Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




На основании приведенных выше примеров использования дидактических игр в практике экологического воспитания детей 3-5-ти лет, мы можем сделать выводы об их эффективности в педагогическом процессе.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

В структуре дидактических игр выделяются следующие структурные элементы: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры[15].

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отражает его обучающую и воспитательную деятельность.

Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д.

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока[16]:

o игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

o игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе.

Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений, которые сформированы у детей среднего дошкольного возраста: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.

Игры можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала.

В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При первом появлении персонажа воспитатель знакомит с ним детей и в дальнейшем берет его роль на себя – и таким образом ведет игру.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации[17]. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе.

Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юного человека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической, психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функции удовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функции общения. А формирование у дошкольника бережного отношения к природе развивает его морально-нравственный потенциал, помогает раскрыться таким качествам как доброта, бережливость, совестливость, ответственность за свои поступки. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, таким образом, способствует закладыванию основ общей культуры человека.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. А главная ее функция – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Вот почему экологическое воспитание детей 3-5-летнего возраста возрасте необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс дидактических игр. Дидактические игры, используемые на занятиях, привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

Правильное систематическое применение дидактических игр на занятиях экологического цикла с детьми среднего дошкольного возраста способствует активности детей на занятиях, пробуждает у них интерес, помогает лучше усвоить получаемые знания. Поэтому воспитателю и педагогу необходимо включать данные игры в занятия не только по экологии, но и в любые обучающие и воспитывающие мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении.


ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.

2. Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

3. Васина А.К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - № 12.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

5. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

6. Горщенко Е. Природа и люди. М., Просвещение, 1988.

7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.

8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

9. Егоренков Л.И. Основы экологии и охраны окружающей среды. М., ГУЗ, 1994.

10. Зенина Т. «На планете все твое и все мое» // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе по программе С. Николаевой «Юный эколог».

11. Зотова Н.С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Теория и практика дополнительного образования. – 2006. - № 4.

12. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1983.

13. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии». С-Пб, 2002.

14. Красиков С. Лесная энциклопедия. М., ТОО «Природа и человек», 1997

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996.

16. Лучич М.В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.

17. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

18. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцевой. С-Пб, Акцидент, 1998.

19. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие / Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004.

20. Н.В. Кломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» - 2005 г.

21. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

22. О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство-пресс» - 2006 г.

23. Павлова Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительное образование. – 2005. - № 2.

24. Программа Васильева М.А. М.: Просвещение, 1993.

25. Рекомендации организаторам экологических игр / Сост. О.В. Шишкина. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.

26. Сахарова В. Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Приглашает детский сад. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.

27. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования / // Дополнительное образование. – 2004. - № 1.

28. Экология. Творчество. Дети. /Сост. А.А. Александров // Я вхожу в мир искусств. – 2000. - № 10.

29. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001.


[1] Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии». С-Пб, 2002.

[2] Программа Васильева М.А. М.: Просвещение, 1993.

[3] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. С. 19.

[4] Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 31.

[5] Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 43.

[6] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. С. 27.

[7] Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 36.

[8] Там же. С. 38.

[9] Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001. С. 28.

[10] Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001. С. 22.

[11] Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования / // Дополнительное образование. – 2004. - № 1. С. 15.

[12] Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. С. 23.

[13] Зотова Н.С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Теория и практика дополнительного образования. – 2006. - № 4. С. 31.

[14] Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцевой. С-Пб, Акцидент, 1998.С. 12.

[15] Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие / Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004. Сю. 37.

[16] Егоренков Л.И. Основы экологии и охраны окружающей среды. М., ГУЗ, 1994. С.35.

[17] Н.В. Кломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» - 2005 г. С. 51.



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)