI в. (Скорины в Праге); оно несколько отлично от нашего: односложные союзы, предлоги и частицы пишутся слитно с соседними словами. В северно-русских книгах то же деление слов появляется в первой половине XVII в. Книги, писанные беглою (подьяческою) скорописью, даже в конце XVII в. обыкновенно не имеют деления слов.

 Между нерасчлененными структурами текста делается небольшой интервал и ставится, на уровне середины или нижней линии буквы, точка. В подобных же рукописных текстах, при наличии интервалов между отрезками, заключающими в себе группы связанных по смыслу слов, можно в интервале видеть и другие знаки: точечный ромбик, двоеточие, знак, напоминающий нашу запятую и некоторые другие.

Все они обозначали ту или иную степень членения текста, однако не имели, по-видимому, точного, каждому отдельному знаку принадлежавшего значения и строго обязательного характера. Действующая в настоящее время система русской пунктуации в главных своих чертах сложилась ко времени окончания формирования основ русского литературного языка, а именно к XVIII столетию. (Сергиевский М. В., История французского языка. М., 1947)

Во Франции первые книги вышли в типографии Сорбонны (1470 г.). Они содержали тексты, в которых не было надстрочных знаков. Пунктуации располагалась двумя символами: точкой и запятой. Однако вскоре появляются очко с запятой и двоеточие.

     В течении XVI, XVII, XVIII веков вырабатываются размеры страницы, строки, расположения текста, типографические кассы обогащаются новыми шрифтами, знаками и значками, устанавливаются пропорции и соотношения с иллюстративным материалом. Пунктуация развивается параллельно с орфографией, а нормы орфографии складываются медленно. Стабилизация французской пунктуации, как и орфографии, имеет место только в XIX веке.

 

                            

                      1.2. Подходы к изучению пунктуации

     Форма знака ориентирована в разных направлениях по отношению к сегменту: влево (вопросительный знак, запятая, точка с запятой), вовнутрь (кавычки, скобки), есть знаки ненаправленные (точка, восклицательный знак, двоеточие, многоточие, тире). С точки зрения позиции в тексте знаки бывают односторонними, т.е. располагаются с одной стороны сегмента (точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, точка с запятой) или двусторонними – с обеих его сторон (кавычки, скобки); некоторые знаки встречаются в обеих позициях (тире, многоточие, запятая). У знаков пунктуации три основных функции: это разъединение и объединение сегментов, а также вычленение их из текста. Функции знаков связаны с формой и позицией знака: так, знаки односторонние и ориентированные влево, являются разделительными (запятая); двусторонние и неориентированные выполняют вычленительную функцию (скобки); знаки одно- и двусторонние функционируют как разъединительно-объединительные (двоеточие).

      Имеет значение и характер сегмента: знаки, оформляющие фразы (вопросительный знак, восклицательный знак и точка) выражают модальные значения (изъявительное, гипотетическое, ирреальное, волеизъявительное, а также состояние и отношение говорящего). Если сегмент включает группу предложений (период), то разделительная и вычленительная функции знака ослабевают, и он используется как средство объединения макросегментов. ( «La stylistique (lecture)» Guiraud P. et Kuentz P. Paris, Klincksieck, p. 91-92)

  Зависимость между формой, позицией, характером сегмента и функцией знаков пунктуации выражена в предлагаемой классификации:

 1. Односторонние разъединяющие знаки, выражающие модальность: точка, вопросительный знак, восклицательный знак;

 2. Односторонние знаки, разделяющие и объединяющие: точка с запятой, двоеточие, запятая;

3. Одно- и двусторонние знаки, разъединяющие и вычленяющие: многоточие, тире, кавычки, скобки. (Веденина Л.Г. Пунктуация французского языка : учеб. пособие для студ. ин-тов и фак. ин. языков / Л. Г. Веденина. – М.: Высшая школа, 1975. – 168 с.)     

 



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Из истории знаков пунктуации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из истории знаков пунктуации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)