Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Название методики: «Со-творение»



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
Название методики: «Со-творение» 0.00 из 5.00 0 оценок




На соискание авторского свидетельства Профессиональной психотерапевтической лиги

Название методики: «Со-творение»

 

Автор методики: Максимова Елена Владимировна,

Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги,

 Действительный член Национальной Федерации Массажистов

1. Определение.

«Со-творение» – методика системной телесно ориентированной терапии, опирающаяся Теорию построения движений Н.А.Бернштейна.

Методика «Со-творение» используется для индивидуальной и групповой телесно ориентированной терапии. Кроме того, для простраивания детско-родительских отношений, внутри семейного общения, для объединения людей в рабочие группы – через работу с телом.

 

2. Сущность методики.

Идея о многоуровневой работе мозга высказывалась многими врачами, физиологами, психологами XVІІІ, XІX, ХX в. – Сеченов, Орбели, Выготский, Пиаже, Инхельдер, Эриксон и др. Наиболее полно уровни работы мозга разобраны Н.А.Бернштейном на примере построения движений («О построении движений», 1947 г.).

 

Многие ученые считают, что уровни построения движений можно рассматривать и как уровни физиологической регуляции нашего тела, и, соответственно, как уровни построения психики человека (Гиппенрейтер Ю.Б., Зинченко В.П., Величковский Б.М. и др.).

 

При многих психологических проблемах или, даже, психических расстройствах, первичными являются нарушение восприятия или движения/поведения - того или иного уровня построения движений. Соответственно и терапевтическая работа должна строится поуровнево - от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза к формированию эфферентного ответа (движения/поведения).

 

Методика работает не с отдельными телесными нарушениями и зажимами, а выравнивает построение тела (и, соответственно, психики) в целом.

 

Основные положения методики:

- построение тела и психики опирается на целостные врожденные паттерны афферентного синтеза (восприятия) и эфферентного ответа (движения и поведения)

 

- афферентные синтеза каждого уровня построения движения имеют свои закономерности и особенности в том, какие модальности восприятия они объединяют и как их обрабатывают

 

- различны причины или мотивы, вызывающие движение или поведение каждого уровня построения движений

 

- на каждом уровне построения движений по-разному строится контроль успешности движений или поведения – обратная связь

 

- каждый нижний уровень построения движений становится опорой, для построения всех вышележащих уровней построения психики

 

- в нас вложены не только паттерны построения движений, но также паттерны взаимодействия, объединения, общения людей на каждом уровне построения движений (в частном случае, объединение терапевта и клиента);

такое взаимодействие, возможно, здесь можно говорить о работе биологических полей,  выравнивает проблемы каждого отдельного члена, всех делает устойчивее и сильнее, что и легло в основу методики «Со-творение»

 

- руки/ноги человека имеют участки выхода основных уровней построения движений, с опорой на которые мы и проводим диагностику клиента и можем проводить воздействие на каждый уровень построения движений

 

Основные принципы и последовательность работы:

- запрос - выявление психологических и телесных проблем клиента – болезни души и тела

- проводится диагностика сохранности/нарушений уровней построения движений, начиная с нижних

- терапия ведется от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза (восприятия) к формированию эфферентного ответа (движения/поведения)

- на каждом уровне построения движений мы присоединяемся к клиенту, используя врожденные механизма взаимодействия, и далее работаем вместе с клиентом через со-творчество

- на каждом уровне построения движений мы растормаживаем или провоцируем включение врожденных механизмов самовосстановления тела

- кроме этого,  на каждом этапе работы подбираются упражнения для индивидуальной работы, не сложные, но максимально эффективные для решения той или иной задачи самостоятельной терапии тела клиента (домашняя работа)

- в процесс работы, при последующих посещениях клиент и терапевт отслеживают и фиксируют динамику изменений тела и психики, уточняют или, при необходимости, формируют новый запрос

- если запрос исчерпан – рекомендуются упражнения по закреплению и автоматизации навыка

 

Основные процессы:

- выравнивание или восстановление основных процессов восприятия и движения/поведения каждого уровня построения движений

- присвоение и использование новых (исходно врожденных, расторможенных в процессе работы) возможностей тела и психики клиента

Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:

1. Интервью - формирование запроса, сбор анамнеза

2. Диагностика особенностей восприятия и движения

3. Работа с телом клиента через «Со-творение»

4. Индивидуальные упражнения

5. Обратная связь

 

3. Теоретические и методологические аспекты

Методика опирается на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.

 

Книга Н.А Бернштейна «О построении движений» вышла в 1947 году и была переведена на все основные языки мира (Бернштейн, 1947). Поскольку движение лежит в основе нашего поведения, то каждый уровень построения движений можно рассматривать и как уровни построения психики человека. (Гиппенрейтер Ю.Б., Зинченко В.П., Величковский Б.М. и др.).

 

Каждый уровень построения движений имеет не только свои особенности афферентного и эфферентного синтеза, но формирует собственные особенности эмоционального и психического реагирования, особенности поведения, социального взаимодействия членов общества, включая социальные взаимодействия внутри семьи.

 

Кроме пяти уровней, описанных Н.А.Бернштейном, мы, внутри нашей практической работы, обнаружили еще один уровень регуляции. Мы назвали его V, поскольку филогенетически он соответствует червям (лат. Vérmes).

Ниже мы коротко разбираем особенности каждого из уровней построения движений и их влияние на психику человека.

Ниже мы коротко разбираем особенности каждого из уровней построения движений и их влияние на психику человека.

 

 Уровень А – Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций. Тоническое слияние.

 Уровень А – основа тонической регуляции тела в целом. Этот самый древний уровень регуляции тела опирается на исходное напряжение клеточных стенок, тургор, как одиночных клеток, так и клеток, входящих в состав клеточных объединений, тканей.

Активизация. Животный мир создавался в поле гравитации. Тургор, напряжение стенок клеток – необходимо, как противопоставление напряжению гравитации. Отсутствие гравитации – ослабляет данный уровень (как это, например, происходит у космонавтов во время космических полетов).

Уровень А - основание, фундамент нашего тела, опираясь на которое, разворачивается функционирование и тела, и психики человека.

 В филогенезе на этом уровне существуют одноклеточные животные; из многоклеточных – кишечнополостные, например, медузы.

Анатомическая основа -  сетчатая нервная система, описанная у кишечнополостных, которая, с нашей точки зрения, сохранна и у человека.

В основе афферентного синтеза лежит протопатическая чувствительность. Так, поверхностью клетки, воспринимают мир одноклеточные существа или медузы: они реагируют на давление, свет, звук, вибрацию, изменение химического состава среды. Протопатическая чувствительность, на наш взгляд, практически в неизменном виде, сохраняется и у человека. Ее основные свойства: не дифференцирована, включена постоянно.

Сюда же добавляется, возникшее филогенезе позже, вестибулярное восприятие отолитовых аппаратов – это также восприятие гравитации, чувствование верха и низа нашего тела.

 

Эфферентный синтез – регуляция тонуса, напряжение клеток и тканей нашего тела. Движение как волна, распространяющаяся по всему телу.

 

Основные свойства уровня А:

 

Активизируется от давление гравитации

Включен постоянно – протопатическое восприятие, по видимому, это восприятие напряжения клеточных стенок, постоянно воспринимает все изменения гравитации или давление

Восприятие не дифференцировано – воспринимаются самые разные изменения внешней и внутренней среды, включая и звук, и свет

Целостность - восприятие распространяется на все тело; тоническое напряжение охватывает все тело.

Прозрачность - практически нет препятствий для распространения волны возбуждения или напряжения. При телесном контакте, можно почувствовать напряжение тела партнера.

Слияние и перетекание напряжения при телесном контакте двух, и более, человек -  волна напряжения может перетекать из одного тела в другое.

 

Общение этого уровня – тоническое единение двух тел, тела вписываются друг в друга; например, тельце маленького ребенка легко подстраивается, вписывается в наши руки; а вот тело уснувшего ребенка как будто вываливается из ваших рук.

Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики - комфортно/не комфортно; при невозможности ускользнуть – паника.

Психика. Протопатическую чувствительность считают основой для восприятия человеком СЕБЯ, поскольку она включена постоянно, то и постоянно информирует человека о состоянии своего тела (Меграбян, 1962, Тхостов, 2002). Эти же авторы отмечают, что явления деперсонализации, как правило, сопровождаются нарушениями восприятия протопатической чувствительности.

Телесная тоническая целостность - основа целостности психической.

В социальном взаимодействии – доверие.

 Основная рабочая фраза: «Разрешить себе БЫТЬ».

В телесной терапии работаем – от запястьев, руки как ласты.

При хорошо включенном уровне А мы сливаемся с миром, чувствуя мир собой, не отделяем себя от мира.

 



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
Название методики: «Со-творение» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Название методики: «Со-творение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)