Лекция 1. История источниковедческой мысли в XVIII - XX вв.
План: 1.Развитие приемов работы с историческими источниками в XVIII - начале XIX в. 2.История источниковедения во второй половине XIX - начале XX в. 3.Вклад А. С. Лаппо-Данилевского в развитие отечественного источниковедения. 4.Развитие отечественного источниковедения в советский период.
Литература: 1. Русина, Ю. А. Методология источниковедения : [учеб. пособие] / Ю. А. Русина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 204 с.
1.Развитие приемов работы с историческими источниками в XVIII - начале XIX в. Формирование источниковедения как научной дисциплины связано с процессом выработки принципов работы с источниками и складыванием отдельных приемов и методов в стройную систему. Начало этого процесса относится ко второй четверти XVIII в. и представлено именами В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, А. Л. Шлецера. Говорить же о научной дисциплине можно в том случае, когда определены объект и предмет исследований, разработана методология и развит понятийно-категориальный аппарат. Поэтому превращение источниковедения в самостоятельную научную дисциплину происходит гораздо позже - в последней трети XIX в. Интерес к отражению исторических событий возник в глубокой древности и был связан с устной народной традицией, а затем с летописанием. Летописцы в ходе своей работы привлекали довольно широкий круг источников: произведения устного народного творчества, погодные записи, жития, международные договоры и др. События обычно освещались в рамках хронологической канвы. В период русского Средневековья сама форма летописного погодного изложения не позволяла развиться критическому отношению к источникам. Более критичное отношение к источникам проявилось в исторических сочинениях второй половины XVI в. Это была иная форма освещения исторических событий, нежели в летописях. Создаются произведения, посвященные конкретной теме: «Синопсис» и «Скифская история» А. И. Лызлова (XVII в.), «Ядро Российской истории» А. И. Манкиева (XVIII в.). Авторы стремятся к расширению круга используемых источников, делают первые попытки обнаружить связи между излагаемыми событиями. Немалое количество поддельных и подложных документов способствовало развитию методов по установлению подлинности и достоверности свидетельств. Вырабатывались приемы обнаружения подчисток и подправок, анализа почерка, печатей. Но данного рода работа в основном касалась так называемых внешних признаков источников. Об анализе содержания документов с целью установления их подлинности и достоверности говорить еще очень рано. А. П. Пронштейн выделяет пять основных этапов в развитии методов изучения исторических источников и олицетворяет их с деятельностью выдающихся отечественных ученых. Первый этап связан с именем В. Н. Татищева (перв. пол. XVIII в.) Второй представлен трудами ученых середины XVIII в., прежде всего М. В. Ломоносова и Г. Ф. Миллера. Третий этап сформировали труды историков конца XVIII - начала XIX в.: М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, А. Л. Шлецера, Н. М. Карамзина. Четвертый этап охватил первую треть XIX в. и отражен в работах представителей двух направлений: скептической школы во главе с М. Т. Каченовским и охранителей во главе с М. П. Погодиным. Пятый отождествлен с исследовательской деятельностью историков середины XIX в. - Н. В. Калачова и Н. И. Надеждина. Василий Никитич Татищев (1686-1750), не будучи профессиональным историком, положил начало собиранию источников в научных целях. Он выявил более 300 документов, открыв целый ряд новых свидетельств. В. Н. Татищев первым из русских историков понял, что ученый должен не просто пересказывать собранный материал, но и владеть «наукой критики». Под этим понятием он имел в виду не только проверку достоверности фактов, что уже делали его предшественники, но прежде всего выяснение надежности известия в целом. Критерием надежности исторического свидетельства, по его мнению, являлись достоверность сообщаемых фактов и их происхождение. В. Н. Татищеву принадлежит первый в отечественной науке опыт систематизации изучаемых документов. Создавая свой основной труд - «Историю Российскую», В. Н. Татищев стремился объединить всю массу бывших в его распоряжении известий. Отдельные сообщения ученый связывал между собой в соответствии с понимаемой им логикой исторических событий. По мнению А. П. Пронштейна, В. Н. Татищев заложил основы научного источниковедения в России. Основы критического отношения к историческим источникам, заложенные В. Н. Татищевым, получили дальнейшее развитие в середине XVIII в. в трудах Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) и Герарда Фридриха Миллера (1705-1783). Как и В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов считал, что исторические труды должны базироваться в первую очередь на исторических известиях и сочинениях авторов, живших в описываемое время. Главным критерием в определении достоверности исторических сведений для него было рационалистическое объяснение, то есть здравый смысл. Современник М. В. Ломоносова Г. Ф. Миллер вложил огромный труд в собирание исторических известий, в том числе по истории Сибири. Создавая свои исторические сочинения, Г. Ф. Миллер опирался на летописи. К преданиям и легендам Г. Ф. Миллер, как и М. В. Ломоносов, относился с позиций здравого смысла, старался дать им рационалистическое толкование. Дворянскую просветительную историческую мысль второй половины XVIII в. представляет общественный деятель, историк и публицист Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790). Ученый на протяжении всей жизни твердо стоял на рационалистических и прагматических позициях, отвергая стремление толковать исторические события волей божественного провидения. Ход истории он объяснял действиями выдающихся исторических личностей, поступки которых обусловлены господствующими идеями, нравами и обычаями. Как рационалист М. М. Щербатов решительно отвергал явные выдумки и стремился найти в преданиях рациональное зерно. При этом он руководствовался критерием здравого смысла, который был главным подходом в оценке исторических сведений у историков XVIII столетия. Подход другого представителя дворянской историографии второй половины XVIII в., Ивана Никитича Болтина (1735-1792), к задачам изучения исторического материала во многом определялся его общим взглядом на движение истории. Последнее, по его мнению, являлось результатом влияния различных факторов, в том числе сущности человеческой природы и естественных условий жизни человека. Отсюда следовала необходимость отличать в свидетельствах вероятное от невероятного и находить в истории общее и особенное. Главными критериями в правильном отборе и оценке свидетельств И. Н. Болтин считал их вероятность с точки зрения «здравого рассудка» и совпадение с другими наблюдениями, иногда старался также учесть «пристрастия» их авторов. С позиции достоверности исторических свидетельств ученый предлагал делить их на «истинные», «сумнительные», «вероподобные», «невероятные» и «ложные». Представитель немецкого просветительства Август Людвиг Шлецер (1735-1809), проживший в России несколько лет в 60-е годы XVIII в., большую часть жизни посвятил изучению русских летописей как главного источника по истории Древней Руси. Он стал одним из основоположников славистики в Германии. Но его вклад в русскую историографию определяется прежде всего источниковедческим анализом Повести временных лет. Это был первый в русской исторической науке источниковедческий труд - «Нестор». Основываясь на достижениях современной ему текстологической критики, А. Л. Шлецер обосновал три критических подхода к исследованию исторических источников: • во-первых, восстановить по имеющимся спискам первоначальный текст, который не дошел до исследователя, - малая критика; • во-вторых, правильно понять исторический источник - грамматическое и историческое толкование текста; • в-третьих, выяснить достоверность сведений - высшая критика, основанная на здравом смысле. Разработанные А. Л. Шлецером приемы критики были шагом вперед в развитии источниковедения, к ним обращались историки XIX в. В 1818 г. вышли в свет восемь, а затем еще четыре тома «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), вызвавшие шумный успех у публики и серьезный резонанс в научных кругах. Н. М. Карамзин полагал, что при написании истории следует опираться на возможно более полную источниковую базу. Н. М. Карамзин был убежден в том, что исторический труд необходимо основывать на критике исторических источников. Поэтому, как и историки XVIII в., важнейшей задачей исследователя он считал установление по источникам достоверных и точных фактов. Писатель проверял и уточнял каждый факт, упоминаемый в свидетельствах. Его методы проверки достоверности были традиционными, идущими из XVIII в.: критика содержания источника с позиций здравого смысла. Но рассуждениям Н. М. Карамзина, в отличие от его предшественников, свойственны психологизм и большая глубина. Устанавливая достоверность, он также применял метод сопоставления показаний различных источников. В понятие критики источников ученый вслед за А. Л. Шлецером, который был для него авторитетом, включал две задачи - восстановление первоначального текста («очищение» источника) и истолкование текста. Однако решая вторую из указанных задач, Н. М. Карамзин отказывается от простой интерпретации терминов на основе словотворчества, которыми были заполнены сочинения историков XVIII в. Его понимание содержания источников основано на более глубоком, чем у предшественников, знании реальной жизни изучаемой эпохи. При истолковании отдельных терминов он нередко прибегал к сравнению их употребления в разных документах, пользовался данными лингвистики, хронологии, исторической географии. К «Истории» Н. М. Карамзина приложены обстоятельные примечания, содержащие выписки из многочисленных документов, в том числе тех, которые погибли позже при пожаре Москвы 1812 г. и, таким образом, сохранились только в «Истории». Примечания настолько обширны, что в некоторых томах превышают объем основного текста. Примечания демонстрируют углубленную критическую работу историка над документальным материалом. Однако ее результаты не нашли отражения в тексте повествования об исторических событиях, где для ученого наиболее важным оказалось раскрытие внутреннего содержания явлений, а не критика источников. Таким образом, во второй половине XVIII - начале XIX в. была заложена традиция отношения к историческим источникам как к самостоятельным объектам исследования. Это проявлялось в стремлении ученых разработать принципы критического подхода в изучении исторических известий и публикации документов. В 20-40-е гг. XIX в. в русской исторической науке появилось новое, критическое направление, которое развивалось в полемике с «Историей государства Российского» Н. М. Карамзина. С критикой исторической концепции Н. М. Карамзина выступили такие ученые, как И. Ф. Г. Эверс, Н. А. Полевой, Н. Г. Устрялов. М. Т. Каченовский в рамках нового направления выразил мысль о необходимости более глубокого изучения источникового материала. М. П. Погодин, в полемике с М. Т. Каченовским доказывал возможности позитивного критического подхода к источникам. С именем профессора Московского университета Михаила Трофимовича Каченовского (1775-1842) в отечественной историографии связано понятие скептической школы, в центре внимания которой и оказалась критика исторических источников. Представители скептической школы призывали покончить с доверительным отношением к источникам, свойственным их предшественникам. Принимая понятия о высшей и низшей критике, разработанные А. Л. Шлецером, они критиковали немецкого ученого, который не ставил задачи сопоставления показаний источников с ходом исторических событий и обстоятельствами места и времени их появления. Скептики значительно расширили задачи высшей критики по сравнению со старыми подходами. Она, по их мнению, должна исходить из общих представлений об эпохе, основываясь на понимании историком законов развития общества, и отвергать те показания источника, которые противоречат «духу времени». Анализ исторических источников они предлагали проводить с точки зрения трех видов критики: дипломатической, исторической, археологической. Если А. Л. Шлецер с помощью низшей и высшей критики стремился решить вопрос, какие части источника возникли позже, чем сам памятник, то есть были кем-то дописаны, а потом исключить их, то М. Т. Каченовский с помощью критики пытался прояснить вопрос о подлинности и достоверности источника в целом. М. Т. Каченовский исходил из того, что каждый народ имеет свой «баснословный период», подобный младенческому возрасту человека, когда знания о прошлом сохраняются в устных рассказах, мифах и преданиях, часто в преувеличенном виде, и данное обстоятельство требует от историка особого критического подхода, чтобы отделить вымысел от действительно произошедших событий. Критический анализ летописей и древнейших законодательных памятников привел ученого и его учеников к заключению, что датировать древнейшие русские памятники можно лишь XIII-XIV вв., а отсутствие их в IX-XII вв. делает всю историю Древней Руси недостоверной и баснословной. Заключения скептиков о древнейших русских памятниках и русской истории IX-XIV вв. были несостоятельны и отвергались современниками. Но, несмотря на ошибочность и наивность многих суждений, скептическая школа имела определенные достоинства. Проверка исторического факта историческим законом, забота об углубленном критическом отношении к источнику являются большой заслугой М. Т. Каченовского и его учеников и вкладом в становление методов источниковедческого анализа. Формирование исторических воззрений и научного метода Михаила Петровича Погодина (1800-1875) происходило в середине 20-х гг. XIX в. В это время он разделял взгляды представителей скептической школы. Однако уже в начале 30-х гг., отмежевавшись от них, объявил себя последователем А. Л. Шлецера и Н. М. Карамзина. Предметом исторических исследований вместо политической истории М. П. Погодин определял «дух народа», явления прежде всего личные, бытовые, религиозные, художественные. Историк считал важным исследовать все, даже самые незначительные происшествия и их причины, «ловить звуки». Ученый был убежден в тождестве законов естественного и духовного мира, один из первых в отечественной исторической науке предположил, что историк может в своих изысканиях использовать приемы, разработанные другими научными дисциплинами. Свой метод исследований М. П. Погодин называл математическим и считал его универсальным для работы со всеми видами источников. Этот подход состоял в выявлении всех источников, относящихся к теме исследования, установлении их подлинности, происхождения и достоверности и суммировании их свидетельств по изучаемому вопросу. Возражая представителям скептической школы, историк именно математическим методом пытался доказать достоверность древней русской истории, а следовательно, и сообщаемых летописями сведений. В отличие от А. Л. Шлецера, старавшегося воссоздать «очищенного» Нестора, М. П. Погодин выдвинул задачу поиска источников, которыми пользовался каждый летописец, и добился определенных результатов в ее решении. Историк одним из первых обратил внимание на возможность использования в исторических исследованиях методов естественных наук и необходимость развития вспомогательных исторических дисциплин. В середине XIX в. отмечено появление значительного числа трудов, в которых специально разрабатывались вопросы работы с историческими источниками. Образцом источниковедческого исследования такого рода является опубликованный в 1846 г. труд Николая Васильевича Калачова (1819-1885) о Русской Правде, которую он рассматривал в связи с развитием права в стране в целом. Ему принадлежит одна из первых попыток дать периодизацию русского законодательства, в основе которой лежит учет различий в характере русских юридических документов. Николай Иванович Надеждин (1804-1856) ратовал за философский подход к событиям прошлого и считал, что будущее за «философской историей» России, которой должен предшествовать период критики источников. На профессиональную сцену он вступил в период усилившегося интереса к исторической науке и острой полемики между прагматиками и скептиками о принципах, приемах и методах исторической критики. Помимо истории Н. И. Надеждин уделял большое внимание изучению исторической географии и исторической этнографии. Эти занятия привели его к заключению о важности историко-географического и топонимического материала как исторических источников. Специальное внимание он уделил раскрытию значения топонимики для историко-географического изучения России и исследования проблем расселения. Необходимо также отметить классификацию исторических источников, предложенную ученым. Он делил источники на безгласные (вещественные и археологические) и гласные (словесные отголоски минувшего). Крупной заслугой Н. И. Надеждина является разработка принципов исторической критики. Для исторической критики важно происхождение свидетельств, то есть вопрос в том, имеет ли дело исследователь с источниками намеренными или безнамеренными. В первом случае критике открывается большее поле деятельности, нежели во втором, поскольку на эти сообщения может влиять целый ряд причин, искажающих истину. Во втором же случае нет оснований предполагать умышленный обман со стороны автора. Далеко не во всех национальных научных гуманитарных школах была сформирована самостоятельная дисциплина, объектом изучения которой являются исторические источники. В российской исторической науке уважительное отношение к свидетельствам прошлого, материалам, на основе которых историк строит свои выводы, и понимание того, что они требуют к себе внимательного и глубокого подхода, привело к появлению особой отрасли знаний - источниковедения. Однако превращение отдельных приемов в работе с историческими источниками в специальную научную дисциплину произошло не сразу. Этот процесс потребовал от историков серьезных интеллектуальных затрат. Главным на этом пути явилось стремление исследователей к установлению надежности сведений, почерпнутых из наблюдений, свидетельств и известий прошлого. На протяжении XVIII - первой половины XIX в. отечественные историки стремились разработать научный подход к изучению исторических источников с целью выявления достоверных фактов для своих конкретно-исторических построений. Это выразилось прежде всего в собирании источников, их публикации, определении принципов и критериев оценки достоверности, развитии этапов научной критики и выявлении характерных черт вовлеченных в научную практику исторических свидетельств с разработкой приемов их исследования.
2.История источниковедения во второй половине XIX - начале XX в.
В русской исторической науке в середине 1840-х гг. совершается методологическая революция, в результате которой отечественные историки осваивают новые философские идеи и подходы к историческим изысканиям. Благодаря трудам ученых второй половины XIX в. С. М. Соловьева, К. Н. Бестужева-Рюмина, В. О. Ключевского, Д. Я. Самоквасова, С. Ф. Платонова и других происходит становление источниковедения как самостоятельной отрасли научного знания. Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) в специфике исторической жизни народа видел результат реальных географических, этнографических и исторических условий жизни. Нравственные силы народу, с его точки зрения, давали христианство, созидательная роль государства и просвещение. Главный труд С. М. Соловьева - «История России с древнейших времен». Он основан на широком привлечении и использовании практически всех известных к тому времени исторических материалов. Ученый подчеркивал, что историку следует со вниманием относиться буквально ко всем источникам: анекдотам о государях, о дворах, известиям о том, что было сказано одним министром, что думал другой. Обилие использованных источников - отличительная черта его трудов. С. М. Соловьеву принадлежит заслуга в значительном расширении источниковой базы исторической науки за счет впервые вводимых в научный оборот документов текущего делопроизводства XVII-XVIII вв. Введение в исследовательскую практику делопроизводственных документов потребовало разработки методов их изучения. Что касается критического подхода к источникам, то он слабо выражен в работе С. М. Соловьева. Основной прием, используемый им, - пересказ или обширное цитирование содержания документов. Подробно и точно пересказывая источник, ученый стремился создать впечатление объективности в подходе к историческим фактам. Однако выборочный подход к свидетельствам не помог избежать введения в научный оборот ненадежных исторических источников. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897) в 60-70-е гг. XIX в., когда во главе московских историков стоял С. М. Соловьев, возглавлял кафедру русской истории Петербургского университета. Рассуждениям о пользе истории, характерным для европейской науки XIX столетия, он противопоставил пафос научной объективности. Свою объективность и истину К. Н. Бестужев-Рюмин искал в историческом источниковедении. Под историческим источником ученый понимал «все то, откуда черпается сообщаемое сведение об историческом прошлом», но из этого понятия он исключал литературные пособия, то есть исторические труды. Предварительную работу с источниковым материалом историк называл исторической критикой. Свою концепцию работы с историческими источниками российский историк обосновал в статье «Методы исторического исследования», опубликованной в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1886 г. К. Н. Бестужев-Рюмин не ограничивался характеристикой отдельных групп исторических источников и особенностей их изучения. Он сформулировал и общие задачи, принципы и методы научной критики источников. С его точки зрения, ценность исторического труда зависит от того, насколько исследователь владеет источниками. Прежде всего, историк должен установить внешнюю достоверность свидетельства. В решении задач внешней критики необходимо опираться на филологические приемы работы с текстами, из которых собственно и произошла историческая критика. Затем исследователь должен перейти к установлению внутренней достоверности. В 1870-90-е гг. господствующее положение в методологии истории занимали идеи позитивизма. Они оказали определенное влияние на научное творчество Василия Осиповича Ключевского (1841-1911). Путь к профессиональному мастерству историк видел через научную добросовестность, поиск «следов» прошедших явлений и событий, привлечение надежных источников, выработку действенной методики. В. О. Ключевскому принадлежала выдающаяся роль в разработке многих конкретных исторических проблем и создании научного метода в истории. Он подошел к изучению истории России с позиций взаимосвязи и взаимовлияния трех главных факторов - личности, природы и общества. Первые исследовательские работы будущего ученого носили источниковедческий характер. Разработкой методов исторического исследования В. О. Ключевский занимался на протяжении всей своей научной деятельности, но специальное внимание уделил им после того, как накопил огромный опыт творческой работы, то есть с 80-х гг. XIX в. В самом начале 80-х гг. ученый начал читать в Московском университете общий курс по истории России. Его он вел и раньше, на Высших женских курсах, но теперь значительно расширил. Во введении он впервые изложил свое понимание хода истории человеческого общества, свой взгляд на метод ее изучения. В последующих главах историк дал подробную характеристику важнейших исторических источников. В этот же период он начал вести в университете источниковедческие семинары по Русской Правде и Псковской судной грамоте, с 1884 г. читал курс по методологии истории, с 1885 г. - по терминологии русской истории, а с 1888 г. - по источниковедению. Последний вошел в отечественную историографию как первый специальный курс лекций по источниковедению. Способы, с помощью которых ведется историческое исследование, В. О. Ключевский называл исторической критикой и видел в ней несколько этапов: критика источников, критика прагматическая и критика высшая, устанавливающая связь между историческими событиями. Методологическая позиция и сформулированные В. О. Ключевским задачи и методы исторического исследования легли в основу его подхода к некоторым теоретическим вопросам исторической науки, в том числе к определению понятия «исторический факт». В отличие от своих предшественников и современников, толковавших исторический факт только как конкретное событие, историк представлял его как более широкую категорию - идеи, взгляды, чувства, определенные состояния материальной и духовной жизни общества. В. О. Ключевский придавал важнейшее значение разработке методов изучения источников. Историческую критику он определял как «общую методику предварительной обработки исторических источников», а ее задачу видел в «очистке исторического источника от портящих его примесей с целью сделать его годным к научному употреблению». По мнению В. О. Ключевского, историческая критика источников должна включать в себя два этапа. Во-первых, это «предварительная расчистка и разборка исторического источника», «критика текстов», в задачу которой ученый включал интерпретацию и реставрацию текста. Второй этап исторической критики источников, согласно В. О. Ключевскому, представляет собой «критику фактов». Собрав все источники по интересующему его вопросу, исследователь должен, прежде всего, оценить, насколько они богаты или бедны сведениями. Затем он обращается к анализу содержания источников. При этом ученый исходит из того, что все остатки исторических фактов, если установлена их подлинность, в критике достоверности содержащихся в них сведений не нуждаются. К числу таких источников он относит все вещественные памятники, а из письменных - юридические документы, акты, писцовые книги. Иной подход необходим, по мнению ученого, при изучении повествовательных источников. Историк должен, прежде всего, выявить все содержащиеся в них сведения, а затем установить, как позиция автора влияет на степень достоверности изложенных в источнике фактов. В последней трети XIX в. можно выделить два направления исследований, связанных с историческими источниками: характеристика и подробные обзоры их основных разновидностей, а также дальнейшее развитие научной критики. Сергей Федорович Платонов (1860-1933) принадлежал к числу наиболее крупных русских ученых конца XIX - начала ХХ в. Чисто источниковедческим исследованием является его труд «Древнерусские сказания и повести о “Смутном времени” XVII в. как исторический источник», представленный в качестве магистерской диссертации, а затем дважды изданный в 1888 и 1913 гг. Источниковедческий характер имеет работа «Обзор источников русской истории летописного типа» (1905). Подробную характеристику многих источников содержат «Лекции по русской истории», выдержавшие за 1894-1917 гг. десять изданий. К числу исторических источников С. Ф. Платонов относил «всякий остаток старины, будет ли это сооружение, предмет искусства, вещь житейского обихода, печатная книга, рукопись или, наконец, устное предание». Всю массу свидетельств ученый делил на две основные категории (классификация): памятники литературного типа и документы юридического характера. К первой группе он относил летописи, хронографы, сказания и повести литературного и публицистического характера, жития святых и повествования о чудесах, сочинения иностранных авторов о России; ко второй - все документы законодательного и административного характера. С.Ф. Платонов сформулировал свои взгляды на задачи и приемы критики исторических источников. Как и другие историки- позитивисты, он делил работу с источниками на внешнюю и внутреннюю критику. Между этими этапами ученый видел четкую грань: сначала надо изучить все внешние данные об источнике, а затем анализировать его содержание. Главной задачей внешней критики источника он определил установление подлинности. Внутренняя критика связывалась с определением достоверности сообщаемых фактов, на которую в числе прочих факторов может влиять личность автора свидетельства. Поэтому к приемам внутренней критики исторического источника относится исследование личности создателя источника, выяснение его целей и обстоятельств, при которых возникло то или иное известие. «Школа Платонова» ориентировала его учеников и последователей на конкретное изучение и объективный анализ источников, выяснение закономерностей исторического процесса. Итак, термин источниковедение, возникший в исследовательской практике немецких ученых в первой четверти XIX в., прижился на российской научной почве. Труды российских историков второй половины XIX в. сыграли важную роль в рождении отечественного источниковедения как особой научной дисциплины. Пока еще не был определен ее предмет, но уже обозначен объект - исторический источник, разрабатывались приемы и основные этапы анализа свидетельств. Принципиальное значение имеют выводы о том, что изучение исторических источников не является лишь вспомогательным этапом исторических изысканий, а представляет собой самостоятельную, наделенную научной перспективой область исследований. Первостепенное значение приобретает практика работы с источниковым материалом, которая раньше расценивалась лишь как подготовительный этап сбора документов. Появилась источниковедческая исследовательская проблематика. В качестве одной из самостоятельных задач было выдвинуто обозрение всех сохранившихся источников, на основании которого возможно затем изучение истории государства, общества и культуры. Публикация различных видов исторических документов способствовала закладыванию основ классификации источников. Появление термина «источниковедение» можно рассматривать как выход за рамки исследования традиционного повествовательного типа. На вопрос, почему источниковедческое направление сложилось в российской исторической науке, отвечает О. М. Медушевская. Дело в том, что круг источников традиционной европейской исторической науки формировался путем переосмысления античного наследия. Задача идентификации себя в истории, стоявшая перед российскими учеными, ориентировала их на поиск новых источников. В связи с этим огромная деятельность, которая при этом была востребована, не укладывалась в рамки подготовительного или вспомогательного этапа исторических изысканий. Кроме того, формирование самостоятельного источниковедческого направления в российской исторической науке было связано не только с профессиональной сферой, но и со становлением исторического сознания общества. 3.Вклад А. С. Лаппо-Данилевского в развитие отечественного источниковедения. Идеи и научные выводы Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863-1919) лежат в основе методологии современного источниковедения. Этот выдающийся российский историк внес неоценимый вклад в разработку теории и методов изучения исторических источников. Прежде всего, ему принадлежит заслуга в создании учения об историческом источнике, определении его понятия и природы как ключевого вопроса источниковедения. Кроме того, А. С. Лаппо-Данилевский разработал учения об интерпретации и критике исторических источников, рассмотрел задачи и возможные системы их классификации и высказал идею о культурологическом значении источников для познания прошлого. Вопросам методологии источниковедения ученый посвятил вторую часть главного итога своей научной деятельности, монографии «Методология истории» (1913). Постановка вопроса о методологии источниковедения была новаторской, так как она противостояла позитивистскому представлению о методах работы с источниками. Проблему исторического источника, его интерпретации и критики А. С. Лаппо-Данилевский рассматривал с теоретико-познавательной точки зрения. Историческая обстановка, в которой проходило творчество А. С. Лаппо-Данилевского, характеризовалась кризисом исторической науки. Он проявлялся прежде всего в кризисе онтологического подхода, сторонники которого игнорировали теоретико-познавательные проблемы. Интерес исследователей направлялся только на объект, без учета роли субъекта в историческом познании. Новизна неокантианского подхода определялась выдвижением на первый план гносеологического подхода, для которого характерно внимание к основаниям исторического знания, способам его получения и критериям проверки его истинности. В первом разделе своего труда ученый обращается к вопросу об объекте исторического познания и дает характеристику явлениям, изучаемым исторической наукой. Здесь А. С. Лаппо-Данилевский вводит понятие о действительности и ее изменении, а также о принципе признания чужой одушевленности, которая обусловливает понятие об историческом изменении или об историческом факте. По мнению ученого, объектом исторического познания является изменение, произошедшее в действительности, причем историку наиболее интересны качественные изменения во времени. В связи с этим историк должен иметь в виду изменения в состоянии индивидуального или коллективного субъекта исторического процесса. Принимая во внимание изменения, опираться, по словам А. С. Лаппо-Данилевского, на особого рода принцип - чужой одушевленности, заключенной в исторических источниках, с помощью которого историк изучает факты, недоступные его эмпирическому восприятию. Принцип чужой одушевленности А. С. Лаппо-Данилевский называет гипотезой, которая нужна историку для того, чтобы объединить свое знание о наблюдаемой им чужой деятельности и соотнести его со своим собственным опытом. Ученый рассматривает принцип чужой одушевленности с различных позиций: в метафизическом смысле, с гносеологической и психогенетической точек зрения. Подводя итог своим размышлениям, А. С. Лаппо-Данилевский пишет: Историк стремится перевоспроизвести в себе именно то состояние сознания, которое ему нужно для научного объяснения изучаемого им объекта, он как бы примеряет наиболее подходящие состояния своего собственного сознания к проанализированному и синтезированному им внешнему обнаружению чужой одушевленности, подделывается под нее... Лишь после этого он может перевоспроизвести в себе то именно состояние сознания, которое он считает нужным для надлежащего понимания чужых действий. Но свое психологическое построение чужой душевной жизни историк подвергает научному контролю, он признает его лишь гипотезой... принимает ее лишь в том случае, если факты ей не противоречат ... Историк занимается научным построением действительности, значит, он должен установить, что переживаемое им представление о чужой одушевленности есть вместе с тем воспроизведение реально данной одушевленности той именно индивидуальности, которой он приписывает известные действия или в зависимости от которой он изучает данный исторический факт. Далее ученый останавливается на вопросе о специфике исторических фактов. Размышления на эту тему тесно связаны с рассмотренным ранее принципом чужой одушевленности. А. С. Лаппо- Данилевский отмечает, что под историческим фактом следует понимать, прежде всего, продукты воздействия сознания данной индивидуальности (су<
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |