Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX – нач. XX в.



2020-02-04 363 Обсуждений (0)
Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX – нач. XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Киров 2011


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития русской школы

1.1 Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIXв.

1.2 Особенности русской школы в конце XIXв. – нач.XXв.

1.3 Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды

Выводы по I главе

Глава 2. Апробация идей русской школы на практике

2.1 Описание опыта апробации идей русской школы в учебных заведениях РФ

2.2 Описание опыта апробации идей русской школы в лицее № 21 г. Кирова

Выводы по II главе

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Идея русской национальной школы выдвигается известными педагогами второй половины 19 – начала 21 вв.: П.П. Блонским, Г.Н. Волковым, С.И. Гессеном, И.Ф. Гончаровым, В.Н. Сорока-Росинским, В.Я. Стоюниным, К.Д. Ушинским.

На современном этапе развития России образованию отведена ключевая роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Школе отводится роль сохранения, развития и распространения национальных традиций. Реализация этой цели требует создания целостной системы воспитания, "способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации". Вхождение России в мировое сообщество требует решения проблемы соотношения международных и национальных интересов, укрепления национально-государственной системы, сохранения национальной самобытности России. Поэтому актуальной становится задача патриотического воспитания на основе сохранения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к истории и культуре народов России. В современной педагогической практике возникают "русские национальные школы". Их опыт требует решения ряда сложных задач, таких как определение особенностей данного типа учебного заведения, организация учебно-воспитательного процесса в нем, прогнозирование результатов педагогической деятельности. Для успешной реализации идеи русской национальной школы на практике необходимо объективно оценить теоретический и практический материал, оставленный нам представителями педагогической и общественной мысли второй половины 19 - начала 21 вв. Анализ историко-педагогической и современной педагогической литературы позволяет выявить противоречие между практической потребностью в дальнейшей реализации идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки.

Научная проблема. Какова сущность идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 - начала 21 вв., особенности ее развития, реализации на практике отечественного образования?

Объект исследования. Концепции русской национальной школы.

Предмет исследования. Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй полвины 19-начала 21 вв.

Цель. Раскрыть теоретические основы русской школы второй половины 19-начала 21 вв.

Задачи:

1) Выявить сущность идеи русской школы;

2) Охарактеризовать её развитие в период со второй половины 19-начала 21 вв.;

3) Дать содержательную характеристику разных типов русской национальной школы;

4) Определить особенности современной русской школы 21 в.

Научная новизна.

- сущность идеи русской национальной школы раскрыта как стремление общественно-политических и социально-педагогических сил России усилить национальный компонент в отечественной системе образования;

- содержательная характеристика понятия "русская школа" раскрыта на основе взглядов видных представителей отечественной педагогики, деятелей различных прогрессивных общественных и политических сил России второй половины 19-начала 21 вв.

Теоретическая значимость исследования. Историко-педагогический анализ роли идеи русской национальной школы в отечественном образовании позволяет осознать, насколько необходимо национальное воспитание в системе российского образования; создает предпосылки для более эффективного соотношения русского национального и поликультурного воспитания; способствует разработке теории и практики патриотического и гражданского воспитания в современной школе.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования мотивируют к созданию авторских программ реализации идеи русской школы на практике; способствуют развитию опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений; конкретизации и углублению соответствующей тематики в учебных курсах педагогики в специальных учебных заведениях.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- беседа;

- обобщение опыта педагогов;

- наблюдение.

Экспериментальная база исследования: Лицей №21 г. Кирова

Структура исследовательской работы. Работа состоит из двух глав, введение и заключения.

русская национальная школа


Глава 1. Теоретические основы развития русской школы

 

1.1 Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в.

 

На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в XIXв повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничество считалось одним из проявлений патриотизма. Однако вместо синтеза отечественной и западной культур, их взаимообогащения, произошло отторжение отечественной культуры. Среди русских людей стали появляться такие, которые испытывали пренебрежение к родной стране, презрение к своей культуре. Это явление стало причиной того, что в последующую эпоху передовая педагогическая мысль пропагандировала идеи создания самобытной национальной школы, подготовки национальных кадров. [17, с. 34]

М.В. Ломоносов, который впервые высказал идею о создании национальной демократической культуры и науки в России, а также выступал за просвещение народа, явился провозвестником формирования нового направления в образовании XIXв. Основными принципами, которые лежали в основе педагогической теории Ломоносова, и которые затем определили развитие общенационального направления образования, стали: народность, гуманизм, демократизм, высокая нравственность человека, практицизм. [24, с. 75]

Центральной идеей в развитии общенационального направления образования XIXв. стала идея народности. Сам термин «Народность» впервые был предложен С.С. Уваровым в 1833г в связи с идеологией «Православие, самодержавие, народность», основные принципы которой были им изложены при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. [4, с. 233-244]

В литературе идея народности впервые была освещена В.Г. Белинским. [19, с. 89] Он сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине. В творчестве Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей России педагог видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма. Он призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие. [1]

Одним из важных условий перестройки системы воспитания согласно идее народности педагоги считали исследование национальных особенностей русского народа, учет его потребностей и нужд в данный период времени. Идея народности подразумевала опору на чувства человека прежде всего, а не на рассудок. [19, с. 89] «Чувства предшествуют знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её». [1, с. 108] К.Д. Ушинский под народным воспитанием понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами. [27] К. Д. Ушинский считал идею народности одной из основ общественного воспитания. Он видел самую её сущность в любви к Отечеству. «…Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [27, с. 118-119] Ушинский доказывал, что подрастающие поколения необходимо воспитывать, опираясь на народный идеал, который меняется с течением времени. К основам воспитания Ушинский также относил науку и христианство. Истины науки рассматривались как средство воспитания гражданского сознания человека. Познания в области психологии, истории, естественных законов считались необходимыми для развития общественной жизни. Христианство, по мнению Д.К. Ушинского, является идеалом совершенства. Оно обозначало высшую цель любого воспитания: служение идее истины и добра, идее цивилизации, государства и народа. [27]

«Приоритетная роль в воспитании личности человека и гражданина принадлежала патриотическому, нравственному и правовому воспитанию, которые рассматривались во взаимосвязи и взаимообуславливали друг друга». [19, с. 95]

Забегая вперед, скажем, что В.Н. Сорока-Росинский, который во многом разделял взгляды К.Д. Ушинского, принимает идею народности в двух значениях: 1) как «определенная национальная индивидуальность, … как личность со своей своеобразной физиономией»; 2) «нация», «народ» понимаются им как идея. Цель жизни народа он видит в его развитии, в реализации его возможностей, скрытых творческих сил. [25, с. 66] Поскольку истинным желанием и стремлением русского народа было освобождение от крепостнической зависимости, то идея народности приобретала антикрепостническую направленность. [17, с. 58] По мнению В. Н. Сорока-Росинского и других педагогов возникновение этой идеи также было вызвано процессом демократизации общества, который привел к широкому разрыву двух классов – интеллигенции и народа. Культура этих классов различалась скорее по качеству, чем по количеству; «возможно, у нас имеется, в сущности говоря, два народа, воспитанных на разных культурах, имевших разную историю, … разных по привычкам и идеалам». [25, с. 64] Демократизация общества привела к процессу деклассирования, потере корней частью населения. Решение этой проблемы В. Н. Сорока-Росинский возлагал на школу, в основе которой лежит идея народности. [25]

Патриотизм считался основой народности, той чертой, которая коренится в сердце каждого русского человека. Нравственное воспитание личности было направлено прежде всего на благо нации, на выполнение долга перед Отечеством. [28]

Одной из важных черт русской школы педагоги выделяли учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планировании занятий. В.Я. Стоюнин утверждал: «Дело школы можно рассматривать лишь в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается» [26] Одной образованности, сложности недостаточно для того, чтобы называться культурным человеком. Истинно культурный человек должен нести в себе какой-то культ. [17] Идея народности К.Д. Ушинского подразумевает, что главной целью обучения в русской школе должна стать культура, чтоб русский человек не оказался на месте одного из профессоров, описанного педагогам, который, посетив одну из зарубежных стран, подвергся целому ряду вопросов о своей стране, и не знал как на них ответить. [28]

Главную проблему образования в русской школе В.Я. Стоюнин видит в отсутствии общей цели, идеи, которая бы связывала все школьные предметы. В интересах каждого преподавателя – дать как можно больше знаний по своей дисциплине; «но у него нет той общей идеи, которая бы удерживала его в строгих пределах, определенных разрешенным вопросом, - что нужно для образования?» [26, с 226] В.Я. Стоюнин утверждал, что то огромное количество фактов, формул, имен, которое преподается ученикам без определенной логики, не дает возможности сделать правильные заключения, касающиеся жизненных вопросов. Школьники не научены переносить материал из книг на окружающую их действительность и делать на его основе правильные выводы о жизни. Педагог считает, что школу необходимо поделить на низшую, среднюю и высшую; они должны быть соединены одним идеалом, который лишь различается в степенях его достижения на каждой ступени. Для ступеней школы характерна преемственность. Все учебные предметы должны быть направлены на достижение единой цели: дать материал, доступный для каждого возраста, на основе которого у ученика бы выработались понятия о природе и человеке. Для приобретения этих знаний ученик должен трудиться самостоятельно. [26] К. Д. Ушинский говорит о связи «трех элементов школы» - административного, учебного и воспитательного. Он считает, что действия учителя и воспитателя должны быть тесно взаимосвязаны и направлены на один результат. Примером такого тесного взаимодействия являются английские старые школы, в которых воспитание основывается на личности воспитателя; он должен быть примером ученикам. «Главный воспитатель должен быть главным учителем и преподавать самый воспитывающий, центральный предмет, вокруг которого все остальные группируются». [31] К. Д. Ушинский также утверждает, что необходимо избегать деления предметов между учителями и воспитательных обязанностей между разными лицами, т. к. ничего кроме вреда это не приносит. [31]

При разработке содержательного компонента образования педагоги придавали существенное значение преимущественному изучению родины. «Мы положительно убеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер, и др….— все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего отечества, чем от незнания древних языков». [28] Заслугой К. Д. Ушинского стало то, что он выделил родиноведческое направление, трактуемое как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения. Он считал природу великим наставником и одним из главных воспитывающих факторов. Он настаивал на широком использовании в обучении методов наблюдения и экскурсий, соответствовавших созерцательности как ментальной особенности россиян. [19, с. 99]

На большое значение литературы указывали несколько педагогов. К. Д. Ушинский отмечал, что она заставляет полюбить нравственный поступок, чувство, мысль. Н.Ф. Бунаков говорил о её роли в пробуждении гражданских чувств: сочувствия другим людям, заботы о них, уважения их достоинства, преданности Отечеству, мужества, героизма. В. И. Водовозов утверждал, что литература связывает с реальной действительностью, раскрывает особенности родного народа, его языка, культуры. В. П. Острогорский видел роль литературы в соединении юношества с Родиной и человечеством. Тенденция «поучительности» в древнерусской литературе продолжала идею народности в воспитании, отражала вечное стремление отечественной педагогики не столько учить, сколько воспитывать. (П.Ф. Каптерев).

Согласно программе народной школы, разработанной К. Д. Ушинским, родной язык становился связующим средством отдельных знаний об истории и географии родной страны, о её природе. Изучение предметов о родине формировало у учащихся чувство общественного долга.

Большое значение имело изучение общественного порядка, обычаев, уровня умственного и нравственного развития эпохи, характера народа, промыслов и других производств, подвигов путешественников и результатов их исследований.

Последователи Д.К. Ушинского сходились на мысли, что нравственное развитие ученика, позволяющее ему научиться добывать знания и совершенствовать себя самостоятельно важнее, чем его умственное развитие. Умственное развитие виделось в образовании более глубоких нравственных понятий. [19, с. 99-100]

Вывод. Идея русской школы зародилась на основе идеи народности, которая в России появилась в XIXв. Причиной её возникновения стала демократизация общества, переход от феодального строя к капиталистическому. Сущность идеи народности, которая в этот период наиболее полно раскрыта К. Д. Ушинским, выражается педагогами в вере в могучие духовные силы народа, его энергию, способность к преобразованию экономической и культурной ситуации в стране. Помимо идеи народности педагогами данного периода выделены следующие основные черты русской школы: учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планировании занятий; наличие единой цели, связывающей все предметы; связь школы с жизнью, творчеством народа; слияние целей русской школы с общими целями народа, государства.

 

1.2 Особенности русской школы в конце XIX – начале XX в.

 

В этот период идея Д. К. Ушинского о народности под влиянием буржуазного национал-патриотизма трансформировалась в новых условиях в проблему национальной школы, определяя гражданина как члена нации и патриота, способного к самобытному национально-культурному творчеству. Г. Роков и Н. Румянцев рассматривали понятия «национальное» и «патриотическое» во взаимосвязи и даже объединяли в одно понятие «национально-патриотическое воспитание», в задачу которого входило развитие общественных чувств народа и исключение его вражды с другими народами. [19, с. 112] Основу национально-патриотической модели образования составляла гуманная парадигма. Педагоги, в том числе и П. П. Блонский разделяли взгляды Ушинского, что система национального воспитания должна принимать человека как наивысшую ценность.

За организацию национальной школы и национального воспитания выступал П. П. Блонский. П. П. Блонский стал автором концепции трудовой школы. Она предполагала, что ученики получают знания посредством трудовой жизни и отношений людей с окружающим природным миром. Основной принцип народной школы по П. П. Блонскому: народная школа должна создавать нравственно автономную личность, не с помощью чьего-либо авторитета, а через упражнения в творчестве, воспитывая тем самым способность к самоопределению. «Народная школа – место рациональной организации самовоспитания творца новой русской жизни» [2, с. 42] Центральный предмет новой школы – общественно-трудовая жизнь. Обучение строится в соответствии с фазами детского развития. Дети познают окружающий мир по концентрическому принципу: сначала мир вокруг себя, затем родная школа, семья, родной квартал, Родина. В каждом из этих циклов много тем, в которых дети могут активно принимать участие. Последний круг тем, связанный с Родиной, выводит на идею национального воспитания. Этот круг тем П. П. Блонский рассматривает как переходную ступень от народной школы к введению в общечеловеческую культуру. «Путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание, и расширение человеческого «я» должно происходить концентрическими кругами». Каждый из циклов тем должен быть направлен на формирование умелого социального работника. Это можно достичь только с помощью упражнений ребенка в общественной работе с самого начала обучения. Сначала это отрабатывается в стенах школы. П. П. Блонский настаивает в связи с этим на школьном самоуправлении и благоустройстве школы. Второй цикл упражнений соответствует следующему циклу тем – работа в семье. «Мы ставим перед детьми ряд вопросов: «Что и как я делаю дома?», «Чем я могу помочь моей матери?», «Какую пользу я могу принести моему отцу?»… и т. д.» Затем круг деятельности ребенка расширяется. Он становится участником культурно-трудовой деревенской или городской жизни. Для деревенского ребенка эта работа производится простым способом: работа на школьной грядке и классном поле с записью наблюдений; затем ручной труд в семье; воспроизведение жизни крестьянина посредством рисования, лепки и драматизации. Городские дети также приобщаются к труду своих отцов. По мнению П.П. Блонского гончарное искусство и лепка кирпичиков – необходимые первые занятия ребенка; так же как и элементарное машиноведение. Педагог подчеркивал, что ручной труд должен быть не отдельным учебным предметом, а естественным элементом трудовой жизни ребенка. П.П. Блонский также настаивает на том, что курс родиноведения необходим в школе. Он связывает его с курсом гражданского воспитания и предлагает поделить на две части. Первая часть – описание органов государства и общества (парламент, министерство, суд и т. д.), а вторая - социальная мораль. Темы второго курса должны трактоваться в связи с вопросами их возможного воплощения на практике. [2, с. 63]

П.П. Блонский, так же как и К.Д. Ушинский обращает внимание на важное значение личности учителя в процессе воспитания и обучения в новой русской школе. Педагог разрабатывает генетический метод развития детей, считая его единственным способ органического развития сознания детей. Согласно этому методу, дети должны быть готовы к восприятию той истины, которую им преподносят в школе, а это условие зачастую не соблюдается. Мир для ребенка - непосредственно воспринимаемая действительность. «Обучать ребенка – это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей» [2, с. 62] Исходная точка обучения по П.П. Блонскому – детское, народное, и старинно научное и художественное творчество. Педагог считает, что детское сознание всегда было ближе к народу и старине. Генетический метод воспитывает питомца культуры, человека, преданного своему народу. Суть метода можно коротко выразить следующим образом: «Если ребенок не мыслит и не чувствует, как ребенок, не изжил близкого к нему старинного и народного творчества, он не умеет впоследствии самостоятельно мыслить и чувствовать как взрослый» [2, с. 68]

Вывод. В данный период идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. Наиболее ярким её представителем является П.П. Блонский, который разработал концепцию трудовой народной школы. Эта школа была призвана воспитывать самостоятельную творческую личность, способную к самоопределению. Достижение этой цели педагог считает возможным с помощью генетического метода. Суть его заключается в доступности и посильности материала, преподаваемого детям.

 


1.3 Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды

 

В разработке концепций национальной школы в вышеописанном периоде выделялось два направления: сторонники первого ориентировались на особенности национального характера, сторонники второго – на изменение содержания учебных программ и методов обучения. [17, с. 75] При анализе концепций национальной школы В. Н. Сорока-Росинский выделил недостатки двух направлений. Недостатком первого явилось то, что чёткое определение национального характера отсутствует как таковое, а вопрос по поводу положительных и отрицательных черт русского характера является спорным. А второе направление могло превратить национальное чувство школьников в националистическое. [25, с. 57] Он считал, что национальная школа должна соответствовать условиям времени, готовить гражданина, который подходил бы российской действительности и был бы способен на преобразования к лучшему. Как уже было отмечено ранее, идея К.Д. Ушинского о том, что дух народности должен составить основу русской школы поддерживалась В.Н. Сорока-Росинским. Главным орудием обучения и воспитания Сорока-Росинский видел русскую культуру, в ней он видел средство приобщения к общенародному и общегосударственному единству. Он считал, что наша нормальная школа должна «стать и быть русской национальной школой». [25, с. 60] С. И. Гессен утверждал, что говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, так как личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении им его внутренней свободы. В своих работах он также говорил о том, что национальное образование – это не особое направление в образовании, а просто хороший вид образования. С. И. Гессен трактует нацию как «предмет нашего творческого устремления», в котором между индивидом – нацией – человечеством нет и не может быть противоборства. «Подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства». [6, с. 345]

В постсоветский период в связи с изменением политического положения нашего государства в мире цели образования также изменились. Воспитание теперь велось в свете гражданских прав и свобод человека. [19, с. 178] Важным направлением становится гражданское образование. Некоторые педагоги, в том числе И. Ф. Гончаров, обращаются к национальной идее. Базовой моделью он выдвигает гражданина России, а не мира; важнейшей миссией педагога признает воспитание патриотизма. Он называет русский патриотизм определяющим принципом отечественной школы. Школа призвана нести единение российским народам. «Создание самобытной национальной культуры и одновременное принятие культуры других стран, стремление к доброму единению диктует русской школе третий принцип – принцип всемирного взаимоуважения и духовного взаимообогащения». Неотъемлемая черта грядущей школы – открытость культуре. И. Ф. Гончаров говорит, что нам не нужно возрождать старую, добольшевистскую школу, у которой было много недостатков, а нужно сотворить новую русскую школу. [9] Он считает, что сейчас все школы мира переживают кризис, и выход из него он видит в образовании. Делая анализ истории нашей школы, он приходит к выводу, что «всеопределяющая государственно-национальная идея – это воспитание в подрастающем поколении русскости в высшем смысле этого слова» [9, с. 8]

Многие современные педагоги обращаются к прогрессивному опыту народной педагогики. Одним из них является Г.А. Волков, который стал основоположником этнопедагогики. Предметом этнопедагогики является народная педагогика, педагогика природосообразная и жизнеобразная, демократическая и гуманистическая. [3] Этнопедагогика предлагает пути использования народной педагогики в современных условиях. Принцип народности, научно обоснованный К. Д. Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. Этнопедагогика собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековых традициях народа. Эта педагогика делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. В народной педагогике заложена программа человеческого совершенства. Цель воспитания – стремление к идеалу народа. Большая роль отводится семье. Фундамент народного воспитания – труд. В традиционной культуре воспитания доминирует идея бескорыстного труда, приносящего радость самому человеку и окружающим людям. О человеке в народе судят по результатам его труда. Труд, как свой, так и чужой, необходимо уважать. Регулятором поведения выступают нравственные нормы, обычаи и традиции, общественное мнение. Народная педагогика – форма самовоспитания общества. Ведущим методом воспитания является пример родителей. Средствами воспитания выступают: устное народное творчество (сказки, былины, легенды, мифы, предания, поговорки, песни, игры, народные промыслы, природа). Факторами воспитания являются: язык, слово, общение, природа, религия). Этнопедагогчиеская школа должна иметь по Г. А. Волкову следующие особенности:

- приоритет русского языка;

- учет национальных, интеллектуальных, этических традиций;

- фольклор как учебный предмет;

- воспитание народных художественных промыслов, искусство праздников, игр;

- воспроизведение образа жизни народа с учётом региональных условий;

- установление тесной связи с семьёй;

- представление о культурном типе русского человека и возрождение образа народного героя на уроках истории и литературы;

- усиление воспитательной роли труда;

- нацеленность внеклассной воспитательной работы на оформление культурно-этической идентичности школьника. [21]

Вывод. В советский период, в который одними из главных выразителей идей русской школы является Н. В. Сорока-Росинсикй и С. И. Гессен, применение идей русской школы рассматривается как необходимое условие образования во всех российских школах. Национальное направление образования, по мнению педагогов, должно стать приоритетным. В постсоветский период национальное воспитание становится средством достижения единства народов. Одна из черт разработанных по этой проблеме теорий – открытость культуре. Появляется новое направление образования, известное, как этнопедагогика.

 

Выводы по I главе

 

XIXв принес в историю России много изменений, которые сказались на развитии разных сфер жизни общества. Отмена крепостного права и демократические настроения в обществе требовали новый тип личности, который смог бы оказать положительное влияние на экономику и культуры страны. Выход из проблемы ведущие педагоги искали в обращении к своей национальной культуре; в идее народности образования. Эта идея стала основой русской школы и до сих пор остается её неизменной приоритетной мыслью. Раскрытая К.Д. Ушинским, она поддерживалась П.П. Блонским, Г.Н. Волковым, В.Н. Сорока-Росинским.

Концепция русской школы несколько претерпевала изменения, в зависимости от политических и культурных процессов, происходящих в обществе. При возникновении демократических настроений в XIXв. и отменой крепостного права на первый план выдвигалась идея народности; на рубеже XIX – XXвв., под влиянием буржуазного национал-патриотизма проблема русской школы отождествлялась с проблемой национального воспитания; в постсоветский период, при интеграции России в мировое сообщество ставится вопрос о национальном воспитании как средстве органического воссоединения нашей страны с мировой культурой. Идея русской школы развилась в современную концепцию этнопедагогики, автором которой стал Г. Н. Волков. Его концепция предлагает современные способы применения идеи народности на практике.

 


Глава 2. Апробация идей русской школы на практике

 

2.1 Описание опыта апробации идей русской школы в учебных заведениях РФ

 

Апробация обсуждаемой идеи была проведена Лебедевой О.В. в фабричной школе Лузского района Кировской области на старших и средних классах в начале 90-х гг. Ею был разработан цикл внеклассных мероприятий, целью которого является формирование у подростков национального достоинства, уважения к русскому народу. Содержание предлагаемых форм внеклассной работы органически связано с содержанием учебного материала и в определённой степени компенсирует и корректирует недостатки учебного процесса в этой области. [20]  [20]

Цикл включает несколько внеклассных мероприятий для подростков.

- Методические разработки классных часов о русском народном творчестве;

- мероприятия, посвященные героизму - «Галерея портретов народных героев», «Рисованньий фильм «богатыри земли русской». Их задача - показать живительную силу русского народа, раскрыть такие черты русского характера как любовь к отечеству, национальное достоинство, самоотверженность, мужество, свободолюбие, трудолюбие, настойчивость, доброжелательность, неподкупность, готовность придти на помощь; способствовать их формированию у учащихся..  

- мероприятия, связанные с народными промыслами — «Экскурсия по выставке «Народные художественные промыслы», «Аукцион «Народные художественные промыслы». Эти мероприятия позволяют обратиться к корням русского народа и способствуют раскрытию таких качеств как трудолюбие, оптимизм, бережливость, юмор, потребность русского человека «строить жизнь по законам красоты», содействуют воспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств, чувства национальной гордости, высокого художественного вкуса, художественно-творческих способностей; способствуют формированию интереса и потребности учащихся использовать русские народные традиции и обычаи в процессе жизнедеятельности, воспитанию уважения и любви к родному народу.

- мероприятия, посвященные русским традициям — цикл бесед и игра «Поле Чудес» на тему «Русские народные традиции, обычаи, обряды», а также «Фольклорный праздник», «Масленица», «Праздник русской березки». Они приобщают учащихся к национальной культуре, формируют художественный вкус, чувство уважения к русскому народу, национальной гордости. «Праздник русской березки» призван познакомить учащихся с народным праздником семиком, раскрыть значение обрядовых действий, духовную красоту народа, его отношение к природе, содействовать формированию уважения и любви к русскому народу..

- «Игра-путешествие в мир народного творчества» ставит целью систематизацию знаний учащихся о народном творчестве, содействие формированию у них интереса к устному и художественному творчеству народа, развитие фантазии, сообразительности, художественно-творческих способностей.

- «Пять минут поэзии» приобщает учащихся к миру русской поэзии, способствует формированию у них потребности и культуры общения с поэзией, нравственно-духовных качеств личности..

Исследовательская работа была проведена Гавриловой Е. П. в Ижевской школе №49 в 4 «А» и 4 «В» классах в 2007г. Работа проводилась в форме уроков, классных часов и развлечений. Тема проведенного исследования:

влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников. Целью явилось формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики. В процессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя музыки выяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народного искусства, в процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили русские народные сказки, песни и пр., но не давали значения об их народном происхождении. Чтобы выяснить их знания в области русского народного творчества, был проведен констатирующий

эксперимент, в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые они разучили на уроках музыки, могут назвать две-три русские сказки, но не видят разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать русские имена, блюда, игры и т.п.

Данный эксперимент был проведен Е. П. Гавриловой в конце учебного года в З «А» и «В» классах, и на следующий год проводилась работа в области развития нравственной культуры учеников этих классов, для этого была разработана программа по внесению в учебный процесс занятий по воспитанию нравственной культуры через средства народной педагогики.

В четвертом классе третья четверть посвящена празднику «Масленица». Поэтому Е. П. Гаврилова провела урок, посвященный русским народным инструментам, классный час «Масленица» и сам праздник «Масленица». Во время занятий дети знакомились с русским народными песнями, играми, учились играть на народных инструментах. В подобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.

После занятий был проведен тест. Ребята отлично ответили на вопросы теста, хотя и были небольшие ошибки. Ошибки заключались в том, что имена назывались не исконно русские, а те, которые привыкли считать русскими, такие как: Михаил, Дарья, Иван и т.п. На следующий день Е. П. Гаврилова прове<



2020-02-04 363 Обсуждений (0)
Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX – нач. XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX – нач. XX в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)