Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития труда. Теоретические подходы.



2020-02-04 4035 Обсуждений (0)
Этапы развития труда. Теоретические подходы. 5.00 из 5.00 6 оценок




Возвращаясь к истории труда, необходимо рассмотреть основные этапы его развития и известных персон истории, рассматривающих труд как социальное и экономическое явление.

При первобытнообщинном строе основой производственных отношений выступала общинная собственность на средства производства. Не было эксплуатации человека человеком. Уровень развития производительных сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства труд едва обеспечивал воспроизводство рабочей силы. Производственные отношения рабовладельческого строя были основаны на собственности рабовладельцев на средства производства и на самих работников – рабов. Путём внеэкономического принуждения к труду рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом. При феодализме основой производственных отношений общества являлась собственность феодала на землю и неполная собственность на работников производства (крепостных). Главной формой принуждения к труду оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к трудиться на феодала в силу личной зависимости от него. Труд крепостного крестьянина в своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в результатах этого труда. Но жестокая эксплуатация и подневольный характер труда крепостных тормозили развитие производительных сил.

При капитализме, где основу производственных отношений составляет капиталистическая собственность на средства производства, работники производства – юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу. Экономическая форма принуждения к труду обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» приток продавцов рабочей силы, которая становится товаром. Она продаётся на определённый срок, на неё устанавливается определённая цена. На поверхности явлений представляется, будто заработная плата, получаемая рабочим, есть «плата за труд», то есть будто весь труд рабочего полностью оплачивается капиталистом. Формы и системы заработной платы (в зависимости от продолжительности рабочего дня, количества произведённых изделий), а также движение заработной платы усиливают ошибочное представление, будто бы оплачивается стоимость функции рабочей силы – труда рабочего. К. Маркс показал скрытую за этой формой проявления действительную основу и доказал, что стоимость рабочей силы, как и стоимость всякого товара, определяется трудом, общественно-необходимым для его воспроизводства, а заработная плата, являясь денежным выражением стоимости товара «рабочая сила», обычно отстаёт от стоимости этого товара. Труд рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства – капиталистом.[15]

В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (например, труд слесаря, портного и т.д.) и создаёт потребительную стоимость товара. И вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий труд вообще, независимо от качественных различий многообразных видов труда – абстрактный труд. В качестве абстрактного труда образует стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между трудом частным и общественным. Труд при капитализме непосредственно выступает как частный и является скрыто общественным. Наличие частной капиталистической собственности на средства производства – причина разъединения людей. Труд каждого отдельного производителя – его частное дело. Поэтому труд отдельных товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень общественного разделения труда объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но общественный характер труда при капитализме проявляется лишь на рынке, и в этом заключается одно из глубоких антагонистических противоречий капиталистического общества. По мере развития капитализма усиливается эксплуатация наёмного труда и обостряется классовая борьба между трудом и капиталом, основное противоречие капитализма.[16]

При социализме основой производственных отношений выступает общественная собственность на средства производства. Социалистические производственные отношения обусловливают возникновение новых экономических законов, определяющих характер, природу и организацию труда: основного экономического закона социализма, планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закона, распределения по труду закона и др.

К основным особенностям труда в условиях первой фазы коммунизма относятся следующие:

- превращение труда из подневольного бремени в свободный труд, гармоничное сочетание труда на себя и труда на общество, новое, творческое отношение к труду;

- социалистическая кооперация труда.

Для социализма характерно:

- обеспечение реального права на труд и всеобщность труда;

- сочетание материального и морального стимулирования;

- повышение уровня жизни трудящихся и всего народа на основе неуклонного, идущего высокими темпами роста производительности труда;

- постепенное преодоление и разрешение неантагонистических социальных различий и противоречий в общественном труде.[17]

Одной из важнейших особенностей труда в условиях социализма В.И. Ленин считал устранение всякой эксплуатации человека человеком. «Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, – писал В.И. Ленин, – является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры»[18]. Социалистическое государство определяет в плановом порядке оптимальное сочетание между трудом на себя и трудом на общество, устанавливая пропорции между необходимым и прибавочным трудом, между потреблением и накоплением. Возникает и получает развитие социалистическая кооперация труда, которая основана на широком обобществлении производства, использовании достижений научно-технического прогресса в целях повышения производительности труда, улучшения условий и облегчения труда. Принципиальная особенность кооперации труда при социализме – развитие самодеятельности и инициативы трудящихся, которые проявляются в различных формах социалистического соревнования труда в социалистической кооперации носит добровольный характер, дисциплина труда основана прежде всего на убеждении, высокой сознательности. Социалистическая кооперация труда обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов, возникновение и развитие нового, сознательного отношения к труду.

При социализме труд постепенно становится непосредственно общественным. Однако непосредственно общественный труд находится лишь на первой ступени своего развития, ибо, во-первых, к нему не относится труд крестьян-единоличников, ремесленников, кустарей, а также в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служащих, в сфере обмена на неорганизованном рынке, в домашнем хозяйстве, во-вторых, общественный труд на первой фазе коммунизма характеризуется социальной неоднородностью. Поэтому здесь, как отмечал К. Маркс, «¼ известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой»[19], то есть производится обмен продуктами труда по принципу эквивалентности.

Для социализма характерна всеобщность труда. В социалистическом обществе нет классов, слоев, общественных групп, которые бы не принимали участия в общественно полезном труде, жили за чужой счёт. Система социалистических производственных отношений обеспечивает реальное право на труд, то есть равное для всех членов общества право на получение гарантированной работы и оплаты труда, в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд законодательно закреплено конституциями социалистических стран. Право на труд предполагает также создание для каждого работника возможности получения профессии, совершенствования своей квалификации. Это обеспечивается государством путём организации широкой системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в учебных заведениях и на предприятиях. Осуществление индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства привело к полной ликвидации безработицы.[20]

Еще одним из важнейших теоретических подходов в изучении труда, является теоретический подход к исследованию проблем управления труда.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.[21]

Управление, в широком понимании этого термина, – непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения.[22]

Функции руководителя значительно усложнились в наше время. Теперь он не только должен думать о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались на уровне главка или министерства. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено.[23]

Перед руководителем появляются проблемные задачи: внедрение новых технологий, организация выпуска новых, конкурентоспособных товаров, не формальное, а фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комплекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление единоначалия и дисциплины. И еще одно новое и очень важное – риск, ответственность. Руководители вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем таких, как определение стратегических целей и задач управления, разработка детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные операции, координация деятельности предприятия с другими компаниями и фирмами, постоянное совершенствование иерархической структуры, оптимизация процедуры принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стилей управления и совершенствование мотивации действий сотрудников.[24]

Для исследования процесса трансформации административно-правовой системы управления регионом в новую рыночную систему управления на этапе ее переходного и кризисного состояния, ряд ученых определяет следующие методологические принципы:

Первый принцип состоит в том, что экономика России в целом и экономика регионов рассматривается ими как определенная часть мирового геоэкономического и геополитического пространства, задающего ей общее направление и принципы развития, но требующая максимального учета национальных интересов и исторических особенностей развития.

Второй принцип – выбор эффективной модели управления регионом зависит от теоретического и практического признания преимуществ "европейской" или "азиатской" модели построения экономической теории как наиболее адекватной российским реалиям, а также от тех организационно-правовых форм, которые выбраны для коммерческой деятельности предприятий региона и его некоммерческих организаций.

Третий методологический принцип состоит в признании за управлением как специфическим видом хозяйственной деятельности функций обновления и отторжения.[25]

Функции труда

Труд выполняет ряд функций различного характера. В научной литературе не представлено классификации функций труда в то время, как их можно классифицировать таким образом, как это представлено в таблице 1 Классификация функций труда, ниже. Здесь произведена систематизация знаний о труде, накопленных современной экономической наукой.

Выделим следующие направления, по которым труд как экономическая категория реализует свои функции:

· труд как процесс по производству благ и услуг;

· труд, как материальное условие существования и развития общества;

· труд, как условие развития самого человека;

· трудовая деятельность как форма становления личности.

Согласно этим классификационным признакам и сгруппированы функции труда. Рассмотрим их более подробно.

Содержание труда, как научная категория, связано с взаимодействием человека с орудиями и предметами труда. Оно проходит в рамках своеобразного повторения трудовых циклов, в конце которых создается продукт труда. В рамках такого процесса реализуются следующие функции:

· логическая – целеполагание и формирование условий процесса;

· исполнительская – приведение в движение орудий и средств труда;

· наблюдения – регистрация и контроль (в том числе технологического) процесса труда;

· регулирования – корректировка процесса.

Эти функции являются общими для трудового процесса и могут отличаться в рамках конкретных трудовых процессов различных работников.[26]

Соотношение этих функций в рамках процесса труда определяет его сложность, позволяет характеризовать труд как преимущественно умственный или преимущественно физический.

Труд, выступает условием существования и развития всего общества. Так как категория труда является центральной во всем общественном производстве. С его помощью преобразуется материал природы, создается «вторая природа», более приспособленная для удовлетворения потребностей человека.

На современном этапе развития общества[27] особенно актуальна экологическая функция труда. Теперь труд должен выполнять не только функцию преобразования материала природы, но и функцию, направленную на сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды. Реализовать такую функцию труда способно лишь высоко развитое общество, которое понимает такую функцию труда как естественную и неотделимую от функции создания новой потребительной стоимости.

Труд выступает также источником развития человека: в ходе труда человек развивается физически, приобретает и закрепляет новые знания и умения, у него формируются творческие способности. Развитие человека, как и всего общества, происходит на базе смены техники производства, средств труда, технологии и организации производства.

Кроме этого труд участвует в формировании личности. Он способствует социализации человека, его самовыражению, выполняет ряд гуманитарных функций, таких как, например, трудовая терапия. Именно последнее особенно актуально для современной трансформирующейся экономики Украины. Трудовая терапия позволяет преодолеть кризисные моменты как в развитии личности, так и в развитии всего общества.[28]

 


Табл. 1. − Классификация функций труда[29]

Функции труда как…
( I ) …трудового процесса:
1. Логическая –целеполагание и формирование условий процесса
2. Исполнительская –приведение в движение орудий и средств труда
3. Наблюдения –регистрация и контроль процесса труда
4. Регулирования –корректировка процесса
( II ) …условия воспроизводства общества:
1. Материальной основы –создание благосостояния, необходимого для воспроизводства общества
2. Общество-образующая –все социальные образования, общественные отношения сформированы на базе кооперации и разделения труда
3. Экологическая –сохранение, улучшение и восстановление окружающей среды, как условия существования труда и общества
4. Человеко-развивающая –в процессе труда происходит физическое развитие членов общества, рост его научного и умственного потенциала
(III) …условия развития человека:
1. Физическое развитие человека –физический труд (в нормальных условиях) формирует крепкую мускулатуру, костную, кровеносную, дыхательную системы, а в исторической перспективе человек благодаря систематическому труду приобрел современное строение тела
2. Приобретение новых знаний и умений –происходит как за счет обучения, так и при самостоятельном занятии трудом
3. Закрепление новых знаний, навыков и умений –как в процессе систематического повторения трудовых циклов, так и в поколениях при передаче опыта от старших молодым
4. Формирование творческих способностей –на основании знаний и умений, приобретенных в процессе труда, у человека появляются креативные способности
( IV ) …формы становления личности: 1. Социализации –человек, будучи участником трудового процесса, вступает в трудовые отношения, которые во многом определяют общественную и социальную структуру, и место человека в ней
2. Самореализации –удовлетворение личных стремлений и желаний возможно только посредством труда в широком его понимании
3. Гуманитарная –труд играет адаптационную и жизнеутверждающую роль, утверждает позитивный смысл жизни и цели
4. Трудовой терапии –особенно актуальна в периоды нестабильного состояния общества (личности)



2020-02-04 4035 Обсуждений (0)
Этапы развития труда. Теоретические подходы. 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития труда. Теоретические подходы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)