Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение и анализ методической и учебной литературы



2020-02-04 446 Обсуждений (0)
Изучение и анализ методической и учебной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебная литература – программы, учебники методические пособия. Современный учебник – сложный вид изданий, к которому предъявляется значительное число требований. Содержание и целевое назначение того или иного учебника определяется типом школы. Большое число разнообразных по содержанию разделов программы, появление новых тем, динамичности содержания предмета в связи с развитием науки, техники и технологии создают значительные сложности в полном обеспечении учебного процесса высококачественными учебниками. Это вызывает необходимость оценки качества учебников учителем, а в ряде случаев и выбора оптимального учебника из нескольких имеющихся в библиотеке, с целью рекомендации его учащимся и установления рациональных способов работы с этим видом литературы.

1. Библиографическое описание учебника:

Издательским центром "Вентана-Граф" выпущены учебно-методические комплекты для 1 – 4 класса учебно-образовательных учреждений под редакцией чл. -корр. РАО, проф.В.Д. Симоненко "Технология. Сельская школа". В комплект входят: учебники, рабочие тетради, методические пособия.

2. Назначение пособия: Технология. Учебник для учащихся 3 класса сельских школ. Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 160 с.: ил.

3. Соответствие содержания учебника учебной программе:

 

Степень соответствия учебной программы и учебника

Рубрики учебной программы Рубрики учебника
Культура дома Технология вокруг нас
Электротехника Создаем прекрасное и полезное из природных материалов
Обработка материалов и элементы техники Украсим дом цветами
Проект Мастерим из бумаги и картона
  Творим чудеса из лоскутков и ниток
  Мастерим из металла игрушки и сувениры
  Покоряем электричество
  Строим сами
  Трудимся в саду и огороде
  Уют в доме своими руками
  Приложение: Творческий проект

 

Вывод: ни одна из рубрик учебника не соответствует рубрикам учебной программы. Но данный учебник выбран мной потому, что в нем есть рубрика "Покоряем электричество", в других учебниках по Технологии для третьего класса раздела "Электротехника" нет.

Качество внешнего оформления учебника: учебник оформлен красочно. Обложка глянцевая. На обложке изображены рисунки содержания основных разделов.

Степень реализации в темах учебника принципов

 

Оценка качества учебника

Требования Критерии Пример
Принцип научности  - отбор для темы учебника основ соответствующих разделов фундаментальной науки - разработка тем в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии - включение сведений из истории научных открытий и развития понятий, идей, теории - наличие сведений о методах познания фундаментальной науки Игрушки на основе цилиндра Компьютер работает с нами Чеканка и теснение по фольге, Электрическая цепь Что такое электричество
Учет возрастных и познавательных возможностей  - простота языка и доступность изложения материала - достаточность времени, выделенного учебным планом - выполнение дидактических правил доступности в обучении Аппликации из соломки Технологические машины – времени достаточно, т. к. кол-во стр. = 2 Учимся вязать крючком
Системность и последовательность  - соответствие рубрикации учебника программе учебного предмета; - соответствие последовательности изложения материала в темах учебника и программе; - равномерность распределения объема материала по темам учебника не соответствуют не соответствуют К1 = 160/66=2,42 К2 = 5,5/2=2,75 материал распределен равномерно, т. к. К1≈К2
Четкость структуры композиция: части, разделы, главы, параграфы Глава: "Технология вокруг нас" Параграф: "Компьютер работает с нами"
Воспитательные задачи развитие форм мышления, эстетические взгляды, воспитание патриотизма Народная глиняная игрушка, Чудесные превращения проволоки

 

6. Качество иллюстраций, их дидактическая ценность: иллюстрации цветные, выполнены качественно, отражают содержание параграфов. Есть условные обозначения, указывающие на действия для учащихся. Качество иллюстраций хорошее, дидактическая ценность способствует хорошему пониманию и уяснению учебного материала.

7. Вывод о качестве учебника: учебник красивый, его интересно смотреть, изучать. В нем много различных рубрик, дидактически полезен. Но большим недостатком является то, что в данном учебнике идет большое несоответствие разделам программы, поэтому у учителя возникает большая трудность при составлении календарно-тематических планов, поурочных планов и проведении занятий.


Глава 2. Методика организации работы по подразделу "Электротехника" в девятом классе

 

2.1. Формы и методы изучения подраздела "Электротехника" в девятом классе

 

В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления знаний, умений и навыков;

повторительно-обобщающий урок;

смешанный, или комбинированный урок.

Применительно к данной теме наиболее употребительной является форма комбинированного урока, где наряду с объяснением учителя в качестве важной составной части выступает проведение практической работы, как формы закрепления полученных знаний, и необходимые пояснения к выполнению домашней работы с использованием учебного пособия.

В тесной взаимосвязи со структурой уроков находятся вопросы выбора метода обучения. Наиболее простая классификация различает словесные, наглядные и практические методы.

К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.

При изучении подраздела "Электротехника" можно использовать такие методы как рассказ, объяснение, беседа.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения.

Возможно несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющей вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении (актуально использование при изучении вводной темы "Элементная база электротехники" по подразделу). Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.

Во время рассказа - изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров. Данный метод используется при изучении темы "Бытовые электроприборы". Сначала учитель знакомит учащихся с общими признаками всех нагревательных электроприборов, затем акцентирует внимание на лампе накаливания, утюге, принципе работы.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальней шей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. [17, с.48]

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно - следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.

Беседа как метод может применяться на различных этапах урока. В начале урока она помогает учащимся установить связи с предшествующими занятиями, определить материалы и инструменты, необходимые для работы, а также представить последовательность трудового процесса. Например, в ходе выполнения практической работы "Сборка электрической цепи с последовательным и параллельным соединением элементов"с помощью конкретных вопросов (например, "В чем принципиальная разница при подключении элементов в цепь последовательным и параллельным соединением? ") и ответов на них учитель передает дополнительную информацию о текущем трудовом процессе. После окончания работы часто проводится итоговая беседа, в ходе которой учащиеся обсуждают проделанные работы, учатся критически относится к результатам своего труда. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что "диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики". [8, с. 202]

Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Использование наглядных методов обучения на уроках технологии сужается минимальным использованием словесных методов обучения.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких - либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

 

Таблица 5.


2.2. Планирование работы по изучению подраздела "Электротехника"

 

Календарно – тематическое планирование

(см. Приложение 1)

План-конспект урока "Электроизмерительные приборы электромагнитной системы".

Цели урока:

Обучающая – дать общее представление об электроизмерительных приборах; ознакомить с приборами электромагнитной системы.

Развивающая – развить навыки внимательности.

Воспитательная – воспитать самостоятельность при выполнении практической работы.

Ход урока:

I. Вводный инструктаж.

1. Подготовка к изучению нового материала.

Здравствуйте, ребята! Как настроение? Вы сделали домашнюю работу?

Проверка домашнего задания.

Наша сегодняшняя тема "Электроизмерительные приборы электромагнитной системы". Она основана на изучении материала прошлого занятия.

2. Изложение нового материала.

Электроизмерительные приборы находят широкое применение в науке и технике, позволяя измерять разнообразные величины, изучать различные физические явления, определять режимы работы машин, контролировать и управлять производственными процессами. К этим приборам относятся амперметры, вольтметры, ваттметры, счетчики и т.д., которые используют магнитное, тепловое и механическое действия электрического тока.

Наиболее распространенными являются приборы электромагнитной и магнитоэлектрической систем. Приборы электромагнитной системы основаны на явлении втягивания сердечника в катушку с током. Устройство приборов этой системы изображено на рис.1.

 

Рис. 1. Прибор электромагнитной системы с плоской катушкой

 

Неподвижная катушка 1, намотанная медным проводом, имеет отверстие в виде щели. В эту щель входит сердечник 2, эксцентрично укрепленный на оси, на которой закреплена также стрелка с грузиками для уравновешивания подвижной части, спиральная пружина 4 для создания противодействия и крыло 3 воздушного успокоителя подвижной системы прибора, который находится внутри дугообразной коробки или цилиндра.

При возникновении тока в катушке происходит намагничивание сердечника и он втягивается в катушку. При этом поворачивается ось и закручивается пружина. Чем больше сила тока, тем сильнее втянется сердечник и стрелка на шкале прибора повернется на больший угол. Для гашения колебаний подвижной системы и стрелки прибора при измерении применяют различные успокоители. Наиболее простым является воздушный успокоитель. Он имеет закрытый с одного конца дугообразный цилиндр, внутри которого перемещается поршень, не касаясь стенок. Поршень связан с осью прибора. При колебаниях подвижной системы прибора поршень периодически создает сжатие и разряжение воздуха в цилиндре, это способствует затуханию колебаний стрелки прибора, позволяя точнее производить измерения.

Электромагнитные приборы просты по устройству, устойчивы к перегрузкам и надежны в работе. Они получили широкое применение в качестве миллиамперметров, амперметров и вольтметров в цепях постоянного и переменного токов.

3. Создание ориентировочной основы деятельности.

Учитель выясняет у учащихся степень усвоения новой темы при фронтальном опросе школьников об устройстве и принципе действия электромагнитных приборов. Учащиеся отвечают на вопросы, после этого изучают выданные им приборы: амперметры, вольтметры, ваттметры. Выделяют основные части приборов, дают им названия.

Класс делится на микрогруппы по 2-3 человека.

II. Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний.

1. Учитель проводит текущий инструктаж по технике безопасности с электроприборами. Учащиеся собирают цепь с источником питания, правильность которой проверяет учитель.

2. Фронтальный опрос учащихся на выявление ошибок при определении цены деления шкалы вольтметра, оценке погрешности измерения.

Исправление ошибок с объяснением причины их возникновения.

III. Продолжение самостоятельной работы учащихся.

Определение цены деления вольтметра, класса точности прибора. Текущий индивидуальный инструктаж по установлению того, на сколько правильно учащиеся определяют погрешность прибора в ходе работы.

IV. Заключительный инструктаж.

1. Завершение практической работы. Уборка приборов со столов. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

2. Выдача домашнего задания.

План-конспект урока "Электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы".

Цели урока:

Обучающая – ознакомить с принципом действия приборов магнитоэлектрической системы.

Развивающая – развить техническое мышление.

Воспитательная – воспитать аккуратность, внимательность при работе с электроизмерительными приборами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Подготовка учителем необходимых приборов к объяснению нового материала, для выполнения практической работы. Проверка присутствующих.

II. Вводный инструктаж.

1. Закрепление изученного материала на прошлом уроке (фронтальный опрос учащихся).

2. Активизация познавательной деятельности учащихся к изучению новой темы.

На прошлом занятии мы рассмотрели приборы электромагнитной системы. Сегодня мы продолжим изучение электроизмерительных приборов и рассмотрим с вами приборы магнитоэлектрической системы.

3. Объяснение нового материала.

Принцип действия магнитоэлектрической системы основан на явлении взаимодействия проводника с током и магнитного поля магнита.

На рис.2 схематически представлено устройство прибора магнитоэлектрической системы.

 


Около полюсных наконечников 2 постоянного магнита 1 неподвижно укреплен стальной цилиндрический сердечник 3. В зазоре между полюсными наконечниками и цилиндрическим сердечником образуется сильное магнитное поле.

В этом зазоре находится подвижная катушка 4, представляющая собой легкую алюминиевую рамку, обмотанную тонким изолированным проводом; на ее торцовых сторонах укреплены полуоси 5, упирающиеся в подпятники 6. На одной полуоси жестко укреплена стрелка 7. Конец стрелки может свободно перемещаться над шкалой 8 с делениями. Две спиральные пружины 9 служат для противодействия вращению катушки, а также обеспечивают электрическое соединение обмотки рамки с внешней цепью. Для этого к одной пружине припаивается начало обмотки, а к другой - ее конец. Наружные концы пружин соединяются проводниками с зажимами прибора.

Успокоение подвижной системы прибора происходит за счет вихревых токов, которые возникают в алюминиевом каркасе рамки при ее движении в магнитном поле.

Приборы магнитоэлектрической системы применяются в гальванометрах, вольтметрах и амперметрах постоянного тока. Показания этих приборов не зависят от влияния внешних магнитных полей. Они мало расходуют энергии при работе, имеют быстрое успокоение, большую точность, высокую чувствительность, равномерную шкалу измерений.

Определить сопротивление проводника (резистора) можно путем измерения силы тока и напряжения на нем (Рис.6, а, учебник с.66) с последующим вычислением на основе закона Ома для участка цепи: R=U/I, где R - сопротивление проводника, U - напряжение, I - сила тока. Однако непосредственное измерение электрического сопротивления удобнее производить с помощью омметров и мегомметров. Принцип работы этих приборов одинаков. На Рис.6, б (учебник с.66) представлена схема простейшего омметра, а его внешний вид - на Рис.6, в (учебник с.66).

В качестве измерительного прибора в омметре применяют миллиамперметр магнитоэлектрической системы. Источником тока служит сухой гальванический элемент. Если накоротко замкнуть между собой зажимы омметра, то сила тока будет наибольшей. При подключении к зажимам резистора RH3, сопротивление которого нужно измерить, ток в цепи будет уменьшаться. При разомкнутой внешней цепи ток будет равен нулю.

Таким образом, о значении измеряемого сопротивления можно судить по значениям силы тока, показываемого миллиамперметром, проградуированным в омах. При этом нулевая отметка шкалы у омметра находится не слева, как у амперметра или вольтметра, а справа, так как сила тока наибольшая тогда, когда внешнее сопротивление равно нулю.

Наибольшее применение в практике находит простой и универсальный прибор - авометр (его в обиходе называют тестером). Он объединяет три прибора: амперметр, вольтметр и омметр. Авометр позволяет измерять ток до 500 мА и напряжение до 500В в цепях постоянного и переменного тока, сопротивление от 1 до 1 000 000Ом. Схема авометра представлена на (рис.7 учебника).

4. Создание ориентировочной основы деятельности.

Учащиеся вспоминаю назначение амперметра, вольтметра, омметра. Изучают цену деления каждого прибора. Готовятся к самостоятельной работе: учитель выдает задание, школьники делятся на микрогруппы и изучают рекомендации к выполнению практической работы.

III. Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний.

Учащиеся изучают устройство авометра, собирают электрическую цепь. Учитель проверяет правильность соединения элементов цепи, проводит фронтальный опрос учащихся. Указывает на ошибки, которые могут допустить школьники (неверное включение лампы накаливания в цепь, ошибки при измерении сопротивления, напряжения). Устранение ошибок.

IV. Продолжение самостоятельной работы учащихся.

Ученики проводят измерения сопротивления нити лампы накаливания, определяют обрыв в цепи электроприборов.

Проводиться текущий групповой инструктаж по установлению правильности выполнения работы (стрелка индикатора должна быть установлена на условный ноль отсчета; учащиеся при подключении щупов не должны держаться пальцами за металлические наконечники щупов).

V. Заключительный инструктаж.

1. Завершение практической работы. Уборка приборов, подведение итогов занятия. Выставление оценок.

2. Выдача домашнего задания: параграф 13 прочитать, сделать конспект основных понятий, ответить на вопросы с.70.

План-конспект урока "Электрические цепи".

Цель урока:

Обучающая – дать понятие о последовательном и параллельном соединении элементов электрической цепи; научить собирать электрическую цепь.

Развивающая – развить техническую грамотность.

Воспитательная – воспитать навыки трудолюбия, аккуратности.

Ход урока.

I. Вводный инструктаж.

1. Организационный момент.

Подготовка учителем необходимых инструментов и приспособлений к уроку, подготовка рабочих мест для выполнения практической работы. Проверка присутствующих.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся к изучению новой темы.

На прошлом уроке мы изучили общее понятие об электрической цепи. Давайте с вами побеседуем об элементах электрической цепи.

Учащиеся дают определения шнурам и изоляторам отвечают на вопросы о проводах и их назначении.

3. Изложение нового материала.

Простейшая электрическая цепь включает последовательно соединенные между собой источник тока, потребитель (лампочка), ключ замыкания и провода. Возможности этой цепи можно расширить за счет последовательного включения потребителей, например соединение лампочек в елочной гирлянде.

Особенностью последовательного соединения лампочек является то, что при перегорании одной лампы разрывается электрическая цепь и другие лампочки не горят, кроме того нужно применять одинаковые по своим параметрам лампочки, иначе накал у них будет разным и это может привести к их быстрому перегоранию.

При электромонтаже установки необходимо всегда обеспечивать хороший контакт между любыми соединениями элементов электрической цепи. При ухудшении контакта, например, между штифтами вилки в гнездах штепсельной розетки происходит сильное нагревание, которое еще больше ухудшает контакт и приводит к обгоранию корпуса розетки. Нужно следить за состоянием контактов и в случае нагрева производить их чистку или замену.

В быту в основном применяется параллельное соединение потребителей электрической энергии. Такое соединение потребителей предложил русский физик В.В. Петров (1761 - 1834). При таком соединении все лампы горят независимо друг от друга, а перегорание одной из них не влияет на другие. В этом случае можно применять лампочки разной мощности, но рассчитанные на одинаковое напряжение.

Особое внимание нужно уделить устройству и назначению предохранителей, которые позволяют отключить тот участок сети, в котором возникло короткое замыкание. Оно возможно в результате нарушения изоляции и соединения токоведуших частей электроустановки, когда источник тока работает на себя, минуя потребителя тока. В результате происходит сильное нагревание проводов, разрушается и загорается изоляция, что может быть причиной пожара.

Электрические предохранители предназначены для обеспечения нормальной работы электроприемников при длительном прохождении по ним номинального тока и немедленного отключения их при коротких замыканиях, а также при перегрузках. Они предохраняют электрическую сеть от недопустимой для нее силы тока, так как сеть и приборы, включенные в нее, всегда рассчитаны на некоторую максимальную силу тока.

Среди разнообразия средств защиты выделяют два типа предохранителей: плавкие предохранители и автоматические выключатели (6 и 10 А).

В плавких предохранителях имеющаяся в них проволочка (свинцовая или тонкая медная) при увеличении тока выше известной нормы расплавляется. Вот почему такой предохранитель называется плавким. Плавкие предохранители относятся к защитным устройствам однократного действия. Более удобным средством защиты является автоматический выключатель (пробка).

Автоматические выключатели относятся к защитным аппаратам многократного действия. Они позволяют автоматически отключать цепь тока при перегрузках, коротких замыканиях и других нарушениях работы цепи, а после устранения повреждения их можно вновь включать в сеть.

4. Создание ориентировочной основы деятельности.

Учитель предлагает рассмотреть схему разветвленной электрической цепи и проследить путь тока в этой цепи. Учитель предлагает мысленно отключить одну из ламп и рассказать, будет ли гореть вторая лампа. Затем учащиеся в порядке беседы решают, будет ли гореть хоть одна из ламп, если выключателем разомкнута цепь, и почему. Вызванный ученик к доске вычерчивает схему такой электрической цепи, где каждая ветвь имеет свой выключатель.

II. Самостоятельная работа учащихся.

1. Учитель проводит текущий инструктаж: ознакомление учащихся с полученным заданием. Учащиеся выполняют сборку разветвленной электрической цепи по заданию, указанному в учебном пособии.

2. Текущий фронтальный инструктаж с целью выяснения того, на сколько правильно учащиеся выполняют сборку схемы электрической цепи (включить и выключить выключатель – лампа должна загореться и погаснуть, если этого не происходит, надо проверить правильность присоединения проводов к зажимам электроарматуры).

III. Заключительный инструктаж.

Учащиеся сдают на проверку вычерченную схему изображенной в задании электрической цепи и собранную электрическую цепь. Оценка работ.

Выдача домашнего задания.

План-конспект урока "Выпрямители переменного тока".

Цели урока:

Обучающая – дать понятие о выпрямителях, принципе действия.

Развивающая – развить способность составлять схемы электрических устройств.

Воспитательная – воспитать самостоятельность, аккуратность.

Ход урока.

I. Вводный инструктаж.

1. Организационный момент.

Подготовка учителем необходимых инструментов и приспособлений к уроку. Проверка присутствующих.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся к изучению новой темы.

Здравствуйте! Все ли выполнили домашнюю работу? Давайте проверим. (Фронтальный опрос учащихся)

На прошлом уроке мы изучили применение переменного тока в в устройствах…. Каких?

Учащиеся отвечают.

Правильно. Изучили работу трансформатора и генераторов переменного тока. Тема нашего сегодняшнего занятия "Выпрямители переменного тока". (Учащиеся записывают название в тетрадь)

3. Объяснение нового материала.

Как вы думаете, что такое "выпрямитель"?

Учащиеся дают возможные варианты ответа.

Да, это устройство, а для чего оно служит? Обратите внимание на тему урока – "выпрямитель"…чего? Правильно, переменного тока, то есть он служит для преобразования переменного тока в постоянный.

Для выпрямления переменного тока раньше использовались электромагнитные преобразователи, ртутные, ионные, электронные лампы. В настоящее время в основном применяются полупроводниковые выпрямители. Они проще по конструкции, меньше по размерам, надежнее при эксплуатации, удобнее при обслуживании и имеют более высокий КПД.

Полупроводники по электропроводимости занимают промежуточное место между проводниками и изоляторами. Для них характерно наличие двух типов проводимости: электронной, или л-проводимости, за счет свободных электронов; дырочной, или п-проводимости, за счет валентных электронов (дырок). Введение определенных примесей позволяет получать полупроводники проводимости п- или р-типа. Если полупроводник имеет две зоны с различными типами проводимости, то на их границе образуется п - р - переход, обладающий односторонней проводимостью электрического тока.

Действительно, при подключении положительного полюса источника к зоне с проводимостью р-типа, а отрицательного - к зоне с проводимостью п-типа дырки будут отталкиваться положительным потенциалом источника тока, а электроны - отрицательным. В результате этого они движутся навстречу друг другу, частично рекомбинируя в зоне перехода, а затем притягиваются к электродам источника питания, обеспечивая прохождение электрического тока через диод (учебник, с.83, рис.18, а). Если же последний подключить иначе (учебник, с.83, рис.18, б), то зона перехода обедняется носителями зарядов, а его сопротивление резко возрастает и ток через диод не проходит.

 

Одностороннюю проводимость диода демонстрируют с помощью установки, (учебник, с.83, рис. 19).

 

 

Такая конструкция диода имеет специфическую зависимость тока от напряжения и имеет вид "клюшки". Для резистора вольт-амперная характеристика имеет вид прямой линии.

а
Для наблюдения осциллограммы вольт-амперной характеристики диода, выражающей зависимость величины проходящего через него тока от приложенного напряжения, собирают установку (см. рис. 20, а). Используя вольт-амперную характеристику диода, можно объяснить его свойство выпрямлять переменный ток, нарисовав графики тока и напряжения (учебник, с.84, рис. 20, б). Если включить генератор развертки осциллографа в установке, то можно наблюдать осциллограмму выпрямленного тока.

 

 

Рис. 20. Схема установки для наблюдения вольт - амперной характеристики диода и развернутых по времени диаграмм тока и напряжения.

Для проводника развернутая диаграмма тока имеет вид синусоиды.

С помощью выпрямителей получают пульсирующий ток, направление которого не меняется, а меняется величина. Для того, чтобы сгладить пульсацию тока, последовательно с диодом включают дроссель (катушка с сердечником), а параллельно - конденсаторы большой емкости (рис.21). Дроссель и конденсаторы представляют собой фильтр, который сглаживает пульсацию тока. На выходе выпрямителя получают постоянный ток по величине и направлению.

Для выпрямления переменного тока используют три вида выпрямителей: однополупериодный (Схема1), двухполупериодный со средней точкой (Схема1) и двухполупериодный по мостовой схеме (Схема 1).

Полупроводниковые диоды разнообразны по конструкции и назначению. Для сильных токов применяют плоскостные диоды, а для слабых токов - точечные диоды.

 

Схема 1.

Схемы выпрямителей.

 


4. Создание ориентировочной основы деятельности.

Учащиеся изучают схемы полупроводниковых периодов, выпрямителей. Уточняют у учителя неясные моменты в принципе работы той или иной схемы.

Затем учитель демонстрирует учащимся зарядное устройство, объясняет принцип работы. После этого учащиеся самостоятельно ознакомляются со схемой зарядного устройства.

II. Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний.

Дети, используя план выполнения практической работы, собирают схему зарядного устройства.

2. Учитель проверяет правильность соединения элементов цепи. Проводит фронтальный инструктаж учащихся, тем самым проверяя степень усвоения знаний, полученных на уроке.

Исправляет допущенные ошибки учащихся с объяснением причины их возникновения.

III. Заключительный инструктаж.

Анализ работы и подведение итогов. Выставление оценок.

Задание на дом: параграф 16, с.82-85, ответить на вопросы с.86, выучить.

 

2.3. Методическая разработка урока "Переменный электрический ток"

 

Характеристика темы.

Тема урока: "Переменный электрический ток".

После изучения данной темы учащиеся должны знать:

области применения переменного тока;

коэффициент трансформации;

принцип действия приборов, потребляющих переменный ток;

разницу между фазным и линейным напряжением.

А также должны уметь:

составлять схему установки для изучения электроприборов, основанных на действии переменного тока;

собирать схемы потребителей звездой и треугольником;

определять фазное и линейное напряжение.

Изучаемая нами тема играет важную роль в развитии образного, конструкторско-технологического мышления учащихся, их творческого потенциала; воспитывает культуру труда, формирует профессиональные умения коллективной практической деятельности.

При дидактическом анализе содержания материала выделяют четыре уровня. На первом уровне учащиеся



2020-02-04 446 Обсуждений (0)
Изучение и анализ методической и учебной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение и анализ методической и учебной литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)