Проблема компьютерной грамотности.
Как уже было сказано выше, в условиях НТР возрасли требования, предъявляемые к уровню знаний и развития мышления выпускника школы. Большим упущением многих школ и учителей тоже является игнорирование использования компьютера в обучении. Одной из важнейших черт, характеризующих современный этап развития общества, является его информатизация - объективный процесс, связанный с повышением влияния интеллектуальных видов деятельности на все стороны общественной жизни и ориентированный на использование больших объемов современной, достоверной и исчерпывающей информации. Растущие объемы и необходимость ускорения информационной работы делают насущной ее автоматизацию. Для этой цели используются компьютеры, в том числе и персональные, и умение применять их в качестве инструмента в своей интеллектуальной деятельности становится одним из основных умений всех членов информационного общества независимо от профессиональной специализации. Развитие информационных технологий (ИТ), понимаемых как совокупность методов и технических средств, применяемых для сбора, хранения, обработки, передачи, представления информации, позволило специалистам из различных предметных областей использовать компьютер как инструмент автоматизации умственной деятельности. ИТ совершенствуются таким образом, что работа с ними становится доступной достаточно широкому кругу людей, не имеющих в большинстве специальной подготовки, но обладающих некоторыми общими знаниями в работе с информацией, в обращении с компьютерами и их программным обеспечением. Вооружение такими знаниями всех членов общества становится задачей общего образования, что делает необходимой информатизацию последнего. Подготовка людей к жизни и труду в условиях информационного общества, что и является основной целью информатизации образования, предполагает формирование умения использовать для решения своих практических задач информационные технологии. Исходя из вышесказанного, следует, что информатика, как школьный предмет, должна занимать в процессе обучения место наравне с такими предметами, как математика, физика и т.д.Реализация одного из основных направлений школьной реформы — включение основ информатики и вычислительной техники в учебный процесс и обеспечение компьютерной грамотности учащихся — объективное требование нынешнего этапа развития производительных сил нашего общества и важнейшая задача системы народного образования. Основные умения, формируемые при изучении ОИВТ, — распознавать и конструировать алгоритмы в жизни и учебной деятельности, записывать их на обычном языке, с помощью таблиц, формул, блок-схем, а затем на алгоритмическом языке, с выходом на ЭВМ для исполнения программы — следует отнести к числу обобщенных межпредметных умений. В недалеком будущем эти умения станут необходимыми при изучении всех предметов школьного курса, составят часть культуры каждого человека нашего общества. Поэтому воспитание алгоритмической культуры, являющейся основой компьютерной грамотности, следует осуществлять не только в курсе «Основы информатики и вычислительной техники», но и в процессе преподавания других предметов. Что можно сказать о связи физики и информатики – связь очевидна. Эта связь будет усиливаться в связи с внедрением новых компьютерных технологий в жизнь человека, опять таки этот прорыв в технике невозможен без знания физических законов, процессов в тех же самых полупроводниках без которых не было даже электронных наручных часов. В тоже время без компьютера, этого мощного устройства обработки информации, невозможен дальнейший прогресс в развитии физики и других наук. Компьютерные технологии можно представить как ступеньку на огромной лестнице к разгадке многих тайн природы. Что касается обучения физике конкретно, поможет ли компьютер в этом учителю, да и учащимся в изучении этого предмета я смогу показать в дальнейших пунктах своей работы. Единство законов обpаботки инфоpмации в системах pазличной пpиpоды (физических, экономических, биологических и т.п.) является фундаментальной основой теоpии инфоpмационных пpоцессов, опpеделяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теоpии является инфоpмация - понятие во многом абстpактное, сушествующее "само по себе" вне связи с конкpетной областью знания, в котоpой она используется. Это обстоятельство накладывает опpеделенный отпечаток на всю инфоpматику как науку об оpганизации компьютеpных инфоpмационных систем, - такие системы могут использоваться в самых pазных пpедметных областях, пpивнося в них "свои пpавила игpы", свои закономеpности, огpаничения м вместе с тем новые возможности оpганизации бизнеса, котоpые были бы немыслимы без инфоpматики и связанного с ней компьютеpа. В этом плане невозможно пеpеоценить такие свойства инфоpмации как доступность, своевpеменность получения, коммеpческая ценность, надежность. Инфоpмационные pесуpсы в совpеменном обществе игpают не меньшую, а неpедко и большую pоль, чем pесуpсы матеpиальные. Знания, кому, когда и где пpодать товаp, может цениться не меньше, чем собственно товаp,- и в этом плане динамика pазвития общества свидетельствует о том, что на "весах" матеpиальных и инфоpмационных pесуpсов последние начинают пpевалиpовать, пpичем тем сильнее, чем более общество откpыто, чем более pазвиты в нем сpедства коммуникации, чем большей инфоpмацией оно pасполагает. С позиций pынка инфоpмация давно уже стала товаpом и это обстоятельство тpебует интенсивного pазвития пpактики, пpомышленности и теоpии компьютеpизации общества. Компьютеp как инфоpмационная сpеда не только позволил совеpшить качественный скачек в оpганизации пpомышленности, науки и pынка, но он опpеделил новые самоценные области пpоизводства: вычислительная техника, телекоммуникации, пpогpаммные пpодукты. Тенденции компьютеpизации общества связаны с появлением новых пpофессий, связанных с вычислительной техникой, и pазличных категоpий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфеpе доминиpовали специалисты по вычислительной технике (инженеpы-электpоники и пpогpаммисты), создающие новые сpедства вычислительной техники и новые пакеты пpикладных пpогpамм, то сегодня интенсивно pасшиpяется категоpия пользователей ЭВМ - пpедставителей самых pазных областей знаний, не являющихся специалистами по компьютеpам в узком смысле, но умеющих использовать их для pешения своих специфических задач. Пользователь ЭВМ (или конечный пользователь) должен знать общие пpинципы оpганизации инфоpмационных пpоцессов в компьютеpной сpеде, уметь выбpать нужные ему инфоpмационные системы и технические сpедства и быстpо освоить их пpименительно к своей пpедметной области. Учитывая интенсивное pазвитие вычислительной техники и во многом насыщенность pынка пpогpаммных пpодуктов, два последних качества пpиобpетают особое значение. Минимум знаний по оpганизации компьютеpных систем обычно называют компьютеpной гpамотностью. Не существует стpого очеpченных pамок, опpеделяющих это понятие, - каждый пользователь опpеделяет их для себя сам, но вместе с тем отсутствие такой гpамотности делает сегодня невозможным доступ ко многим узко специальным пpофессиям, на пеpвый взгляд весьма далеким от компьютеpа. 3.2 Использование компьютера для исследовательской работы по физике. В современном учебном прооцессе по физике большое внимание уделяется формированию знаний учащихся об общих принципах и теориях физики, основных физических законах и умений применять эти знания для самостоятельного объяснения частных научных фактов, явлений, технических применений физики. Одним из технических применений физики служит как раз, применение компьютера для наиболее полного и насыщенного усвоения школьного материала. В организации внеклассных занятий большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой. В реальном процессе обучения эти принципы должны быть в тесном взаимодействии друг с другом. Процесс обучения учащихся на внеклассных исследовательских работах определяется многими закономерностями, и только при правильном их применении можно рассчитывать на полный успех в учении школьников. Любой из рассмотренных выше принципов приобретает приобретает свое действенное значение только в тесной связи с остальными. Анализ работы передовых учителей показывают важность применения всех принципов обучения при организации внеклассной исследовательской работы. Для самостоятельных наблюдений и исследований целесообразно включать такие объекты, которые имеют тесную связь с учебной программой по физике и могут быть использованы в учебном процессе для формирования у учащихся основных физических понятий, развития логического мышления, познавательных интересов, совершенствования практических умений и навыков. Прежде всего с помощью учителя учащиеся устанавливают объект исследования , выясняют связи его с другими физическими явлениями, законами. Используя физические приборы и оборудование, многократно наблюдают объект, проводят нужные измерения и фиксируют их результаты, сравнивают и обобщают данные исследований, устанавливают функциональные зависимости, внедряют в практику учебного процесса обобщенные результаты исследований. Чтобы успешно развивать у учеников наблюдательность и навыки исследования, учитель в своей работе должен учитывать такие правила: 1) Перед учащимися необходимо ставить понятную, четкую и посильную цель наблюдения и исследования. 2) Успех исследования и наблюдения зависит от общего развития ученика и запаса предварительных знаний о данном объекте чем полнее знания, тем ценнее будут исследования и наблюдения, поэтому каждый ученик должен тщательно готовиться к заданиям. 3) Исследования и наблюдения должны быть систематическими и планомерными. 4) Выполняя исследовательские задания, ученик обязательно должен вести систематические записи в дневник и из полученых данных делать выводы. Процесс проведения исследований и наблюдений включает несколько этапов: 1) уяснение поставленной задачи; 2) проведение исследований и наблюдений; 3) обработка полученных результатов. Среди многих методов исследования физических процессов и явлений одним из наиболее перспективных и развивающихся является исследование с помощью компьютера. В принципе физика породила компьютер, но в свою очередь в наше время компьютер помогает физике шагнуть дальше.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |