Развитие отечественного источниковедения в советский период.
После 1917 г. изменилась общественно-политическая ситуация в стране и в центре внимания ученых оказались проблемы, находящиеся вне прежнего академического подхода. 1917-1922 гг. - период, когда масштаб перемен уже стал очевиден, но возможность выражать свои идеи в ученых трудах еще существовала. Если раньше одно из главных мест занимали университетские исследовательские семинары и подготовка фундаментальных изданий, то теперь - подготовка и издание учебной литературы, рассчитанной на нового читателя. Распадались привычные нормы: были отменены ученые степени и звания, введен прием в университеты пролетарской молодежи без обязательного среднего образования. Однако серьезное внимание в эти годы уделялось вопросам сохранности документов и развитию архивного дела. С начала ХХ в. в России архивы постоянно находились в центре общественного внимания. После Октябрьской революции вопрос об архивах был очень значимым, поскольку документы упраздненных учреждений оказались под угрозой уничтожения. А. С. Лаппо-Данилевский и его коллеги А. Е. Пресняков, А. И. Андреев, С. Н.Валк занимались разработкой архивной реформы. Кроме того, нужны были специалисты для работы в архивах. Осенью в Петрограде и Москве открылись Архивные курсы, где преподавали лучшие представители академической науки, в том числе А. С. Лаппо-Данилевский, С. Ф. Платонов, А. Е. Пресняков, И. Л. Маяковский, О. А. Добиаш-Рождественская. В 1917-1922 гг. удалось завершить и опубликовать работы, которые составили классику отечественной методологии источниковедения: «Очерк русской дипломатики частных актов» А. С. Лаппо- Данилевского, «Введение в историю. Теория истории» Л. П. Карсавина. Принципы методологии, разработанные А. С. Лаппо-Данилевским, развивали С. Н. Валк, А. Е. Пресняков, И. М. Гревс и др. В то же время появилась возможность обратиться к ранее малодоступным источникам историко-революционной тематики XIX-XXвв. Для отечественного источниковедения был характерен единый культурологический подход к источникам разных эпох. Он позволял ученым успешно осваивать новые для них свидетельства. Этот методологический подход предполагает принципиальное единство научно-критических методов анализа документов, оценки их достоверности вне зависимости от времени их возникновения. В связи с активной разработкой новой социально-политической проблематики в первой половине 1920-х гг. в печати появилось немало работ, в которых отстаивалась позиция научного, критического подхода к источникам новейшего времени. Ученые апеллировали к авторитету российских и зарубежных методологов - Э. Бернгейма, Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, А. Л. Шлецера. Некоторые теоретические источниковедческие положения нашли свое выражение на страницах журнала «Пролетарская революция» в статье М. Н. Покровского «От Истпарта» (1921). В них проявились марксистские взгляды историка-большевика и влияние новой идеологии, делались выводы: • о значении исторических источников, без которых невозможна исследовательская работа; • о принципиальной важности обеспечения историко-революционных исследований возможно более полной источниковой базой; • о значении документов РКП(б) и других политических партий и революционных движений для изучения революционной борьбы; • о важности мемуаров как источников, отражающих психологический фон событий. В 1922 г. было опубликовано учебное пособие В. И. Пичеты «Введение в русскую историю», в котором автор: • определил исторический источник как «все те материалы, которые остались от прошлой жизни и в которых отражается какой-либо след старины»; • подтвердил важность принципа исчерпывающей полноты источниковой базы; • формулируя понятие о внутренней и внешней критике, указал на важность выяснения вопросов происхождения источников, обстановки их появления и в особенности авторства (условия жизни автора, его социально-экономическая, политическая и идеологическая принадлежность); • дал обзор источников по территориальному признаку, а затем - по видам, но без обоснования видового принципа деления. Н. А. Рожков в статье «К методологии истории революционного движения», опубликованной в 1923 г. в журнале «Красная летопись», призывал критически усваивать не только запас исторических знаний, но и приемы и методы исторического исследования, оставшиеся в наследие от буржуазных историков. В 1924 г. на Всесоюзном совещании Комиссии по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт) при обсуждении вопроса о научной обработке источников говорилось: • о критическом освоении того полезного в области методики, что могла дать предшествующая источниковедческая историография; • об обязательности применения всего аппарата источниковедческой критики ко всем историческим источникам, в том числе и к историко-партийным документам (необходимость этого доказывалась ссылками на историко-партийные мемуары, в которых возможны ошибки памяти и которые требуют сопоставления с другими источниками); • о дополнении вопросов происхождения и авторства, критики и интерпретации источников моментом классового анализа; • о критике подхода немецкого историка Э. Бернгейма, подвергающего исторические остатки проверке только на подлинность без выяснения достоверности (в пример приводились документы охранки и белогвардейские документы). Постепенно отношение к опыту прошлых поколений историков начинает меняться, оформляется история партии как самостоятельное направление исторических исследований, начинается борьба с так называемой «буржуазной методологией истории», раскрывается суть «кризиса буржуазного историзма». Большой вклад в это дело внесли выступления М. Н. Покровского в связи с переизданием книги А. С. Лаппо-Данилевского «Методология истории» в 1923 г. Критикуя А. С. Лаппо-Данилевского за отрыв источников от общественных условий, в которых они созданы, М. Н. Покровский выдвигает положение об историческом источнике как продукте классовой борьбы. Но в период становления советской исторической науки формула М. Н. Покровского возникла, скорее всего, в связи с критикой подходов к источнику в буржуазной историографии. Впоследствии, в начале 1960-х гг. данная формулировка М. Н. Покровского критиковалась В. П. Даниловым и С. И. Якубовской за узкое определение исторического источника, который, по словам советских историков, «не только отражает классовую борьбу, но содержит конкретные исторические сведения». Однако в первой половине 1920-х гг., критикуя буржуазную историографию за узкое понимание происхождения исторического источника без учета социально-экономических условий, его породивших, М. Н. Покровский признавал заслуги академической исторической науки Выступая же на заседании, посвященном открытию Института истории при Коммунистической академии, 18 ноября 1929 г., историк-марксист заявил: «В области истории, науки марксистской по преимуществу, науки ленинской по преимуществу, дореволюционные оценки, подходы и методы абсолютно никуда не годятся». Серьезные последствия для формирования методологии и методики изучения истории советского общества имело письмо И. В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (1931) в редакцию журнала «Пролетарская революция». В письме фактически вводились ограничения на тематику научных дискуссий. Так, недопустимым объявлялось обсуждение вопроса о «большевизме Ленина» и других «аксиом большевизма». Предлагалось историков, которые «превращают аксиому в проблему» и предмет дискуссии, заклеймить «клеветниками и фальсификаторами». Задача поиска недостающих документов для изучения дискуссионных вопросов характеризовалась как «бюрократический» прием. Историки, полагающиеся лишь на одни бумажные документы, были названы «безнадежными бюрократами» и «архивными крысами». В заключение был дан совет изучающим историю большевизма пользоваться «наиболее надежным методом проверки», а именно «проверять большевиков по их делам». В результате в 1930-е гг. происходит серьезная деформация в развитии теоретических проблем источниковедения. В частности, утверждается положение о необязательности документального обоснования выводов историка, допускается отказ от принципа привлечения всей совокупности исторических источников как условия объективной интерпретации и оценки изучаемых событий, постепенно утрачивается академический профессионализм. Проникновение новой идеологии в исторические исследования нашло отражение в формировании двойственного подхода к оценке достоверности документальных сведений дореволюционного и советского периодов. Если по отношению к источникам, датированным до 1917 г., требование критического анализа их содержания всегда подчеркивалось, то достоверность советских документов, в особенности исходящих из партийных и государственных органов, признавалась заведомо бесспорной, а всякая попытка критического подхода объявлялась крамолой. Таким образом, абсолютизация партийного и классового подхода влекла за собой игнорирование канонических приемов источниковедческой критики, а как следствие, искажение научных критериев в изучении новейшей истории. Теоретические работы историков конца 1920-х - начала 1930-х гг. в первую очередь ставили перед собой учебные задачи. Так, Г. П. Саар в работе «Источники и методы исторического исследования» (1930) рассматривает важнейшие теоретические вопросы источниковедения. Книга проникнута классовым подходом, а «буржуазные историки» объявляются «идеалистами» и представителями «класса эксплуататоров». С таких же позиций написана книга С. Н. Быковского «Методика исторического исследования» (1931). Автор отмечает, что на современном ему «книжном рынке почти нет специальных работ и систематических учебников по вопросам техники исторического исследования». Все произведения дореволюционного периода (имеются в виду труды Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, Э. Бернгейма, А. С. Лаппо-Данилевского, Л. П. Карсавина), по мнению С. Н. Быковского, в части методологии истории объединяет антимарксистская сущность. Неординарным событием в условиях становления советской исторической науки было открытие в 1930 г. Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ). В задачи вуза входила подготовка специалистов по архивному делу и документоведению, в которых нуждались государственные административные службы. Дисциплины источниковедческого направления в институте были представлены С. Б. Веселовским, П. Г. Любомировым, М. Н. Тихомировым, В. К. Яцунским, Л. В. Черепниным и др. В учебные планы был включен полный курс источниковедения, который в 1936-1940 гг. читал М. Н. Тихомиров. Совместно с С. А. Никитиным он подготовил фундаментальный курс источниковедения. Разработка теоретических положений источниковедения продолжалась в МГИАИ и в 1940-е гг. В 1943 г. кафедру вспомогательных исторических дисциплин здесь возглавил ученик А. С. Лаппо- Данилевского А. И. Андреев. Еще в 1940 г. вышла в свет его монография «Очерки по источниковедению Сибири», в которой ученый подходил к историческим источникам как к явлениям культуры. Вместе с В. К. Яцунским он занялся проблемами взаимодействия естественно-научных и гуманитарных аспектов исследований и преподавания источниковедения и исторической географии. Одной из главных задач А. И. Андреев видел создание источниковедения истории советского общества как особого направления исследований и разработку лекционного курса с привлечением документов Новейшего времени. С этой целью он пригласил специалиста в области советской статистики М. Н. Черноморского, который начал разрабатывать это направление. В условиях изоляции советской исторической науки А. И. Андреев, читая лекции, посвященные идеям А. С. Лаппо-Данилевского, открыто высказывался за необходимость изучения новых достижений западных ученых. По его предложению возглавляемая им кафедра вспомогательных исторических дисциплин включила в свои планы серию докладов о трудах западноевропейских и американских историков. Однако идеологическая кампания 1949 г. по борьбе с «космополитизмом и идолопоклонством перед Западом», а также отказ А. И. Андреева выступить с критикой методологии своего учителя А. С. Лаппо-Данилевского привели к выведению ученого из состава совета института и лишению его кафедры. В 1940-е - начале 1950-х гг. теоретические проблемы источниковедения рассматривались в работах Л. В. Черепнина, который развивал свои представления об историческом источнике в полемике с учением А. С. Лаппо-Данилевского. Полемизируя с А. С. Лаппо- Данилевским, Л. В. Черепнин принимал основной постулат его концепции - понимание источниковедения как системного учения об источниках. Главные возражения он высказывал по вопросу природы исторического источника как «реализованного продукта человеческой психики». Разделяя главную идею А. С. Лаппо-Данилевского об источнике как явлении культуры, Л. В. Черепнин рассматривал его как историческое явление, как продукт общественной борьбы и социальных противоречий эпохи. В 1949 г. авторитетный советский ученый, автор фундаментального труда «Русские феодальные архивы» был вынужден написать статью в обличительном стиле «А. С. Лаппо-Данилевский - буржуазный историк и источниковед» (Вопросы истории. N° 8), которая на многие последующие годы попала в списки рекомендованной учебной литературы. Таким образом, в 1920-50-е гг. определились главные черты новой концепции источниковедения. Принципиальное значение имело при этом рассмотрение источника в качестве социально-исторического явления, продукта определенной эпохи и общественной борьбы. На этой основе реализовались вопросы классификации источников (по социально-экономическим формациям, видам и классовой позиции их создателей), методы изучения происхождения и авторства, проверки достоверности и оценки значения исторических свидетельств. Освоение источников Нового и Новейшего времени началось в 1920-е гг. с источников революционного движения. Но полноценное обращение к документам советского периода как к историческим источникам в 1930-50-е гг. было невозможно, так как, согласно единому подходу источниковедческой критики, к ним пришлось бы применять методы определения степени достоверности и критического анализа. С началом «оттепели» в середине 1950-х гг. вопросы источниковедения Новейшего времени стали предметом дискуссионных обсуждений. Так, в 1957 г. в ходе научного совещания в МГИАИ в центре внимания оказался вопрос о правомерности применения к советским документам всего объема методов научной критики. Проблемам преподавания источниковедения Новейшего периода посвящались дискуссии в ведущих исторических изданиях начала 1960-х гг. С конца 1950-х гг. растет интерес к теоретическим проблемам дисциплины: предмет и содержание источниковедения, его структура, задачи и место в системе научных исторических знаний, вопросы типологии и классификации источников, методы их исследования. В 1960-70-е гг. сформировалось особое направление, в центре внимания которого находились эти вопросы. Вклад в их разработку внесли труды В. И. Стрельского, О. М. Медушевской, Г. М. Иванова, Б. Г. Литвака, А. П. Пронштейна, Л. Н. Пушкарева, С. О. Шмидта и др. Заметный след в области методологии источниковедения оставила статья «Некоторые вопросы теории источниковедения» С. М. Каштанова и А. А. Курносова, напечатанная в журнале «Исторический архив» в 1962 г. вместе с материалами ее обсуждения. Высокую оценку эта работа получила в отзывах ведущих отечественных историков того времени, которые отмечали «научную смелость» авторов (Л. Н. Пушкарев), их «дерзость и новаторство» (В. В. Фарсобин). Авторы, преподаватели МГИАИ, актуализировали целый комплекс теоретических вопросов, отражающих уровень развития источниковедения как научной дисциплины. Во-первых, отмечался недостаток специальных трудов по методологии источниковедения, которые не выходили с начала 1930-х гг., после книг Г. П. Саара и С. Н. Быковского, за исключением работ на конкретные источниковедческие и архивоведческие темы. Во-вторых, обращалось внимание на необходимость строго научного подхода ко всем категориям исторических источников, в том числе и советского периода, с безусловной обязательностью их серьезной источниковедческой критики и недопустимости поверхностного, иллюстративного использования данных, почерпнутых из этих источников. В-третьих, поставлен вопрос о разработке новой схемы источниковедческого исследования. В-четвертых, рассмотрен вопрос о предмете источниковедения, проанализировано его место в системе исторических наук и, следуя представлениям о более высоком статусе этой дисциплины, нежели любой другой, входящей в сообщество вспомогательных исторических дисциплин, предложено считать источниковедение специальной научной дисциплиной. В-пятых, обоснована классификационная схема исторических источников на основе критерия их происхождения и подтверждено мнение об отсутствии резкой грани между источниками и исследованиями. Этапный характер для разработки теоретических вопросов источниковедения имело также издание сборника статей «Источниковедение: теоретические и методические проблемы» (1969), в котором анализировались важнейшие проблемы, связанные с развитием и местом этой научной дисциплины в системе исторического знания. Здесь были представлены работы авторитетных советских историков (С. О. Шмидта, А. Я. Гуревича, О. М. Медушевской, Б. Г. Литвака, С. М. Каштанова, И. Д. Ковальченко и др.) о предмете источниковедения, категории «исторический факт», классификации исторических источников, проблеме достоверности, развитии источниковедения массовых источников и применении количественных методов в анализе исторических документов, специфике научной критики отдельных видов письменных источников, об особом подходе к источникам с целью изучения социально-исторической психологии и стиля мышления минувшей эпохи и др. В одной из работ сборника С. О. Шмидт отмечал необходимость введения в научный оборот источниковедческих приемов крупных дореволюционных ученых: В. О. Ключевского, А. А. Шахматова, А. С. Лаппо-Данилевского. Историк считал недопустимым давать предложенной ими методике политические характеристики, поскольку это ведет к недооценке роли выдающихся отечественных ученых в развитии мировой науки. «Старые источниковедческие приемы» он называл «классическими», той основой, благодаря которой в дальнейшем обогащалась источниковедческая наука. В другой статье Б. Г. Литвак, именуя А. С. Лаппо-Данилевского «умным идеалистом», настаивал, что «в методике, предложенной ученым, нет таких черт, которые неприемлемы для марксистской методологии истории». В 1970-80-е гг. выходит академическое серийное издание «Источниковедение отечественной истории» - сборники научных статей, отражающих опыт изучения различных видов исторических документальных материалов. Постепенно среди советских историков усиливается интерес к творчеству А. С. Лаппо-Данилевского, начинает преобладать более объективная оценка его трудов. В теоретическом и прикладном аспектах изучались возможности применения в источниковедении методов других наук - математики, социальной психологии, экономической статистики и др. Началось формирование источниковедения массовых источников как самостоятельного направления научных изысканий. Характерной чертой материалистической научной парадигмы оставалось направление «борьбы с буржуазными концепциями и теориями» исторической науки. Продолжают выходить работы, в которых критикуются исследования западных ученых с позиций партийности и историзма. Показателем определенной завершенности в процессе обсуждения вопросов теории и методологии, а также качественных изменений в развитии источниковедения как самостоятельной научной дисциплины явилось издание учебных пособий по всему курсу источниковедения истории СССР, включая советский период. В них значительное место отводилось методике изучения исторических источников. В учебные планы большинства вузов в 1960-е гг. вводятся источниковедческие дисциплины, в задачи которых входит формирование научно-исследовательской культуры будущих специалистов в области истории. В конце 1980-х гг. под влиянием системных перемен в обществе и концептуальных изменений в области методологии истории, породивших спрос на новые исторические источники, у источниковедения возникли новые научные задачи. Актуальными проблемами отечественного источниковедения на рубеже 1980-90-х гг. назывались следующие: • неравномерность в уровне, характере и масштабах изучения и использования различных групп и видов источников; • необходимость более широкого введения в научную практику массовых источников; • неразработанность источниковедческих подходов по отношению к документам советского времени, когда элементарные источниковедческие процедуры вообще не применялись - например, к документам КПСС и советских органов власти; • малочисленность специальных источниковедческих исследований по истории Нового и Новейшего времени в сравнении со степенью изученности источников по истории страны более ранних периодов; • отставание от западноевропейских и американских исследований в области применения компьютерных технологий для обработки исторических источников; • пробелы в источниковой базе Новейшего времени по причине отсутствия или тенденциозности официальных документальных материалов, восполнить которые возможно развитием устной истории; • низкий научный уровень публикаций документов по истории советского общества, которые имели в основном апологетический характер и конъюнктурное назначение, отсутствие пофондовых изданий, необходимость сотрудничества в этой области с архивными учреждениями. На исходе ХХ в., когда ученые получили доступ ко многим ранее засекреченным документам и ввели их в научную практику, некоторые историки-корифеи, например Н. Н. Покровский, обратили внимание на актуализацию качественного научного анализа этих источников как в процессе их изучения, так и в ходе публикации. Во-первых, акцент делался на комплексном подходе, так как извлечь достоверные сведения из документа можно, только используя достижения различных наук: источниковедения, текстологии, археографии, дипломатики, палеографии, сфрагистики и др. Во-вторых, подчеркивалось, что назрела серьезная необходимость углубленного научного анализа советских материалов, включающего классические подходы определения авторства, даты, подлинности, полноты, канонического (первоначального) текста, динамики формуляра, тенденциозности и достоверности источников. Важно не просто вовлекать в научную практику и спешно публиковать новые источники, отвечающие политическим взглядам исследователей и подтверждающие их убеждения, - обязательным требованием для получения действительно научных выводов остается качественное источниковедческое исследование. Итак, отечественное источниковедение прошло определенные этапы в своем развитии. В 1920-80-е гг. была оформлена и получила развитие материалистическая концепция науки об источниках, сформировался ее предмет как самостоятельной отрасли научных исторических знаний. Новые задачи, возникшие перед источниковедением в конце 1980-х гг., открыли новые перспективы в его развитии. Прежде всего, это проявилось в освоении и введении в научную практику ранее не изученных источниковых комплексов, а также в совершенствовании методов исследования источников. Углубление теоретико-методологических изысканий способствовало определению нового статуса источниковедения в системе гуманитарных наук, основанного на его междисциплинарном характере.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |