ГУЛАГ- экономика принудительного труда
Работу выполнила: студентка III курса 619 группы факультета истории и юриспруденции Байкова А.В. Научный руководитель: старший преподаватель Кондрашин Д.В. ЕЛАБУГА 2009 Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Становление и развитие системы принудительного труда 1.1. Зарождение лагерной системы………………………………………….….9 1.2. Империя лагерей……………………………………………………….......14 Глава II. Лагерная экономика, основанная на труде заключенных 2.1. Организация и использование труда заключенных…………………..….16 2.2. ГУЛАГ во время войны…………………………………………………….23 Заключение…………………………………………………………………..…..37 Список использованной литературы и источников…………………………...42 ВВЕДЕНИЕ Считается, что первые в мире концентрационные лагеря были организованы испанцами еще в 1895 году, когда на Кубе началось освободительное восстание. А вторыми стали англичане, сооружавшие такие лагеря для пленных в ходе Англо-бурской войны 1899—1902 годов. Начинание привилось. С той же целью концентрационные лагеря разворачивались во время Первой мировой войны. Но безусловный приоритет советской власти заключается в том, что она первой стала использовать их для принудительной изоляции граждан собственной страны. Второй приоритет еще более существенный: нигде в мире за колючей проволокой не содержалось такое количество ни в чем не повинных людей, как в советских тюрьмах. Судебные ошибки время от времени случаются повсюду, однако это — исключения. В ГУЛАГе же редким исключением были справедливые приговоры, а правилом — осуждение безвинных.[1] Под это была подведена теоретическая база. В кровавом 1937 году Вышинский, выступая с докладом перед работниками правоохранительных органов, напомнил, что установление абсолютной истины невозможно в принципе, приходится довольствоваться относительной. Этот универсальный закон справедлив и для следствия. Не надо тратить время на поиск абсолютных улик, несомненных свидетелей. Относительные же доказательства виновности следователь может найти, «опираясь не только на свой ум, но и на свое партийное чутье». А «царицей доказательств» было объявлено признание подследственного, выбиваемое из него пытками, изощренности которых позавидовали бы и в гестапо. Но главное, наверное, было все же в другом. Лагеря служили постоянно возобновляемым, а потому практически неисчерпаемым и совершенно бесплатным источником рабочей силы. Если вдуматься, зеки и были истинными героями социалистического труда. Это они в невыносимо тяжких условиях обеспечивали выполнение амбициозных «сталинских пятилеток», вручную строили Беломорско-Балтийский канал, прокладывали железнодорожную колею на Крайнем Севере, строили Норильск и Комсомольск. Адреса «ударных строек» хорошо известны: Карлаг (Карагандинский лагерь), Дальстрой НКВД, Беломорско-Балтийский ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) и комбинат НКВД, Воркутинский ИТЛ, Норильский ИТЛ и так далее — названий хватит не на одну журнальную страницу. Но некоторые, наиболее экзотичные, я все же приведу:. АЛЖИР, что означает не страну вСеверной Африке, а Актюбинский лагерь жен изменников родины, или знаменитый СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Так что Россия все же оказалась родиной «слона», хотя это пытались оспорить. Концентрационный лагерь, как термин и явление, должен был остаться в XX веке. К счастью, ГУЛАГ там и остался. Физически он больше не существует, а некоторые его сбереженные фрагменты стали объектами экскурсий для любознательных западных туристов, любящих экстрим. Но беспредел, царящий (скажем мягко) в некоторых местах заключения новой России, как бы пунктирно напоминает приметы рассыпавшегося архипелага. Там, где существует правовой вакуум, он возникает самопроизвольно. Актуальность темы. Политические, экономические и военные реалии второй половины XX века затрудняли изучение многих ключевых проблем советской истории, и в частности, не позволяли объективно и достоверно исследовать проблему принудительного труда и политических репрессий в СССР. В научной и научно-публицистической литературе обозначился широкий спектр мнений как о самой природе ГУЛАГа, так и о его месте и роли в советской государственной системе. Коренные преобразования, затронувшие социально-экономическую и политическую жизнь России в последнее десятилетие, вызвали потребность в переосмыслении исторического пути, пройденного страной в XX веке, особенно в советский период ее развития. Устойчивый интерес в российском обществе проявляется к ещё недавно закрытым темам, в частности, ГУЛАГу, являвшемуся неотъемлемой частью социалистической действительности в СССР. Влияние ГУЛАГа, как системы управления местами заключения, распространялось практически на все сферы жизнедеятельности советского общества. Его мрачные казематы раскинулись по всей территории страны и поглотили миллионы безвинных человеческих жертв. Изучение истории пенитенциарных учреждений важно для восстановления прошлого советского ГУЛАГа в целом. Данное обстоятельство вызвано тем, что изучению истории советской пенитенциарной системы до недавнего времени уделялось недостаточное внимание в отечественной науке, что обуславливалось с одной стороны закрытостью основной части архивных материалов, находившихся под грифом «секретно», и недоступностью мемуарной литературы по лагерной тематике, а с другой - неспособностью исследователей открыто выражать свои взгляды по проблемам функционирования исправительно-трудовых учреждений в СССР. Начавшая формироваться в СССР в конце 1920-х годов система исполнения уголовного наказания в виде исправительно-трудовых лагерей превратилась со временем в мощный лагерно-промышленный комплекс, игравший значительную роль в экономической и политической жизни страны. Обзор используемой литературы. Достаточно подробно описывают Джекобсон М., Смирнов М.В. в совместной работе Система мест заключения в РСФСР и СССР, 1917-1930гг[2] первоначальные причины создания лагерной системы. Работа зарубежного автора Лафронта Е.Р. - Черная книга коммунизма[3], освещает ряд аспектов, связанных с определением состояния условий труда заключенных, но имеется недостаток – работа заканчивается на времени окончания Великой Отечественной войны, а ГУЛАГи существовали еще продолжительное время. Подробное описание получила экономика ГУЛАГа в работе Смирнова М.Б., Сигачева С.П., Шкалова Д.В. Система мест заключения в СССР.1929-1960гг.[4] Авторы Бородкина Л. И., Грегори П., Хлевнюк О. В. работы - ГУЛАГ: Экономика принудительного труда.[5] исследуют вопросы организации принудительного труда, его производительности и степени эффективности на архивном материале крупнейших объектов ГУЛАГа. Характеристика источников. ГУЛАГ (Главное управление лагерей.1917-1969).Составители А.И. Кокурин, Н.В. Петров[6]. Авторы основывают свои исследования на больших массивах документов из ранее секретных архивных фондов советских карательных ведомств - ОГПУ, НКВД, МВД СССР. Рассмотрены общие вопросы принуждения к труду в СССР в 1930-х — 1950-х гг., отдельно по лагерям, масштабы и структура лагерной экономики, эволюция системы ее управления. Показаны специфические методы сочетания принуждения и стимулирования труда заключенных ГУЛАГа. Хлевнюк О.В.Принудительный труд в экономике СССР,1929-1941гг[7]. Здесь основное внимание уделяется специфике использования принудительного труда в тех районах страны, где рабочая сила ГУЛАГа играла наиболее важную роль (на Дальнем Востоке, в Заполярье, в Карелии, а также в Сибири и на Урале). Чебуркин П.В.Воспоминания (без названия)[8]. Произведение построено на основе воспоминания узников лагерей. Цель курсовой работы - исследовать ГУЛАГ как социально-экономический феномен советского государства, проследить экономическую и социальную взаимозависимость и взаимообусловленность ГУЛАГа и советской государственной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: - рассмотреть условия зарождения системы принудительного труда. - исследовать лагерную экономику как особую систему хозяйства, основанную на использовании различных видов принудительного труда, прежде всего труда заключенных. Объект исследования: Главное управление лагерей (в сокращенном написании - ГУЛАГ). Предмет исследования: использование принудительного труда заключенных как средство поднятия экономики страны. Методологической основой курсовой работы послужил сравнительно-сопоставительный метод, на основе которого проводился анализ имеющихся исторических и историографических источников. Данный метод помогает выявить взаимосвязь, сравнить сходства и различия, с целью восстановления максимально объективной картины исторической действительности. Хронологические рамки: первая граница определяется созданием Центрального управления лагерями принудительных работ -11 апреля 1919 года в системе НКВД РСФСР. Нижняя граница определяется упразднением системы ГУЛАГ указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960. Новизна: изучениеГУЛАГа на качественно новом уровне стало возможным лишь на рубеже 1980-1990-х годов, когда исследователи получили доступ (хотя и весьма ограниченный) к необходимым архивным материалам. Большое значение в этой ситуации имел Указ Президента Российской Федерации № 658 от 23 июня 1992 г. «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». Указ, «учитывая законное право граждан на получение правдивой информации о творившемся произволе», предписывал рассекретить в трехмесячный срок все документы по вопросам организации и деятельности судебных и внесудебных органов, исправительно-трудовых учреждений, применения принудительного труда и т.д., за исключением материалов по оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.[9] В курсовой работе я могла использовать труды, большая часть которых длительное время была недоступна исследователям в связи со строжайшим режимом секретности, касавшимся всех аспектов деятельности репрессивных органов власти. Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть с успехом использованы в научно-педагогической практике (при подготовке учебных и лекционных курсов по новейшей отечественной истории и написании работ обобщающего характера по истории советского государства и права); в музейно-краеведческой работе (при подготовке музейных экспозиций по истории политических репрессий, при разработке тематических экскурсий) и др.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |