Этапы становления технологического образования в России
Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое. Возрастают требования к научной обоснованности всего учебно-воспитательного процесса, к глубоким знаниям истории педагогики. Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При утверждении феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Господствующий класс относился к труду, особенно физическому, все с большим презрением, рассматривая его как удел простого народа. Однако труд оставался жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное отношение к труду, определенную сумму практических умений, трудолюбие. Осуществлялся этот процесс в основном в семье и дал основу народной педагогической мысли. Народная педагогика мудро рассматривала труд и трудовое воспитание не только как необходимое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития молодого поколения. Именно из этого времени к нам пришли поговорки, пословицы и т.п., где теме труда отводится важное место. У восточных славян передача профессиональных навыков и умений пошла по пути "братчин" - товариществ, объединяющих людей одной профессии. Здесь готовили молодежь к определенному ремеслу. Такая же "цеховая" система была и в западных странах. Ее существование протянулось с IV до XVII в. и исторически отразилось в названиях кварталов городов. Торгово-ремесленные поселения-слободы вырастали вокруг городов, которых в России в середине XVII в. уже насчитывалось 254. Переход к мануфактурному периоду вызвал появление крупных предприятий с новой организацией труда, с механизмами, работавшими на водной энергии. Эти объективные процессы вызвали необходимость кроме трудового воспитания давать молодым людям элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, умения и навыки. Для постройки церквей и зданий требовались знания геометрии, математики, умения изготовить строительный кирпич, раствор, известковый грунт для настенной живописи, знание приемов строительной техники. В кузнечном деле, в литье пушек, судостроении и текстильном производстве - везде необходимы были грамотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными мастерствами. Наиболее кардинальные усилия в этом направлении предпринял Петр I, проведший важные реформы в области просвещения и культуры. Была сделана попытка широкого распространения грамотности (и не только среди господствующих классов), открыты цифирные школы, значительно выросло книгопечатание. В этих условиях роль трудового воспитания в семье как первоначального непременного условия подготовки к жизни вышла за рамки лишь семейных интересов. Возникла необходимость давать элементарную профессиональную подготовку младшему техническому персоналу и квалифицированным рабочим, не говоря уже об инженерах, моряках, строителях, военных, учителях, картографах и других специалистах. Первая в России - созданная по велению Петра I в 1701 г. в Москве - школа математических и навигационных наук была практически первой в Европе реальной школой, из которой выходили специалисты широкого профиля. Да и открытые чуть позже артиллерийская и инженерные школы стали готовить кадры не только для армии и флота, но и для промышленного производства. В становлении образования (и это прослеживается на протяжении всей истории человечества) всегда важную роль играли замечательные люди. Имена Виллима Ивановича Геннина (1676-1750) и Василия Никитича Татищева (1686-1750) накрепко связаны в истории России не только со становлением промышленности Урала, но и с созданием и разработкой системы трудового и профессионального образования. Новый тип школ - так называемые горно-заводские, где изучались черчение и механика, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное искусства. Дворянин Татищев считал, что надо учить и детей крестьян (как мальчиков, так и девочек): до 10 лет - чтению и письму, а с 10 до 15 лет - различным ремеслам. Его инструкции по организации, содержанию, методам обучения и воспитания, требования к учителям абсолютно вписываются в современные подходы. Этот фактически один из первых дидактов и методистов общего первоначального и профессионального обучения уже тогда продумал критерии, ценность которых непреходяща. Значительный вклад в распространение науки и просвещения сделали Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) и Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795), которому Россия обязана открытием первого женского училища - Института благородных девиц в Петербурге, Александр Николаевич Радищев (1749-1802) с его "Рассуждением о труде и праздности" и другие. Прогрессивные педагоги и деятели народного образования России периода капиталистического развития (60-90-е годы XIX в) последовательно создавали сокровищницу отечественной профессиональной школы. Николай Платонович Огарев (1813-1877) разрабатывал основы народных земледельческих училищ. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) был сторонником реального образования, о чем писал в своей книге "Школа и жизнь". Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья "Необходимость ремесленных школ в столицах" (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Николай Александрович Корф (1834 - 1883) разрабатывал концепцию педагогически-ремесленных мастерских при элементарной школе. Евгений Николаевич Андреев (1829 - 1889) в работе "Правильная постановка, общественное значение и экономическая сторона технического образования" заложил основы многих современных программ и уставов учебных заведений. Иван Алексеевич Вышнеградский (1831 - 1895) в 1884 г. составил "Общий нормальный план промышленного образования в России" - первый документ, довольно полно определивший исходные положения создания системы профессионально-технического образования. Среди тех, кто разрабатывал основные вопросы трудового воспитания и профессионального образования, - Карл Юрьевич Цируль (1857-1924), преподаватель труда и методики трудового обучения в Петербургском учительском институте (а затем в институте имени А.И. Герцена). Следует упомянуть и Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) - один из теоретиков анархизма, он занимался и различными науками, излагал в своих статьях взгляд на проблемы соединения умственного труда с физическим и общего образования с трудовым и физическим воспитанием. Система образования в дореволюционной России ни в чем не уступала европейской и американской. Более того, как это будет далее показано, разработанные системы, в частности "русская", применялись во многих странах мира. Вместе с тем необходимо отметить, что различия в путях развития образования западных стран и России отразились прежде всего в концепциях, подходах к системам, называемых привычным сегодня для нас термином "трудовая подготовка". Этому в определенной степени способствовали гуманистические принципы, принятые в европейских системах образования. В частности, возможности самовыражения личности в сочетании со стремлениями школы дать детям достаточно полные представления и о технико-технологической стороне окружающего мира, и о социально-экономических аспектах трудовой жизни позволили лучше решать подготовку учащихся к взрослой трудовой жизни. Характерно, что национальные педагогические школы не замыкались на своем опыте. Переходя к советскому периоду истории развития преподавания трудового обучения в школе, необходимо отметить, что, пожалуй, ни один компонент обучения не претерпевал за эти годы таких реформирований, как труд. В одном из первых документов Советской власти, в "Положении о Единой трудовой школе РСФСР" (1918), отмечалось, что труд рассматривается как один из важнейших компонентов обучения, образования и всестороннего развития личности. В школе внедрилась так называемая комплексная, или проектная, система обучения, согласно которой элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых заданий учащихся. Трудовая база комплексно-проектного обучения в большинстве школ ограничивалась природным окружением и сезонными работами. Выглядело это так. Получив, например, задание вскопать грядку для посадки овощей, учащиеся должны были начертить грядку (черчение), вычислить, какова площадь грядки (математика), определить, каков грунт грядки (естествознание), и т.д. При таком построении учебного процесса невозможно было вооружить учащихся систематизированными знаниями. Более того, не создавалось системы и самого трудового обучения, так как его содержание зависело от случайных факторов. Учащиеся получали отрывочные знания, мало связанные с нуждами индустриализации, а трудовые навыки носили, как правило, кустарно-ремесленный, а не политехнический характер. Причиной тому была не только слабая материальная база, но, прежде всего отсутствие той трудовой, гуманитарной и психологической культуры. С середины 20-х годов становится очевидным, что массовой общеобразовательной школе не удалось осуществить комплексные программы. В 1927 г. школа вернулась к предметному обучению. Начавшаяся индустриализация страны вызвала усиленное внимание к трудовой подготовке. Она становится главной целью воспитательной системы общеобразовательной школы. Этот курс соединяется с теорией политехнического образования, ставшей идеологией советской трудовой школы. В тот период на трудовое обучение отводилось от 6 до 12 ч в неделю, а старшие школьники все шире подключались к производственной практике на предприятиях.1-й Всероссийский политехнический съезд (август 1930 г) решил прикрепить все городские школы к предприятиям, а в сельской местности - к МТС, колхозам и совхозам. Однако постановлениями ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. "О начальной и средней школе" и от 25 августа 1932 г. "Об учебных планах и режиме в начальной и средней школах" подчинение школы и трудовой подготовки учащихся непосредственно производственным задачам. В школе восстанавливается предметное преподавание основ наук, в том числе и трудового обучения как отдельного предмета. Однако в марте 1937 г. приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А.С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено. И хотя формальный повод заключался в отсутствии квалифицированных учителей и материальной базы, что "формировало у школьников неправильные представления о социалистическом производстве", дело было в ином. С начала "великого перелома" по 1934 г.15-миллионный поток готовых к любой работе мигрантов влился из разоренной деревни в город. Теперь школа должна была поставлять стране не примитивную рабочую силу, а подготовленных абитуриентов для институтов и техникумов, т.е. расширить базу новой, советской интеллигенции, ряды которой, кстати, скоро начнут быстро редеть под рукой "отца народов". Была и еще одна причина. Произошло окончательное огосударствление школы (и педагогики), и сформировалась авторитарная воспитательная система. Главным стало содержание, прошедшее "научно-марксистскую проработку". Но страна нуждалась в технической интеллигенции, и вовлечение молодежи "в поход за техникой" обрело форму клубно-досуговой деятельности. Таким образом, труд, связанный с техническими увлечениями школьников (больше всего военно-техническими видами), остался в авторитарной воспитательной системе предвоенных и первых послевоенных лет. Следует отметить, что образовавшуюся нишу по подготовке молодежи к трудовой жизни заполнили созданные 2 октября 1940 г. в системе трудовых резервов различные училища - ремесленные (РУ), железнодорожные (ЖУ) - со сроком обучения 2 года и школы ФЗО (6 мес.). В дни войны, учившиеся в них подростки заменили рабочих, ушедших на фронт, а после войны специальные РУ (на полном гособеспечении) спасли от голодной смерти десятки тысяч сирот. В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду. Сказалось и то обстоятельство, что к этому времени (особенно к середине 50-х годов) количество выпускников средних школ стало превышать потребности институтов и техникумов в абитуриентах. XIX съезд КПСС в 1952 г. принял решение о развертывании в общеобразовательной школе трудовой политехнической подготовки учащихся. В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР вместе с Академией педагогических наук пересмотрели учебный план и включили в него новый предмет - трудовое обучение. В начальных классах он стал называться "ручной труд", который рассматривался как одно из средств всестороннего развития учащихся; в V-VII классах ввели труд в мастерских и на пришкольном участке, а для старшеклассников - факультативы производственно-трудового и профессионального характера. Постановка проблем трудового обучения в школе неизбежно и теснейшим образом связана с социально-экономическими изменениями в обществе. Появление аббревиатуры ОППТ (общественно полезный производительный труд), не подкрепленной ничем кроме внушаемой педагогической самодостаточности, привело к тому, что разрыв между действительной производительной деятельностью и той, которая имитировалась, стал разительным. Даже совершенно незначительный ход научно-технического прогресса выталкивал производительный труд школьников на периферию общественного. Затем выяснилось, что из 1,5 млн рабочих мест в школах почти половина не отвечает элементарным требованиям, что 90% оборудования, предназначенного для трудового и профессионального обучения, изношено до предела. Оказалось, что тысячи сельских школ так и не имеют школьных участков. Стало очевидным, что получаемые в школе и УПК профессии не нужны ребятам - лишь 11 - 14% выпускников в 1986-1987 гг. связали с ними начало своего трудового пути, при этом на деле подтвердилось не более 4% присвоенных школьникам разрядов. Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки - ее дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учетом интересов и возможностей учащихся и педагогов. В 1989 г. из временного положения о средней школе полностью выпали принципы, характеризующие ее как трудовую и политехническую. Не упоминалось там и о соединении производительного труда с обучением. Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления: • из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий; • в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школе, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд. Разрешенная хозяйственная самостоятельность школ, возможность экономического маневра и налоговые льготы ученических трудовых объединений обусловили массовое становление школьных и межшкольных кооперативов, арендных хозяйств и участков, деятельность которых оценивалась педагогами и учащимися в основном по прибыли и заработку. Любой доход школьного кооператива или другого объединения учащихся отражается на улучшении условий учебно-воспитательной работы и на повышении чувства собственного достоинства подростков, получающих заработанные деньги. Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор жизни школьников, как дело, требующее совместных согласованных усилий. Это может быть художественно-эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при этом потребности детей обогащались стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях, утверждением достоинства своего и других людей, товарищества и справедливости. Таким образом, историю становления трудового обучения можно разбить на четыре этапа: I - конец XIX в. и до 1917 г.; II - с 1917 г. до Великой Отечественной войны; III - послевоенное время и до конца 80-х гг.; IV – с 1996 г. I этап. В 1884 г. в общеобразовательных учебных заведениях России началось введение в качестве самостоятельного учебного предмета педагогического ручного труда. Декларируемые цели - общее развитие детей, содействие развитию промыслов, подготовке промышленных рабочих, развитие у учащихся самостоятельности и творческого отношения к решению жизненных проблем. На данный этап приходятся начало и значительная часть творческой деятельности С.Т. Шацкого, выдающегося отечественного педагога, теоретика и практика трудовой школы. Трудовое начало сводилось в основном к трудовому обучению. У мальчиков это был ручной труд, у девочек его аналог - рукоделие. Программ, определявших содержание обучения, было множество (к тому же учителям разрешалось вносить в них изменения), но все они предусматривали изучение в процессе изготовления полезных изделий дерево - и металлообработки у мальчиков, шитья, вязания и вышивания у девочек. II этап – 20 – 30-е гг. Это период широкомасштабных и длительных экспериментов – той серии попыток в тяжелейших условиях (гражданская война, разруха, коллективизация и индустриализация) заменить старую школу учебы новой, трудовой, отвечающей запросам общества, вставшего на путь радикальных преобразований, в которой были бы воплощены идеи политехнизма, соединения обучения с производительным трудом. Рассматриваемое время можно поделить на три кротких периода. Первый (1917-1922) характеризуется тем, что на центральное место в учебно-воспитательном процессе пытались поставить производительный труд, органически связав его с обучением. Образовательную работу требовалось концентрировать вокруг трудовой деятельности школьников. На втором отрезке (1923-1927) была сделана попытка, в центр учебно-воспитательной работы школы поставить теоретическое изучение производства и трудовой деятельности человека. Общеобразовательная подготовка должна была осуществляться в комплексе с трудовой и опираться на нее. Начало индустриализации, коллективизации, первой пятилетки вызвало новый поворот в развитии трудовой школы. Во время третьего периода (1928-1932) упор был сделан на усиление ее политехнизации, сближение с производством. В учебный план вводился курс основ производства, школы прикреплялись к ближайшим предприятиям и хозяйствам, изучение ряда предметов предлагалось вести в тесной связи с "материнским" производством. III этап - 50-80-е гг. - время сравнительно успешного развития трудового начала в школе, постепенного становления системы трудовой подготовки учащихся. Этот процесс был вызван ростом потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах, увеличением значения молодежи как источника пополнения трудовых ресурсов. Существенной чертой процесса развития трудовой подготовки было внимание к определению ее целей. Они носили общий характер: готовить школьников к практической деятельности, труду в народном хозяйстве, в первую очередь в материальном производстве, способствовать всестороннему развитию личности. В нормативных документах, прежде всего в учебных программах по трудовому обучению, цели формулировались более конкретно. Со временем они уточнялись, при этом ведущей тенденцией было возрастающее внимание к усилению воспитательной, развивающей, а также политехнической и профориентационной направленности занятий по труду. Структура и содержание сложившейся в основном к середине 70-х гг. системы трудовой подготовки учащихся характеризуется следующими чертами. Звеньями системы, связанными между собой, дополняющими друг друга, были трудовое, допрофессиональное и профессиональное обучение, общественно полезный производительный труд, внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству, профориентация, политехническая, направленность общеобразовательных предметов. К концу 70-х гг. неотъемлемой частью работы большинства школ, межшкольных УПК, детских внешкольных учреждений стала профессиональная ориентация. Главным ее направлением являлась профинформация. В 1988-1989 гг. временным коллективом ученых и практиков, возглавляемым В.А. Поляковым, с учетом накопленного опыта была разработана "Концепция трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования", не утратившая своего значения, на взгляд многих педагогов, и по сей день. IV этап – 1996 г. Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий в развитых странах называют переходом к постиндустриальному обществу. Они привели к смене концепций развития и управления - от технократического подхода к инновационному, от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. В структуре жизнедеятельности на первое место вышли такие категории, как человек-личность, человек-профессионал. Наиболее значимыми факторами развития страны становятся наряду с профессиональной компетентностью такие качества работника как творчество и способность к непрерывному развитию и самообразованию. Аналогичные процессы начались и в нашей стране и уже привели к изменению образовательных потребностей общества. А это, в свою очередь, стимулировало проведение в 90-е годы реформы образования, направленной на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию с использованием новых методов и педагогических технологий. Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Важную роль в реализации этой цели должно сыграть введение в учебный процесс российской школы образовательной области "Технология". Новым в преподавании технологии по сравнению с трудовым обучением является направленность: - на развитие творческой, инициативной, самостоятельной и предприимчивой личности учащихся; - на формирование у школьников основ проектной, технологической культуры, культуры общения, труда, дома; - на овладение ими основами экономики и предпринимательства, умениями рационально вести домашнее хозяйство. В результате изучения технологии выпускники средней школы должны уметь грамотно оценивать потребности и имеющиеся ресурсы, делать рациональный выбор вариантов решения на этапах проектирования и разработки технологий, а также быть подготовленными к адекватному профессиональному самоопределению. Концепция образовательной области "Технология" предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности и от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели. Таким образом, тенденции подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности при изучении "Технологии": прежде всего, необходимо выделять ведущую деятельность. Психология подразумевает под этим "такую деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии". Наступивший этап социально-экономического развития требует от педагогов решения принципиально новых задач. Сегодняшняя социально-политическая и экономическая ситуация содержит важный педагогический аспект. Нужна внутренняя, духовная эволюция нынешнего и новых поколений. Она может произойти, если свободное самовыражение личности школьника будет сочетаться при его трудовой подготовке с личной ответственностью, повышением требований, предъявляемых к себе и к своей жизни, самоопределением смысла и направлений своей жизни в координатах общечеловеческих ценностей, стремлением к полному раскрытию своих сил и способностей.
Содержание технологического образования школьников
Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы. В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В.А. Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области "Технология".
1.3.1. Изучение и анализ программы Технология раздел "Электронные технологии" (Электрорадиотехнология) Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения школьников. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые взятые вместе составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде. Это определяет важность и особую значимость изучения и анализа учебной программы предмета. Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты труда и т.д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между одноименными ее разделами. Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал в свою очередь должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие годы обучения. Программа учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании достижения науки, техники и технологии. Она должна допускать возможность отражения особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В связи с этим учителю предоставлено право в пояснительной записке дополнять программу современными разработками в конкретных областях знаний, устранять из нее устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их изучения. Реализация указанных задач на высоком научно-методическом уровне возможна только в том случае, если принимаемые учителем решения будут основываться на принципах разработки программ. Учителю необходимо знание направлений, по которым эти принципы реализуются в программах и методах анализа учебных программ на соответствие их дидактическим принципам, а кроме того, умение использовать указанные знания при изучении и анализе конкретных программ. Содержание учебной программы из года в год корректируется. В него вносятся изменения, отражающие новые достижения в области науки и техники, а также методические рекомендации, построенные на изучении передового педагогического опыта. Знакомство с программой начинается с объяснительной записки, в которой освещаются главные задачи трудового обучения, раскрываются основные идеи, которые заложены в ее содержании. 1. Общие сведения о программе Программа Технология. Трудовое обучение. 1 – 4, 5 – 11 классы Программа подготовлена научным коллективом "Технология". Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев – доктор физико-математических наук, профессор МПГУ; В.Д. Симоненко – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ. Раздел: Электронные технологии (электрорадиотехнология) III класс "Элементы электротехники". Авторы раздела: М.А. Ушаков, Ю.Л. Хотунцев, Б.В. Калинин. Раздел разработан Московским Педагогическим Университетом в 1995 г. 2. Цели и задачи изучения раздела Цель изучения раздела: - формирование у младших школьников интереса к электрорадиотехнологии, трудовой и профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает выполнение задач: - дать начальное представление об элементах электрорадиотехнологии; - развить у школьников умения: контролировать свои действия, применять имеющиеся знания на практике, делать обобщения и выводы о проделанной работе, анализировать; - воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности; - содействовать развитию необходимых личностных качеств - ознакомить учащихся с основными понятиями по электротехнике; - сформировать практические электротехнические навыки (сборка схем и их анализ). 3. Связь целей обучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Цели обучения данного раздела непосредственно связаны с целями и задачами технологической подготовки: - формирование у младших школьников интереса к области трудовой и профессиональной деятельности. - формирование и расширение представлений учащихся о достижениях науки и техники; - продолжить формирование осознанной потребности в труде; Раздел "Электронные технологии (электрорадиотехнология)" входит в базовый, инвариантный курс – минимальный стандарт программы технологии. Ознакомление школьников с простейшими электрорадиотехническими понятиями и приборами, а также привитие элементарных навыков обращения с ними целесообразно проводить в 2 этапа: в III-IV и в VIII-IX классах. В III классе изучаются элементы электротехники (14 ч), в IV классе - элементы радиоэлектроники (14 ч). Занятия в этих классах проводятся по 2 ч в неделю во 2-й четверти. 4. Тематический план изучения раздела
Перечень знаний и умений, формируемый у учащихся 9 классов (элементы электротехники): Учащиеся должны знать: об электризации тел, электрических зарядах и их взаимодействии; об электрическом токе, проводниках и изоляторах; о действии тока (тепловое и механическое); о видах соединения элементов электрических цепей. Учащиеся должны уметь: определять соответствие источника тока и нагрузки по напряжению; заменять источники тока с соблюдением полярности; заменять электрическую лампу с учетом ее номинального напряжения; находить (в простейших случаях) нарушение контакта в электрической цепи и устранять его; составлять простейшие электрические схемы; собирать простейшие электрические цепи, состоящие из источника тока, нагрузки и выключающего элемента.
5. Анализ реализации дидактических принципов в содержании программы
6. Методическая характеристика учебного материала. - Программа Технология. Трудовое обучение.1 – 4, 5 – 11 классы. Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев – доктор физико-математических наук, профессор МПГУ; В.Д. Симоненко – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ. - Технология. Учебник для учащихся 3 класса сельских школ. Под ред.В.Д. Симоненко, М. – Вентана-Граф" 2003 г. - Технология. Методические рекомендации.3 класс. - М.А. Ушаков "Электротехника" 3 класс. Пособие для учителя под редакцией Ю.Л. Хотунцева, М. – 1995 г. - М.А. Ушаков "Электротехника" 3 класс. Упражнения на составление электрических цепей. Пособие для учащихся.М. – 1995 г. 7. Межпредметные и внутрипредметные связи раздела. Межпредметные связи: Физика, раздел "Электричество" содержит в себе первичные понятия (заряд, электрический ток, напряжение и так далее) и законы (закон Ома для участка цепи, первый и второй закон Кирхгофа), необходимые для изучения электро - и радиотехники. Физические законы и формулы также используются для расчета электрических цепей; Черчение. Схемы электорадиоприборов (Обозначения элементов, толщина линий и т.п.) должны соответствовать ГОСТу; Математика. Используются элементарные математические действия для расчета электрических цепей. Внутрипредметные: Культура дома, технологии обработки материалов и элементы техники в начальных классах, техническое творчество, технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, информационные технологии. 8. Возможности реализации воспитательного компонента технологической подготовки школьников. Развитие личности, формирование неотъемлемых индивидуальных человеческих качеств является доминантой подготовки школьников к взрослой трудовой жизни. При этом следует обеспечить, по меньшей мере, пять направлений в развитии личности школьника, каждое из которых играет свою роль. Школьник должен познать себя, свои качества, способности, свой потенциал на конкретном этапе, уяснить свои потребности, узнать свои сильные и слабые стороны, выработать систему ценностей, отношение к людям. Это возможно лишь в процессе практического приложения своих сил, в решении конкретных задач, в том числе и трудового характера. Уже со школьных занятий должна определяться позиция, ожидания учащихся по отношению к семье, обществу, трудовой занятости. От этой позиции во многом бу<
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |