Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Россия в системе МРТ



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
Глава 3. Россия в системе МРТ 0.00 из 5.00 0 оценок




Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Несмотря на формальное расширение с начала 90-х гг. участия в международных экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возросли, но даже сократились, едва превысив в настоящее время 1%.

Прежде всего о позиции, занимаемой Россией в системе мирохозяйственных связей, свидетельствует товарная структура и модель ее внешнеэкономических связей, а также доля ее участия в геоэкономической системе.

Товарная структура российского экспорта в 2007 г. была следующей. На три основные группы сырья и материалов (топливно-энергетические ресурсы, металлы, лесобумажная продукция) приходилось 84,3% всего экспорта, в том числе на топливно-энергетические ресурсы – 64%.

 Продукция с высокой долей добавленной стоимости (машины, оборудование и транспортные средства, товары химической и легкой промышленности) составила 13,1% экспорта, в том числе машины, оборудование и транспортные средства – 5,6%[7]. Доля последней группы в общем объеме экспорта, несмотря на некоторый стоимостной рост, постоянно снижается.

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

В региональном аспекте монокультура экспорта привела к сверхконцентрации зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Более половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

В сфере международного обмена услугами Россия выступает преимущественно в роли импортера, что свидетельствует о недостаточном развитии в стране транспортной и туристической инфраструктур, телекоммуникаций, финансовых, консультационных и иных подобных структур[8].

Удельный вес России в накопленных вывезенных мировых ПИИ оценивается в 0,4-0,5%[9]. Близкую цифру – 0,5% (по другим оценкам 1,3%) всего мирового объема составляют зарубежные ПИИ (прямые иностранные инвестиции), накопленные в российской экономике. Из общего объема накопленных к 2005 г. ПИИ 25% приходилось на добывающую промышленность, 12,7% – на металлургическую, по 7% – на пищевую и нефтяную, 6% – на торговлю и 5% – на транспорт. В производство машин и оборудования было вложено лишь 0,8%, в электротехническую и электронную отрасли – 0,5%, в производство транспортных средств – 1,5% ПИИ[10]. То есть Россия крайне незначительно участвует в транснациональных воспроизводственных отношениях и, следовательно, почти не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Сырьевые отрасли, в которые преимущественно вкладываются ПИИ, поступающие в России, непосредственно не участвуют в отношениях транснациональной производственной кооперации.

Модель внешнеэкономических связей России является преимущественно торговой, а не производственно-инвестиционной. Ее специализация в системе мирохозяйственных связей носит сырьевой характер. Это свидетельствует о периферийной позиции России и соответственно об ее неполной включенности в мировую геоэкономическую систему. Таким образом, Россия практически не участвует в создании и перераспределении мирового дохода, который формируется в рамках этой системы.

Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой несырьевой торговле. И главная проблема здесь – это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства.

Также не следует забывать о политической составляющей развития экономических взаимоотношений с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Безусловно, положение России на мировой экономической арене вызывает озабоченность не только само по себе. Нынешний характер участия России в международном разделении труда породил в отечественном народном хозяйстве процессы, развитие которых может подорвать возможности экономического роста. Растущие поставки за рубеж главным образом базовых товаров – энергоресурсов, металлов, удобрений, леса – и увеличивающийся импорт готовой промышленной продукции провоцируют “утяжеление” структуры промышленного производства и деиндустриализацию экономики[11]. В ней все большее место занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья и все меньшее – машиностроение и отрасли, выпускающие потребительские товары. При сохранении таких тенденций Россия рискует превратиться в территорию, на которой будут сконцентрированы главным образом добыча минерального сырья и экологически обременительные производства. Она по-прежнему будет находиться в серьезной зависимости от колебаний цен на мировых рынках.

Сложившаяся за последнее столетие внешнеэкономическая специализация не позволяет России вести масштабную торговлю готовыми изделиями: их доля в отечественном экспорте составляет примерно треть, в 2,4 раза меньше, чем у всех стран мира в целом. В еще меньшей мере она способна к обмену продукцией машиностроения, удельный вес которой в отечественном экспорте в семь раз меньше, чем в мире в целом. Совсем незначительны ее возможности в торговле высокотехнологичной продукцией, на долю которой приходиться около 2%  экспорта, в восемь раз меньше среднемирового показателя. Невелик потенциал страны и в торговле услугами.

Все это говорит о настоятельной необходимости перестройки внешнеэкономической специализации, без которой вряд ли можно рассчитывать на стабильный экономический рост и укрепление позиций российских производителей.

Анализ состояния отдельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что возможности изменить характер участия России в системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее им портной зависимости[12].

Для того чтобы наша страна, сохраняя традиционный экспорт, могла предложить на внешних рынках более широкий спектр готовой продукции, а также имела возможность рационализировать импорт, требуется модернизировать и диверсифицировать экономику, обновить ее технологический базис, который стремительно устаревает морально и физически. Все это может обеспечиваться только с помощью инвестиций и инноваций.

Повышение инвестиционной и инновационной активности – общенациональная проблема, решение которой вряд ли возможно без согласованных усилий всех ветвей власти и отечественного бизнеса.

Таким образом, в сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели[13]:

· повышение конкурентоспособности российской экономики;

· сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

· обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;

· проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

· сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности необходимо обеспечить реализацию определенных мер.

Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям.

Первое направление – выработка и реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и "ноу-хау").

Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.).

Второе направление – обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.

Созданию таких условий будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

Третье направление – защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств.

Четвертое направление – формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики.

 

При этом основой устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях[14].

Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.

Необходимо расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулирования торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.

Также необходимо налаживание интенсивных торгово-экономических связей с зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное сотрудничество является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. Рассмотрим основные направления внешнеэкономических связей России.

Азиатско-Тихоокеанское направление. Страны АТР бурно развиваются в последнее время. Экономические интересы России в регионе АТР стимулируются наличием в нем капиталов, технологий, а также нужного стране сырья, относительно дешевых транспортных путей через Тихий океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал в Сибири и на Дальнем Востоке, передавать опыт борьбы со стихийными бедствиями и развития малых народов, использовать свой транспортный и рыболовный потенциал в Тихоокеанском бассейне.

В рамках АТР следует выделить североамериканское направление, которое является сосредоточением самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Несмотря на политические разногласия между Россией и США перспективным является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое сотрудничество и др.).

Европейское направление. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям, исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Пора серьезно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ.

Направление СНГ. Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удается преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в ее внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. Постсоветское пространство продолжает дробиться, возникает все больше разногласий как в политических, так и экономических вопросах. Однако рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой. Также существуют военно-стратегические мотивы сотрудничества. Поэтому недопустимо упускать возможность тесной взаимовыгодной работы с рынками стран СНГ. При наличии продуманной долгосрочной политики России на этом направлении оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к России.

С развивающимися странами внешнеэкономические связи России предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован. Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом. По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.

В рамках работы по налаживанию внешнеэкономических связей России с зарубежными странами потребуется система государственного поощрения отечественных компаний, участвующих в инвестициях за рубежом; необходима качественная инфраструктура для обеспечения торговли между государствами; также нужно проводить работу в дипломатическом аппарате, направленную на помощь отечественному бизнесу[15].

Осуществление активной внешнеэкономической политики предполагает формирование системы контроля за обеспечением прав России, вытекающих из двухсторонних и многосторонних международных торговых соглашений. Этот инструмент необходим для адекватной реакции на любые случаи нарушения таких прав, дискриминации российских компаний, их товаров и услуг на внешних рынках. Российские экономические операторы должны получить равные возможности защиты своих интересов.

Важно понимать, что без государственной поддержки бизнесу чрезвычайно сложно выйти на зарубежные рынки и тем более поддерживать высокую конкурентоспособность.

Для достижения поставленных целей и для укрепления своих позиций в мире Россия должна проводить активную политику в области внешнеэкономических связей и торговых отношений. По мнению премьер-министра РФ, Владимира Путина, "активная внешнеэкономическая политика – один из важнейших факторов долгосрочного роста экономики и эффективный инструмент для ее перехода на инновационный путь развития".

 


Заключение

В России форсированными темпами формируется экономическая система открытого типа, однако осуществляется это не всегда продуманно и зачастую без учета экономических интересов страны, что не только не способствует повышению эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности, но и, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны.

Россия вывозит крайне мало промышленных потребительских товаров и еще меньше машин и оборудования. Это объясняется рядом причин, в частности, низкой конкурентоспособностью российских промышленных товаров на мировом рынке. Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер, что свойственно только странам с очень низким уровнем экономического развития. Неблагоприятна также и структура импорта, по которому в страну ввозится в основном продовольственная продукция.

Все это позволяет констатировать, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции непроизводственного потребления. Такое положение крайне неблагоприятно, так как в мировой практике наблюдается устойчивая тенденция ухудшения условий торговли при обмене сырья на готовую продукцию. В этом и заключается одна из причин постоянно увеличивающегося разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами

    Но несмотря на имеющиеся трудности экономического и неэкономического характера, у России имеются все возможности для того, чтобы на равных интегрироваться в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных экономических отношений.

Переход в мировое рыночное хозяйство для России не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно бороться. В связи с этим на пути интеграции в мировое хозяйство весьма актуальной для нашей страны становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму того ущерба, который может быть нанесен российской экономике вследствие воздействия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективных действий российских политических и экономических субъектов на мировых рынках.

Таким образом, перспективы России как полноправного участника в международном разделении труда наравне с развитыми постиндустриальными странами будут зависеть от полноценного и рационального использования ресурсного потенциала страны, развития финансового сектора, создания крепкой институциональной среды (законодательная база, налоговая система, система патентования и страхования) и параллельного проведения научно-технической политики, обеспечивающей непрерывный рост вложений в фундаментальные и прикладные исследования и разработки.


Литература

1. Баранов В.Д. Российские транснациональные корпорации на международных рынках товаров и услуг // Российский внешнеэкономический вестник – 2008. –№ 6.

2. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – № 9.

3. Булатов Н. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. – 2004. – № 1.  

4. Кобрина И.А. Внешняя торговля России в 2007 году // Российский внешнеэкономический вестник – 2008. – № 5.

5. Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. – М.: ЛКИ, 2007. – 288 с.

6. Маджидов М. Глобализация мировой экономики. Положительные тенденции //РФ сегодня. – http://www.russia-today.ru/2006/no_11/11_topic_6.htm

7. Малинин А.С. Проблемы и приоритеты развития мировой экономики. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. – 500 с.

8. Международные экономические отношения: Учебник./Под ред. Б.М.Смитенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с.

9. Мельничук А.П. Внешнеполитическая деятельность. Международный обмен технологиями. – М.: Экмос, 2003. – 144 с.

10. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. – М.: Экономистъ, 2004. – 303 с.

11. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства: международное разделение труда. – М.: Аспект-Пресс, 2006.  – 239 с.

12. Нешитой А. Необходима смена приоритетов// Экономист. – №2. – 2006. – С. 3-8

13. Оболенский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов? // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 6. – http://www.nkj.ru/archive/articles/1575/

14. Скобелева О.А., Шаламов А.В. Россия в международном разделении труда: анализ и перспективы развития // Экономика – 2005. – №3.

15. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2004. – 272 с.

16. Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности// Вопросы экономики. – №2. – 2006.

17. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2004. – 384 с.

18. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. – М.: Экономика, 2002. – 480 с.

19. Шишков Ю.В. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 10. – http://ushishkov.narod.ru/worldeconomy/we4.htm

20. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. – 2004. – № 7. – http://www.hse.ru/news/1115257.html

 


[1] Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2004.

[2] Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М.Смитенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.

[3] Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. – М.: Экономистъ, 2004.

 

[4] Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства: международное разделение труда. – М.: Аспект-Пресс, 2006. 

[5] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. – М.: Экономика, 2002.

[6] Мельничук А.П. Внешнеполитическая деятельность. Международный обмен технологиями. – М.: Экмос, 2003.

[7] Кобрина И.А. Внешняя торговля России в 2007 году // Российский внешнеэкономический вестник – 2008. – № 5. – С.43-45.

[8] Маджидов М. Глобализация мировой экономики. Положительные тенденции // РФ сегодня. – http://www.russia-today.ru/2006/no_11/11_topic_6.htm

[9] Баранов В.Д. Российские транснациональные корпорации на международных рынках товаров и услуг // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. – № 6. – С.26.

[10] Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. – М.: ЛКИ,  2007. –C.130

[11] Оболенский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов? // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 6. – http://www.nkj.ru/archive/articles/1575/

 

[12] Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения  – 2003. – № 9. – С. 3-12.

 

[13] Нешитой А. Необходима смена приоритетов// Экономист. – №2. – 2006.

[14] Скобелева О.А., Шаламов А.В. Россия в международном разделении труда: анализ и перспективы развития // Экономика – 2005. – №3.

[15] Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. – 2004. – № 7. – http://www.hse.ru/news/1115257.html



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
Глава 3. Россия в системе МРТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Россия в системе МРТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)