Предмет источниковедения как науки
Лекция 2. Предмет и метод современного источниковедения План: 1.Предмет источниковедения как науки 2.Метод источниковедения Литература: 1. Русина, Ю. А. Методология источниковедения : [учеб. пособие] / Ю. А. Русина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 204 с. Предмет источниковедения как науки Как отрасль исторического знания, как особая научная дисциплина отечественное источниковедение оформилось в XIX в. Важным условием институализации науки является выработка определений ее объекта, предмета, основных задач, методов изучения и понятийного аппарата. Объектом изучения источниковедения были определены исторические источники. Что касается предмета, то в 1920-е гг. большинство историков удовлетворяло общее определение источниковедения как научной дисциплины, посвященной изучению исторических источников. Деятели науки 1930-х гг. также характеризовали источниковедение как «совокупность научно-вспомогательных дисциплин, относящихся к изучению и обработке исторических источников». Эта дефиниция была закреплена в первом издании «Большой советской энциклопедии» в 1937 г. С. Н. Валк в 1940 г. впервые употребил термин «общее источниковедение», подчеркивая тем самым, что источниковедение, в отличие от других дисциплин, занимающихся изучением источников, «дает общее учение о документе». Так, источниковедение было выделено из комплекса других научных дисциплин, чьим объектом являются источники. В опубликованных в том же году учебных пособиях М. Н. Тихомирова и С. А. Никитина источниковедение рассматривалось как самостоятельная наука, ставящая своей задачей «дать обзор и критику важнейших письменных источников по истории СССР», кроме того специфика критики источников связывалась с их видовой принадлежностью. В 1953 г. во втором издании «Большой советской энциклопедии» была опубликована статья Л. В. Черепнина «Источниковедение», носившая концептуальный характер для уровня развития науки на тот момент времени. Статья определяла источниковедение как «наиболее широкую из вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающую методы изучения и использования исторических источников». Главными задачами источниковедения были названы «вопросы классификации, критического анализа, определения происхождения, классового характера источника, проверки достоверности и фактической ценности его содержания, а также синтез - изучение системы источников в их взаимосвязи». В 1960-е гг. среди теоретических дискуссий наиболее крупной был научный спор об определении предмета и задачах источниковедения. Отмечалась множественность дефиниций: в одних случаях источниковедение характеризовалось как совокупность вспомогательных дисциплин, в других - как одна из них. Предлагалось также с целью подтверждения статуса науки, являющейся основой любого исторического исследования, заменить термин «вспомогательная» термином «специальная историческая дисциплина». В конце 1960-х гг. С. О. Шмидт высказался против противопоставления этих терминов. Предмет источниковедения, по его мнению, включает «теорию и практику изучения исторических источников». Ряд исследователей отмечали, что источниковедение возникло под именем исторической критики и доросло до системы наук, именуемых вспомогательными. В начале 1980-х гг. В. В. Фарсобин настаивал на том, что ошибочно делить науки на «главные» и «второстепенные» дисциплины, выделяя тем самым источниковедение, разрабатывающее теоретические основы для изучения всех типов и видов исторических источников. Он доказывал, что единые принципы построения различных отраслей научных знаний предполагают в каждой науке сочетание теоретических и практических проблем. Кроме того историк высказывался против исключения из источниковедения эвристики, под которой понимал введение памятников в научный оборот. Другие специалисты в области теории источниковедения также подчеркивали, что источниковедение должно не только разрабатывать методику, принципы и приемы исследования исторических источников, но и вести практическую работу по их изучению. Эта точка зрения утвердилась в учебнике под редакцией И. Д. Ковальченко (1973, 1981), где также отмечалось отличие источниковедения от других дисциплин, занимающихся изучением отдельных групп источников, и указывалось, что отличие это заключается, прежде всего, в том, что источниковедение разрабатывает наиболее общие приемы научной критики и методы работы со всей массой исторических источников. Одно из определений предмета источниковедения, вошедшее в учебную и научную литературу середины 1980-х гг., предложил советский историк М. А. Варшавчик: Источниковедение есть специальная отрасль научных исторических знаний, наука об исторических источниках, теории и практики их использования в исторических исследованиях. Источниковедение органически входит в систему исторической науки. Другой важный вопрос для подтверждения статуса дисциплины - установление границ между источниковедческим и историческим исследованиями. В 1960-70-е гг. ему уделяли внимание С. М. Каштанов и А. А. Курносов, А. И. Уваров и О. М. Медушевская. Первые в своей известной статье подчеркивали, что источниковедение «может рассматриваться как теория и методика добывания исторических фактов», а история - как «теория и методика осмысления исторических фактов в их взаимосвязи и взаимообусловленности». Таким образом, они пришли к выводу о том, что «процесс источниковедческого исследования не прекращается на чисто источниковедческом этапе, а продолжается в ходе собственно исторического исследования». Позже, рассматривая различия в труде историка и источниковеда, А. И. Уваров и О. М. Медушевская отметили, что историк создает источниковедческую модель источника, выделяя из источника те сведения, которые непосредственно связаны с темой его исследования, но за пределами внимания историка остается содержание, которое может быть значительным для изучения другого вопроса. В задачу источниковеда входит выявление всех сведений, содержащихся в источнике, с последующей оценкой их полноты, достоверности, научной ценности и т. д. Иными словами, логика источниковедения предполагает изучение реальных продуктов в их отношении к системе, в которой они функционировали. А логика конкретно-исторического исследования - вовлечение в научную практику источников, содержащих сведения для ответов на определенные исторические вопросы и гипотезы историка. В конце 1990-х гг. благодаря ученым МГИАИ, прежде всего О. М. Медушевской, был определен новый статус источниковедения в системе гуманитарного знания, что было закреплено в первом постсоветском учебном пособии «Источниковедение: теория, история, метод, источники российской истории» (1998). Суть нового взгляда на дисциплину заключается в том, что исторический источник рассматривается единым объектом различных гуманитарных наук при разнообразии предметов их изучения. В связи с этим благодаря источниковедению создается основа для интеграции наук и междисциплинарных исследований. Таким образом, подчеркивается междисциплинарный характер источниковедения, разрабатывающего методы, которые применяются не только в исторической науке, но и в других вспомогательных исторических дисциплинах (палеография, сфрагистика, дипломатика и др.) и необходимы для гуманитарного знания в целом. Следовательно, источниковедение занимает место одной из фундаментальных дисциплин в образовании специалиста-гуманитария, а овладение ее методом становится обязательным условием профессионализма в гуманитарной сфере. Согласно этому подходу для источниковедения ключевым является определение культуры в самом широком смысле - как всего созданного людьми. Поэтому главная задача источниковедения состоит в изучении объектов культуры как источников информации о человеке и обществе. Кроме того, отмечены также эвристическая и аналитическая источниковедческие задачи. Первая отвечает за умение ориентироваться в многообразии исторических источников, их классификацию, изучение их совокупностей, сложившихся в ходе исторического процесса; вторая - за разработку методов анализа и оценки исторических источников, получение из них достоверных и возможно более полных сведений. В современной концепции источниковедения активно проводятся идеи исторического источника как средства общения личности с мировой культурой. В основе этой концепции лежит фундаментальная человеческая потребность в преодолении рамок пространства и времени и взаимодействии с людьми и культурой других эпох благодаря освоению исторических источников, выступающих как явления культуры. Таким образом, современное источниковедение изучает не просто исторический источник, а систему отношений человек - произведение - человек, когда посредством созданного произведения человек одной эпохи дает знать о себе человеку другой эпохи. Определение предмета науки, оформленное на рубеже XX-XXIвв., звучало так: «Источниковедение - наука об исторических источниках как историко-культурных явлениях». При этом подчеркивалось, что источниковедение представляет свой предмет в системе историческая действительность - исторический источник - историческое знание. Развивая методологию современного гуманитарного знания на исходе первого десятилетия XXI в., О. М. Медушевская предложила рассматривать предмет источниковедения в рамках концепции когнитивной истории[1]. В основе этого научного подхода - синтез теории информации и теории классического источниковедения. А в центре внимания - «понимание историко-антропологических основ человеческой деятельности, способность человека создавать интеллектуальный продукт своей целенаправленной осознанной деятельностью». Центральная проблема когнитивных наук - это феномен преобразования мысли (живой или динамичной информации) в вещь (информацию статичную). Под когнитивной историей понимается исследование универсальных характеристик человеческого мышления. Ключевым понятием исторического процесса является понятие деятельности - это свойство существования человека, который преобразует свои замыслы в целенаправленный интеллектуальный продукт. При этом индивид использует реальность как информационный ресурс. Для понимания проблемы «информационного ресурса человечества» в рамках когнитивного метода внимание акцентируется на различии понятий динамичной и статичной информации, а также рассматривается процесс перехода от одного типа информации к другому в ходе создания интеллектуального продукта (преобразование мысли в вещь). Интеллектуальный продукт (или вещь) - личностен по происхождению, социален по функциям и имеет общечеловеческое значение как информационный ресурс. В соответствии с этими свойствами различаются уровни формирования и развития этого информационного ресурса. Первый уровень - функционирование человеческого мышления, когда происходит переход от идеи к вещи. Второй уровень - социальный, когда созданный интеллектуальный продукт осваивается обществом. Третий уровень - обратное превращение статической информации продукта в живую - когнитивный или познавательный уровень, когда происходит самопознание и информационный ресурс вещи становится важнее ее социальной (практической) пригодности. В основе когнитивно-информационной теории лежит концепция теоретического источниковедения. С этих позиций было предложено новое определение источниковедения : ...эмпирическая гуманитарная наука, объектом которой являются интеллектуальные продукты, созданные в процессе целенаправленной человеческой деятельности, а предметом - конкретная содержательная значимость их информационного ресурса, как источников для изучения человека, общества и мира в целом. Таким образом, появляется интегральный объект исследования - интеллектуальный продукт, информация которого доступна доказательному познанию с позиций источниковедения, вырабатывающего целостный подход, который выступает как метод гуманитарного познания в целом.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |