Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнение социологической и институциональной моделей человека



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Сравнение социологической и институциональной моделей человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Думается, что между социологическим и институциональным человеком гораздо больше общих черт, чем между предыдущей парой.

Во-первых, обе модели опираются на методологической коллективизм и видят в обществе силу, находящуюся над индивидуальным сознанием и обладающую способностью принудительно воздействовать на него, определяя действия индивидов. Однако социологи в большей степени считают, что поведение человека определяется обществом. Склонности и инстинкты если и находят место в их теориях, то это место где-то на задворках. Обычно считается, что «homo sociologicus разучивает, интернализирует и играет свои роли с тихой радостью субъекта, для которого нет большего удовольствия, чем минимизировать разницу между должным и существующим» [18, с. 115]. При таком подходе к определению модели человека для её описания «достаточно таких понятий, как нормы, санкции, роли, взаимодействия; понятия, относящиеся к самому человеку, оказываются избыточными. Сам человек может отсутствовать, его заменяют доводы разума и ожидания: перед нами функционирующий homo sociologicus, о котором до конца не знаешь, существует ли он вообще, тихий квартирант нормированных помещений, предоставляемых обществом в зависимости от выполняемых функций» [18, с. 115]. Конечно, как признаёт автор этих высказываний, они не точны и не совсем справедливы, однако нельзя сказать, что они ошибочны: социологический человек определённо «пересоциологизированн». Он слишком зациклен на социальных нормах, поэтому только они, да и ещё реакция других людей на его действия являются критерием деятельности для социологической модели. В реальной жизни всё, очевидно, не совсем так. В противном случае, если бы модель была верна, то в обществе отсутствовало всякое развитие, и оно застыло бы во времени, опутанное сковывающей паутиной социальных норм. И действительно, некоторые, даже очень известные и уважаемые социологи попадались в эту ловушку. В качестве примера можно привести Т. Парсонса, зацикленность теории которого на нормативном порядке и определённое понимание этого порядка исключают всякую возможность конфликта внутри системы. Раз установившаяся система подразумевается не только стабильной, но и внутренне гармоничной, что и приводит к негативным последствиям, на которые указывал Ч. Р. Миллс: «Магическое устранение конфликта и чудесное достижение гармонии лишают «систематическую» и «общую» теорию возможности иметь дело с социальными изменениями, то есть с историей. В нормативно порожденных социальных структурах сторонников «Высокой теории» не находит себе места не только «коллективное поведение» доведенных до крайности людей, взвинченных толп и массовых движений, чем наша эпоха столь богата. «Высокой теории» вообще недоступны какие-либо систематические представления о действительном ходе истории, о ее механике и процессах» [34].

Такая ситуация сложилась опять же, из-за того, что в теоретических конструкциях очень сложно выразить полноту реальной жизни, необходимо упростить её, что и сделали как и экономисты так и социологи, пойдя, правда, двумя противоположными путями. Экономисты абстрагировались от социальных факторов и сосредоточились на индивидуальных, социологи сделали наоборот, следствием чего и явились указанные выше недостатки их теории.

Теперь рассмотрим институциональную теорию. В ней прямо говорится, что наряду с социальными институтами в поведении человека, и, следовательно, во всей человеческой истории, огромную роль играют природные склонности и инстинкты. Это помогает институционалистам избавиться от социологической статичности и предопределённости социальными нормами, такой подход вносит черты индивидуальности в характер каждого человека, причём такая индивидуальность обусловлена не различным социальным окружением, а именно биологическими особенностями.

Однако, по причине того, что институционалисты не избегают сложности реального мира, не останавливаются на рассмотрении чего-то одного, они смогли сделать совсем немного выводов из своих реалистичных, но усложнённых конструкций. Признание, например, Веблена в современной экономической науке ограничено так называемым «эффектом Веблена», который был описан и объяснён им ещё в «Теории праздного класса». Его суть заключается в том, что на некоторые вещи (обычно предметы роскоши) нарушается закон спроса: при росте цены на них возрастает и спрос. Веблен объяснял этот парадокс действием закона демонстративного потребления, при котором потребление совершается не для удовлетворения жизненно необходимых, рациональных потребностей, а исключительно ради демонстрации своего социального статуса. Не смотря на столь очевидную возможность и естественность такой ситуации, до Веблена экономическая теория игнорировала её возможность. Действительно, ведь Робинзону, лишённому социальных контактов не перед кем хвастать дорогой вещью; демонстративное потребление ему не свойственно, чего не скажешь о реальном человеке.


 

Заключение

 

По итогам сравнения трёх моделей можно составить следующую таблицу, в которой наглядно сравниваются все три модели:

Основание Экономический человек Социологический человек Институциональный человек
1 Функция модели Модель – лишь инструмент, служащий для анализа экономических процессов Модель – лишь инструмент, служащий для анализа социальных процессов Модель человека – центральный объект исследования сама по себе. Также используется для анализа социальных процессов.
2 Ограниченность ресурсов Является главной экономической проблемой Присутствует, но не является главной проблемой Присутствует, но не является главной проблемой
3 Методологическая ориентация Методологический индивидуализм Методологический коллективизм Методологический коллективизм
4 Детерминант поведения Гедонизм, сопряжённый с эгоизмом, т.е. стремление к максимизации только своего удовольствия Общественные нормы, ценности, мнение «значимых других» Привычки, инстинкты и социальные институты
5 Количество ролей Единственность роли: либо потребитель благ, либо поставщик труда Богатый ролевой набор Богатый ролевой набор
6 Детерминированность поведения Биологическая и генетическая наследственность, мало зависящая от социального окружения Детерминированность социальными нормами, безграничные возможности социальной инженерии Детерминированность социальными нормами, которые, однако, могут изменяться индивидами. Существуют некоторые особенности человеческой природы, неподвластные социальной инженерии
7 Изобретательность Экспериментирование, создание новых возможностей – важная часть биологической наследственности Следование возможностям, зафиксированным в системе правил Не упоминается
8 Оценивание Оценивание является одним из ключевых моментов, поскольку модель выбора предполагает сопоставление альтернатив Оценивание не имеет самостоятельной функциональной нагрузки и может использоваться лишь в случае отклонения других людей от правил, что в чистой модели не ожидается Присутствует
9 Максимизация Одна из ключевых предпосылок В явном виде не присутствует Отрицание максимизации
10 Существование предпочтений В отношении по крайней мере нескольких из предлагаемых ему товаров индивид выражает свои фиксированные предпочтения Существуют индивиды, которые порой испытывают трудности при определении предпочтений. для других же предпочтения зависят от мимолётного изменения настроения Не упоминается
11 Степень независимости предпочтений Абсолютно независимые предпочтения На предпочтения влияют множество факторов: реклама, соц. группы На предпочтения влияют множество факторов: реклама, соц. группы
12 Эгоизм Индивид выражает предпочтения только относительно своего потребления Предпочтения зависят от разнообразных эк. характеристик Предпочтения зависят от разнообразных эк. характеристик
13 Полнота Индивид способен проранжировать любые два набора товаров Индивид не всегда способен проранжировать любые два набора товаров Не упоминается
14 Степень информированности Индивид обладает абсолютной информацией о ценах Индивид часто не обладает полной информацией Индивид часто не обладает полной информацией
15 Счётные способности Совершенство: индивид способен мгновенно и без затрат определить лучший для него вар. Несовершенство. Индивид часто действует путём проб и ошибок Несовершенство
16 Степень осознания возможностей выбора Совершенное осознание, т. к. индивид полностью осведомлён о реальных характеристиках товара Индивид может быть жертвой ошибок восприятия, происходящих от недостатка инф. или рекламы Не упоминается
17 Предположение об ограничителях потребления Доход – единственное ограничение Существует множество ограничений: время, институциональные ограничения Существует множество ограничений: время, институциональные ограничения
18 Рациональность Инструментальная, формальная рациональность Функциональная, смысловая рациональность Функциональная, смысловая рациональность
19 Основной тип действия Целерациональный и формально рациональный Ценностнорациональный, традиционный, сущностнорациональный Ценностнорациональный, традиционный, сущностнорациональный

 

Из неё особенно хорошо заметен компромиссный характер институциональной модели человека. С одной стороны Веблен, как и социологи, принял во внимание важнейшую роль общества, которое в значительной степени определяет поведение человека. В «Теории праздного класса» он прекрасно проиллюстрировал принудительную силу общественных институтов, часто заставляющую принимать нерациональные решения.

С другой стороны Веблен, как и неоклассики не был согласен с тотальным социальным детерминизмом и безграничными возможностями социальной инженерии, но причины для этого у него были иные. Он следовал учению уважаемой им современной психологии, которая утверждала, что истоки человеческой деятельности нужно искать в привычках и инстинктах. Этим его модель отличилась как от социологической, так и от неоклассической.

Под действием этих причин американский исследователь создал свою оригинальную теорию с соответствующей ей моделью человека, которая, как было показано, соединила в себе черты двух других и, помимо этого, вносит нечто своё. Эту модель можно назвать и самой реалистичной, самой эволюционной, но и самой непригодной для практического исследования в силу своей сложности.

Но, несмотря на свою невостребованность экономической наукой, модель институционального человека выполнила свою важнейшую функцию: она указала на вопиющие недостатки неоклассики, на скудность модели неоклассического человека, поэтому можно считать, что критика Веблена была успешна. Институционализм внёс значительный вклад в реформирование неоклассической теории, которое продолжается и в настоящий момент под знаменами неоинституционализма и нового институционализма. Первое течение утратило непримиримый критический настрой старой теории и влилось в мэйнстримовое течение экономической науки, обогатив его многими теориями [35, с. 30]. Новый же институционализм по-прежнему подвергает критике основные постулаты неоклассики, такие как формальная рациональность экономического человека, но делает он это уже несколько другим способом, например, с помощью теории неполной рациональности Г. Саймона, который утверждает, что человек не только не способен собрать всё информацию о рыночных параметрах, но и не может обработать уже собранные данные оптимальным способом [35, с. 31], и можно надеяться, что критический вклад нового институционализма будет ещё успешнее, что у его прародителя.


 



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Сравнение социологической и институциональной моделей человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнение социологической и институциональной моделей человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)