Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГУЛАГ- экономика принудительного труда



2020-02-04 228 Обсуждений (0)
ГУЛАГ- экономика принудительного труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Работу выполнила:

студентка III курса 619 группы

факультета истории и юриспруденции

Байкова А.В.

Научный руководитель:

старший преподаватель Кондрашин Д.В.

ЕЛАБУГА 2009

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Становление и развитие системы принудительного труда

1.1. Зарождение лагерной системы………………………………………….….9

1.2. Империя лагерей……………………………………………………….......14

Глава II. Лагерная экономика, основанная на труде заключенных

2.1. Организация и использование труда заключенных…………………..….16

2.2. ГУЛАГ во время войны…………………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………..…..37

Список использованной литературы и источников…………………………...42

ВВЕДЕНИЕ 

Считается, что первые в мире концентрационные ла­геря были организованы испанцами еще в 1895 году, когда на Кубе нача­лось освободительное восстание. А вторыми стали англичане, сооружав­шие такие лагеря для пленных в ходе Англо-бурской войны 1899—1902 го­дов. Начинание привилось. С той же целью концентрационные лагеря раз­ворачивались во время Первой миро­вой войны. Но безусловный приоритет советской власти заключается в том, что она первой стала использовать их для принудительной изоляции граж­дан собственной страны.

Второй приоритет еще более суще­ственный: нигде в мире за колючей проволокой не содержалось такое количество ни в чем не повинных лю­дей, как в советских тюрьмах. Судеб­ные ошибки время от времени случа­ются повсюду, однако это — исключе­ния. В ГУЛАГе же редким исключени­ем были справедливые приговоры, а правилом — осуждение безвинных.[1]

Под это была подведена теоретиче­ская база. В кровавом 1937 году Вы­шинский, выступая с докладом перед работниками правоохранительных ор­ганов, напомнил, что установление абсолютной истины невозможно в принципе, приходится довольство­ваться относительной. Этот универ­сальный закон справедлив и для след­ствия. Не надо тратить время на поиск абсолютных улик, несомненных сви­детелей. Относительные же доказа­тельства виновности следователь мо­жет найти, «опираясь не только на свой ум, но и на свое партийное чу­тье». А «царицей доказательств» было объявлено признание подследственно­го, выбиваемое из него пытками, изо­щренности которых позавидовали бы и в гестапо. Но главное, наверное, было все же в другом. Лагеря служили по­стоянно возобновляемым, а потому практически неисчерпаемым и совер­шенно бесплатным источником рабо­чей силы.

Если вдуматься, зеки и были истин­ными героями социалистического тру­да. Это они в невыносимо тяжких ус­ловиях обеспечивали выполнение ам­бициозных «сталинских пятилеток», вручную строили Беломорско-Балтийский канал, прокладывали железнодо­рожную колею на Крайнем Севере, строили Норильск и Комсомольск. Адреса «ударных строек» хорошо из­вестны: Карлаг (Карагандинский ла­герь), Дальстрой НКВД, Беломорско-Балтийский ИТЛ (исправительно-тру­довой лагерь) и комбинат НКВД, Воркутинский ИТЛ, Норильский ИТЛ и так далее — названий хватит не на од­ну журнальную страницу. Но некото­рые, наиболее экзотичные, я все же приведу:. АЛЖИР, что означает не страну вСеверной Африке, а Актюбинский лагерь жен изменников роди­ны, или знаменитый СЛОН — Соло­вецкий лагерь особого назначения. Так что Россия все же оказалась родиной «слона», хотя это пытались оспорить.

Концентрационный лагерь, как термин и явление, должен был остаться в XX веке. К счастью, ГУЛАГ там и остался. Физически он больше не существует, а некоторые его сбереженные фрагменты стали объектами экскурсий для любозна­тельных западных туристов, любящих экстрим. Но беспредел, царящий (ска­жем мягко) в некоторых местах заклю­чения новой России, как бы пунктир­но напоминает приметы рассыпавше­гося архипелага. Там, где существует правовой вакуум, он возникает само­произвольно.

Актуальность темы. Политические, экономические и военные реалии второй половины XX века затрудняли изучение многих ключевых проблем советской истории, и в частности, не позволяли объективно и достоверно исследовать проблему принудительного труда и политических репрессий в СССР. В научной и научно-публицистической литературе обозначился широкий спектр мнений как о самой природе ГУЛАГа, так и о его месте и роли в советской государственной системе.

    Коренные преобразования, затронувшие социально-экономическую и политическую жизнь России в последнее десятилетие, вызвали потребность в переосмыслении исторического пути, пройденного страной в XX веке, особенно в советский период ее развития. Устойчивый интерес в российском обществе проявляется к ещё недавно закрытым темам, в частности, ГУЛАГу, являвшемуся неотъемлемой частью социалистической действительности в СССР.

Влияние ГУЛАГа, как системы управления местами заключения, распространялось практически на все сферы жизнедеятельности советского общества. Его мрачные казематы раскинулись по всей территории страны и поглотили миллионы безвинных человеческих жертв. Изучение истории пенитенциарных учреждений важно для восстановления прошлого советского ГУЛАГа в целом. Данное обстоятельство вызвано тем, что изучению истории советской пенитенциарной системы до недавнего времени уделялось недостаточное внимание в отечественной науке, что обуславливалось с одной стороны закрытостью основной части архивных материалов, находившихся под грифом «секретно», и недоступностью мемуарной литературы по лагерной тематике, а с другой - неспособностью исследователей открыто выражать свои взгляды по проблемам функционирования исправительно-трудовых учреждений в СССР.

Начавшая формироваться в СССР в конце 1920-х годов система исполнения уголовного наказания в виде исправительно-трудовых лагерей превратилась со временем в мощный лагерно-промышленный комплекс, игравший значительную роль в экономической и политической жизни страны.

Обзор используемой литературы.  Достаточно подробно описывают Джекобсон М., Смирнов М.В. в совместной работе Система мест заключения в РСФСР и СССР, 1917-1930гг[2] первоначальные причины создания лагерной системы. Работа зарубежного автора Лафронта Е.Р. - Черная книга коммунизма[3], освещает  ряд аспектов, связанных с определением состояния условий труда заключенных, но имеется недостаток – работа заканчивается на времени окончания Великой Отечественной войны, а ГУЛАГи существовали еще продолжительное время. Подробное описание получила экономика ГУЛАГа в работе Смирнова М.Б., Сигачева С.П., Шкалова Д.В. Система мест заключения в СССР.1929-1960гг.[4] Авторы   Бородкина Л. И., Грегори П., Хлевнюк О. В. работы -  ГУЛАГ: Экономика принудительного труда.[5] исследуют вопросы организации принудительного труда, его производительности и степени эффективности на архивном материале крупнейших объектов ГУЛАГа.

Характеристика источников. ГУЛАГ (Главное управление лагерей.1917-1969).Составители А.И. Кокурин, Н.В. Петров[6]. Авторы основывают свои исследования на больших массивах документов из ранее секретных архивных фондов советских карательных ведомств - ОГПУ, НКВД, МВД СССР. Рассмотрены общие вопросы принуждения к труду в СССР в 1930-х — 1950-х гг., отдельно по лагерям, масштабы и структура лагерной экономики, эволюция системы ее управления. Показаны специфические методы сочетания принуждения и стимулирования труда заключенных ГУЛАГа.

Хлевнюк О.В.Принудительный труд в экономике СССР,1929-1941гг[7]. Здесь основное внимание уделяется специфике использования принудительного труда в тех районах страны, где рабочая сила ГУЛАГа играла наиболее важную роль (на Дальнем Востоке, в Заполярье, в Карелии, а также в Сибири и на Урале).

 Чебуркин П.В.Воспоминания (без названия)[8]. Произведение построено на основе воспоминания узников лагерей.

Цель курсовой работы - исследовать ГУЛАГ как социально-экономический феномен советского государства, проследить экономическую и социальную взаимозависимость и взаимообусловленность ГУЛАГа и советской государственной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- рассмотреть условия зарождения системы принудительного труда.

- исследовать лагерную экономику как особую систему хозяйства, основанную на использовании различных видов принудительного труда, прежде всего труда заключенных.

Объект исследования: Главное управление лагерей (в сокращенном написании - ГУЛАГ).

Предмет исследования: использование принудительного труда заключенных как средство поднятия экономики страны.

Методологической основой курсовой работы послужил сравнительно-сопоставительный метод, на основе которого проводился анализ имеющихся исторических и историографических источников. Данный метод помогает выявить взаимосвязь, сравнить сходства и различия, с целью восстановления максимально объективной картины исторической действительности.

Хронологические рамки: первая граница определяется созданием Центрального управления лагерями принудительных работ -11 апреля 1919 года в системе НКВД РСФСР. Нижняя граница определяется упразднением системы ГУЛАГ  указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960.

Новизна: изучениеГУЛАГа на качественно новом уровне стало возможным лишь на рубеже 1980-1990-х годов, когда исследователи получили доступ (хотя и весьма ограниченный) к необходимым архивным материалам. Большое значение в этой ситуации имел Указ Президента Российской Федерации № 658 от 23 июня 1992 г. «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». Указ, «учитывая законное право граждан на получение правдивой информации о творившемся произволе», предписывал рассекретить в трехмесячный срок все документы по вопросам организации и деятельности судебных и внесудебных органов, исправительно-трудовых учреждений, применения принудительного труда и т.д., за исключением материалов по оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.[9] В курсовой работе я могла использовать труды, большая часть которых длительное время была недоступна исследователям в связи со строжайшим режимом секретности, касавшимся всех аспектов деятельности репрессивных органов власти.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть с успехом использованы в научно-педагогической практике (при подготовке учебных и лекционных курсов по новейшей отечественной истории и написании работ обобщающего характера по истории советского государства и права); в музейно-краеведческой работе (при подготовке музейных экспозиций по истории политических репрессий, при разработке тематических экскурсий)

и др.



2020-02-04 228 Обсуждений (0)
ГУЛАГ- экономика принудительного труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГУЛАГ- экономика принудительного труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)