Выявление и анализ взаимосвязи жизнестойкости и уровня субъективного контроля у мужчин
Полученные результаты по методикам определения жизнестойкости и уровня субъективного контроля у мужчин (Приложение 1) дают нам возможность установить взаимосвязь между данными переменными. Для того чтобы выяснить, существует ли статистически значимая взаимосвязь между показателями жизнестойкости и уровнем субъективного контроля у мужчин в период ранней зрелости, был использован корреляционный анализ, где вычислялся коэффициент корреляции рангов Спирмена. Данный вид корреляции был выбран в связи с тем, что форма выборочного распределения отлична от нормального и значения изучаемых признаков отнесены к порядковым шкалам. Далее на основе таблицы приведенных данных высчитывается коэффициент корреляции рангов Спирмена, где будут включены в обработку следующие показатели: - Тест жизнестойкости (Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова): Уровень выраженности жизнестойкости (Ж); Компонент вовлеченности (В); Компонент контроля (К); Компонент принятия риска (Р). - Опросник уровня субъективного контроля УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд): Шкала общей интернальности (Ио); Шкала интернальности в области достижений (Ид); Шкала интернальности в области неудач (Ин); Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип); Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им); Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из); Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). При помощи статистического пакета “STATISTICA” был произведен подсчет коэффициента корреляции, результаты которой представлены в таблице (Приложение 2). На основе ее была построена сводная таблица статистически значимых результатов (Табл. 2.3.1). Таблица 2.3.1 Сводная таблица статистически значимых результатов
Полученные статистически значимые результаты позволяют сделать следующие выводы: Существует статистически значимая положительная сильная взаимосвязь между уровнем выраженности жизнестойкости и шкалой общей интернальности, шкалой интернальности в области достижений, шкалой интернальности в области неудач и шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни, это означает, что чем выше показатель выраженности жизнестойкости, тем выше общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач и интернильность в отношении здоровья и болезни. Также существует статистически значимая положительная сильная взаимосвязь между компонентом вовлеченности и шкалой общей интернальности, а также шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни, это означает, что чем выше компонент вовлеченности, чем выше показатели шкал общей интернальности и интернильности в отношении здоровья и болезни. Такая же взаимосвязь есть с компонентом контроля. Исходя из полученных результатов можно заключить, что нет взаимосвязи между жизнестойкостью и шкалой интернальности в семейных отношениях, это можно объяснить тем, что в возрасте ранней зрелости семейные отношения только начинают складываться. Также можно заключить, что существуют статистически значимая умеренная положительная взаимосвязь между уровнем выраженности жизнестойкости и шкалой интернальности в области производственных отношении, а также шкалой интернальности в области межличностных отношений, это говорит о том, что чем выше уровень выраженности жизнестойкости, тем выше интернальность в области производственных отношении, а также интернальность в области межличностных отношений. Также можно заключить, что существуют статистически значимая умеренная положительная взаимосвязь между компонентом вовлеченности и следующими шкалами интернальности: шкалой интернальности в области достижений; шкалой интернальности в области неудач; шкалой интернальности в области производственных отношении; шкалой интернальности в области межличностных отношений. Такая же взаимосвязь есть с компонентом контроля. Существует статистически значимая умеренная положительная взаимосвязь между компонентом принятия риска и шкалой общей интернальности, а также шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни. Анализируя полученные результаты, можно заключить, что наименее тесная связь выявлена между шкалами интернальности и компонентом принятия риска, что может быть обусловлено разнополярностью изучаемых явлений. И в итоге, полученные и обработанные в ходе исследования результаты подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу о взаимосвязи между жизнестойкостью и уровнем субъективного контроля, где гипотеза подтверждается на 5%-ном уровне значимости. ВЫВОДЫ
1. Выявлен общий уровень жизнестойкости мужчин в возрасте ранней зрелости при помощи теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Полученные результаты свидетельствуют о преобладании у большинства испытуемых среднего уровня выраженности жизнестойкости. Определены уровни выраженности всех трех компонентов жизнестойкости (вовлеченности, контроля и принятия риска) каждого испытуемого. 2. Выявлен общий показатель уровня субъективного контроля у мужчин в возрасте ранней зрелости при использовании опроснико уровня субъективного контроля УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). У большинства испытуемых преобладает средний уровень общего показателя УСК. Рассмотрены показатели по отдельным шкалам интернальности. 3. Существует статистически значимая положительная сильная взаимосвязь между уровнем выраженности жизнестойкости и шкалой общей интернальности, шкалой интернальности в области достижений, шкалой интернальности в области неудач и шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни, это означает, что чем выше показатель выраженности жизнестойкости, тем выше общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач и интернильность в отношении здоровья и болезни. Также существует статистически значимая положительная сильная взаимосвязь между компонентом вовлеченности и шкалой общей интернальности, а также шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни, это означает, что чем выше компонент вовлеченности, чем выше показатели шкал общей интернальности и интернильности в отношении здоровья и болезни. Такая же взаимосвязь есть с компонентом контроля. Исходя из полученных результатов можно заключить, что нет взаимосвязи между жизнестойкостью и шкалой интернальности в семейных отношениях, это можно объяснить тем, что в возрасте ранней зрелости семейные отношения только начинают складываться. Также можно заключить, что существуют статистически значимая умеренная положительная взаимосвязь между уровнем выраженности жизнестойкости и шкалой интернальности в области производственных отношении, а также шкалой интернальности в области межличностных отношений, это говорит о том, что чем выше уровень выраженности жизнестойкости, тем выше интернальность в области производственных отношении, а также интернальность в области межличностных отношений. Также можно заключить, что существуют статистически значимая умеренная положительная взаимосвязь между компонентом вовлеченности и следующими шкалами интернальности: шкалой интернальности в области достижений; шкалой интернальности в области неудач; шкалой интернальности в области производственных отношении; шкалой интернальности в области межличностных отношений. Такая же взаимосвязь есть с компонентом контроля. Существует статистически значимая умеренная положительная взаимосвязь между компонентом принятия риска и шкалой общей интернальности, а также шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни. Анализируя полученные результаты, можно заключить, что наименее тесная связь выявлена между шкалами интернальности и компонентом принятия риска, что может быть обусловлено разнополярностью изучаемых явлений. Полученные в ходе исследования результаты подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу о взаимосвязи между жизнестойкостью и уровнем субъективного контроля, где гипотеза подтверждается на 5%-ном уровне значимости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 4. Понятие жизнестойкости было введено С. Кобейса и С. Мадди и возникло в связи с разработкой проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. Жизнестойкость, по мнению Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска, выраженность которых важна для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. 5. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу. 6. Согласно Э. Эриксону, начало зрелости (период от конца юности до начала среднего возраста) является шестой стадией жизненного цикла. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе осознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества. 7. Выявлен общий уровень жизнестойкости мужчин в возрасте ранней зрелости при помощи теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Полученные результаты свидетельствуют о преобладании у большинства испытуемых среднего уровня выраженности жизнестойкости. Определены уровни выраженности всех трех компонентов жизнестойкости (вовлеченности, контроля и принятия риска) каждого испытуемого. 8. Выявлен общий показатель уровня субъективного контроля у мужчин в возрасте ранней зрелости при использовании опроснико уровня субъективного контроля УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). У большинства испытуемых преобладает средний уровень общего показателя УСК. Рассмотрены показатели по отдельным шкалам интернальности. 9. Существует статистически значимая положительная сильная взаимосвязь между уровнем выраженности жизнестойкости и шкалой общей интернальности, шкалой интернальности в области достижений, шкалой интернальности в области неудач и шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни, это означает, что чем выше показатель выраженности жизнестойкости, тем выше общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач и интернильность в отношении здоровья и болезни. Также существует статистически значимая положительная сильная взаимосвязь между компонентом вовлеченности и шкалой общей интернальности, а также шкалой интернильности в отношении здоровья и болезни, это означает, что чем выше компонент вовлеченности, чем выше показатели шкал общей интернальности и интернильности в отношении здоровья и болезни. Такая же взаимосвязь есть с компонентом контроля. Исходя из полученных результатов можно заключить, что нет взаимосвязи между жизнестойкостью и шкалой интернальности в семейных отношениях, это можно объяснить тем, что в возрасте ранней зрелости семейные отношения только начинают складываться. Анализируя полученные результаты, можно заключить, что наименее тесная связь выявлена между шкалами интернальности и компонентом принятия риска, что может быть обусловлено разнополярностью изучаемых явлений. Полученные в ходе исследования результаты подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу о взаимосвязи между жизнестойкостью и уровнем субъективного контроля, где гипотеза подтверждается на 5%-ном уровне значимости. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абабков, В.А., Пере, М. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Пере. – М.: Речь, 2004. – 336с. 2. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А. В. Серого, М.С. Яницкого / Л.А. Александрова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 82-90 3. Андреева, Т.В. Жизнестойкость детей / Т.В. Андреева // Семейная психология Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. - с. 206 – 207 4. Ахмеров, Р.А. Жизнестойкость и успешная самореализация ВИЧинфицированных / Р.А. Ахмеров // Материалы IV съезда психологов образования России. М., 2008. - с. 408 - 410. 5. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психол. журн. 1984. N 3. с.152-162. 6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. 7. Быков, С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах / С.В. Быков, С.Ю. Алашев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // sj. obliq. ru/article/533 8. Быков, С.В. Уровень субъективного контроля и противоправное поведение подростков / С.В. Быков, О.А. Шальнова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 18. Тольятти, 2001. – С. 144 – 156. 9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с. 10. Дробинина, Л.В Возрастные особенности жизнестойкости / Л.В. Дробинина // Актуальные проблемы психологии активности личности: Мат-лы Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. с междунар. участием / под. ред. С.Б. Малых, В.И. Гребенниковой, Е.А. Белан, Е.В. Харитоновой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – С. 46 - 51. 11. Елисеев, О.П. - Локус контроля / Практикум по психологии личности - СПб., 2003. – С.413-417. 12. Казанская, К.О. Возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: Изд. «А-Приор». 2007. – 362 с. 13. Калинина, Н.В. Тренинг жизненной стойкости в развитии социальной компетентности подростков / Н.В. Калинина // Сельская школа, 2006. — №2. - С. 120-128. 14. Кондаков, И.М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / И.М. Кондаков, М.Н. Нилопец // Психологический журнал. – 1995. – Т. – 16. – N 1. – С. 43-51. 15. Косякова, О.О. Возрастные кризисы. Уч. Пособие / О.О. Косякова. - Ростов-на-Дону : Изд. «Феникс», 2007. – 274 с. 16. Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003. – 322 с. 17. Ксенофонтова, Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики "Уровень субъективного контроля" / Е.Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – N 2. – С. 103 - 114 18. Кутейль, Д. Три компонента жизнестойкости. Как выживать в любых условиях Д. Кутейль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru 19. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Д.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63с.; 20. Логинова, М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М.В. Логинова // Вестник Московского Университета МВД России – 2009 – № 6 - С. 19-22. 21. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с. 22. Наливайко, Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии. Тезисы. — Вып. 4. – 2006. - С.127-130. 23. Пантилеев, С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. с. 278–285. 24. Поляков, А.М. Психология развития / А. М. Поляков – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 304 с. 25. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. / А.А. Реан – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. – 224 с. 26. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. 27. Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. Пособие / Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей. – СПб.: Изд. «Речь», 2005. – 355 с. 28. Стецишин, Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости (на примере личности врача-клинициста): автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08. / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. - 25 с. 29. Хаснулин, В.И. Функциональная активность правого полушария головного мозга и адаптация человека к экстремальным факторам среды / В.И. Хаснулин // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. - М., Ворошиловград, 1985. - С. 35-36. 30. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.- 304 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица приведенных данных
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |